Сердце матери

 
Каждая женщина, если она, правда, настоящая женщина, а не мужик в юбке, хочет иметь детей. И порой ей неважно: есть муж или его нет. А вот ребёнок должен быть обязательно. Всю силу своей любви, природное материнство, всё вкладывает женщина в свою народившуюся кроху. Мечты , какие-то чаяния , несбыточное что-то из своей жизни хочется, чтобы сбылось у ребёнка. Если семья полноценная и ребёнок окружён любовью, то чаще всего все чаяния родителей не напрасны. Ребёнок вырастает в полноценного человека достойного во всех отношениях. Ну, а о других ситуациях жизни детей здесь я писать не хочу. Мне хочется сейчас поговорить о матери, о её чувствах во всех случаях жизни. Матери так устроены, что даже когда чадо выросло и уже работает и имеет свои семьи, её сердце не перестаёт всё время тянуться к своему ребёнку, хотя он уже давно взрослый человек. Все радости – это радости сына или дочери, мать это лишь с удовольствием констатирует. Но вот если произошла какая-то беда, то эта беда заполняет целиком сердце матери. Мать стремится помочь, на сколько это возможно уберечь от ещё более трудных положений.

В семье Марии выросли двое детей. От отца своей дочери Мария вынуждена была уйти, когда Леночке было 6 лет. Отец девочки и раньше выпивал, а в то время, когда мать была должна уйти от мужа, он превратился в буйного алкоголика. Жена водила его к врачам, ему вшивали ампулу от алкоголя, женщина длительное время пыталась образумить мужа, но семья всё-таки распалась, так как жить с ним было  и опасно, и противно. Прошёл год, Мария встретила хорошего человека, а ещё через год у них родился сын. Отчим прекрасно относился к приёмной дочери и обожал сынишку. Дети росли в полной и благополучной семье. Родители заботились о них, дети любили родителей. К 90-ым годам Лена закончила Лесной институт по специальности экология, а Владимир получил красный диплом в МАИ на кафедре самолётостроение. Дочь не успела никуда получить распределение, так как она в тот же год вышла замуж и к окончанию института уже ждала ребёнка. Брата распределили в Москве на  завод имени Туполева. Но 90-е годы были годами развала страны, недавно гордо именовавшейся СССР. Теперь же самолёты строить было невозможно, так как моторы к ним делали в Москве, а крылья прилетали из Украины. Союз распался, и завод стал вместо самолётов делать кастрюли. Человеку с красным дипломом МАИ, и мечтавшем о самолётостроении, делать кастрюли не захотелось. Он ушёл с завода. Жизнь так сложилась, что он вскоре женился. Надо было кормить семью, а работу в 90-ые было найти очень трудно. Молодой человек хватался за любую работу: водил грузовые машины, работал грузчиком, иногда должен был сам загружать целый фургон ящиками с продуктами, водой или ещё чем-то, а только потом быть в нём же шофёром. Домой он попадал уставший, а дома кроме жены его ждал ещё грудной ребёнок. Жена же была человеком, который не умел готовить еду, не могла стирать пелёнки, т.к. болела псориазом, и для  мужа  ежедневно начиналась новая «трудовая вахта» теперь уже дома.

Мать ничего не знала о том, как живёт её сын, а Володя от неё всё тщательно скрывал, чтобы её не расстраивать.

Мария же в свою очередь не рассказывала детям о трудностях своей жизни. В 1991 году, когда развалили СССР, в её жизни произошло ещё одно печальное событие: умер муж. И теперь не было ни страны, которую она любила, ни человека, который ей многие годы был опорой и поддержкой. На работе же , как на грех стали регулярно задерживать зарплату. В буквальном смысле не на что было купить еду. Женщина стала регулярно выходить на рынок, чтобы продавать какие-нибудь вещи, прежде всего, из одежды мужа. Так она спасалась от голода, но не говорила детям о своих бедах, зная, что они сами живут трудно в это ужасное время.

В семье сына случилось несчастье. Бестолковая жена оставила восьми месячного ребёнка без присмотра на пеленальном столике. Мальчик упал и ударился головой о батарею. «Скорая» отвезла его в больницу, где ребёнку наложили на головку швы. С этих пор их семейная жизнь стала ещё хуже. В ежедневных ссорах прошли два года. Ребёнок начал ходить в детский сад, хоть его мать не работала. Из-за работы Володя не мог вечером забирать ребёнка из сада, это делала жена. Но вот однажды, вернувшись раньше обычного с работы, Володя хотел взять сына из сада и узнал, что его уже забрала соседка по дому. Оказывается, жена уже больше месяца не отводила и не приводила ребёнка. Это делала её подруга, соседка по дому. Очередная ссора привела к разводу. Суд оставил ребёнка с отцом. Соседка пригласила Володю с ребёнком пожить у неё. Так они стали жить в гражданском браке. Новая семья существовала уже три года, когда зимой Владимир нёс тяжёлые ящики к своей машине, поскользнулся, упал и переломал обе ноги. Врачи сказали, что переломы сложные и ему в больнице придётся провести около месяца, а потом ему надо менять работу, так как носить тяжести будет категорически нельзя. Узнав это, новая жена заявила, что два месяца, а то и больше кормить мужа с ребёнком она не желает и потому просит, освободить квартиру.

Сын с внуком переехали к матери.

У Лены тоже не сложилась жизнь с первым мужем, и она тоже пришла с сыном к маме.

Первое время все жили на зарплату матери и алименты, которые получала Елена  на сына. Потом Володя устроился работать охранником в одно предприятие недалеко от дома. Лена начала продавать лекарственные добавки. Материально семье стало легче.  Но такая работа их не устраивала, она им не нравилась. Увы, в это время возникла ещё одна неприятность: заболела мать Марии , бабушка Володи и Лены. Она жила от них отдельно и пока была здорова, не требовала особого внимания. Теперь же она оказалась в больнице, и ей требовался постоянный уход сначала в больнице, а потом дома. Переезжать в квартиру дочери бабуля не захотела, и потому Марии и Лене приходилось периодически ночевать у неё, чтобы помогать выздоравливать: покупать лекарства, готовить еду, ухаживать за больной женщиной.

Когда бабушка поправилась, Маша решила, что  оставлять её одну, как раньше  теперь не надо и стала стараться ночевать с ней хотя бы раза два в неделю. Заодно помогала ей с уборкой, продуктами, лекарствами.

 А жизнь продолжалась. Лена познакомилась с молодым человеком, который вскоре стал жить с ней вместе. А ещё через некоторое время у них родился малыш. Трёхкомнатная квартира стала тесновата для всех и Мария навсегда переселилась к матери. Женился ещё раз и Володя. Он тоже привёл жену в ту же квартиру. Места двум семьям катастрофически не хватало, начались ссоры и, прежде всего, между хозяйками на кухне, кто и сколько времени должен занимать плиту для приготовления обеда. Дело кончилось тем, что обе семьи срочно начали подыскивать размен. Не прошло и года, как  размен нашли. Правда, Лена переехала на другой конец Москвы в двухкомнатную квартиру в «хрущёвке», а Володя отправился в однокомнатную квартиру в Мытищах, т.е. фактически утратил московскую прописку. Мария же , чтобы повидаться с дочерью и внуками, должна была больше часа до них добираться на метро, а чтобы повидать сына и его детей ехать сначала на метро, потом электричкой, а потом ещё идти пешком. Ещё до того , как дети разъехались, старший сын дочери пошёл в первый класс в ту же школу, где работала Маша. И после занятий он вместе с ней обедал в столовой, делал уроки, гулял, пока родители не забирали его домой. Мария в это время уже жила от них отдельно. После переезда семьи в другой район парню пришлось поменять школу, и тут начались с ним проблемы. Мария стала забирать внука по субботам и воскресеньям к себе, чтобы позаниматься с ним уроками, погулять, почитать что-нибудь интересное мальчику.

Ещё до переезда в Мытищи старший сын Володи тоже ходил в школу к бабушке и проблем не было, а вот в новой школе повторилось всё то же , что с первым внуком Марии. Мальчишки учились плохо, а Мария не знала , как им помочь. Она забирала их на выходные, позже писала  с ними сочинения, читала с ними заданные произведения, но одного раза в неделю не хватало. Старший еле, еле закончил 8 классов и дальше пошёл в армию, а второй, закончив 8 классов, поступил в колледж, но не смог сдать первую же сессию и его отчислили.

Бабушка переживала дела внуков больше, чем их родители, но что-то изменить не могла. Старший внук , вернувшись из армии, учиться не захотел. Он пошёл работать, но работа его не удовлетворяла. Брать же его на что-то другое, никто не соглашался, так как парень не имел образования.

Второй внук тоже жил плохо, не по-человечески. Мать его подарила парню в 18 лет квартиру, чтобы выписать его из своего дома. Она вышла ещё раз замуж, и старший сын ей мешал. Тем самым молодой человек стал предоставлен самому себе. Парень познакомился с какими-то «купцами», которые платили ему за сохранность товара в его квартире. Работать он тем самым не стал. Отец с величайшим трудом заставил сына идти учиться в колледж, но и вторая попытка с обучением его провалилась. Его снова за неуспеваемость исключили.

Когда Мария  пыталась вмешаться в дела старших внуков, они её просто игнорировали, а их родители махнули на детей рукой, мол пусть живут , как хотят. То , что это может кончится бедой ни родители , ни внуки слышать не хотели. А если мать пыталась что-то втолковать своим детям , то те лишь с ней ссорились. Считая, что она лезет в дела, в которых ничего  не понимает.

Владимир и Елена переключили всё своё внимание каждый  на второго своего  ребёнка. Младшие внуки Марии действительно были удачными. И сын с дочерью спешили не упустить их, как упустили первое своё чадо.

Все трудности жизни, неудачи с детьми сказались на здоровье Володи и Лены. Володя в свои 45 лет обладает уже таким количеством болезней, какого не имеет иной старик. Заставить же его заняться своим здоровьем,  просто невозможно. Мать ссорится с ним регулярно, но дело не сдвигается. Лена  в отличие от брата своим  здоровьем занимается, но сердце матери всё время болит и за неё. Ведь женщине всего 50 лет, а «букет» болезней очень велик. К тому же, если дочь нашла себе постоянную работу и уже имеет регулярную зарплату, то у брата и в этом вопросе тоже не сложилось. Он закончил курсы техников по холодильным установкам. Но чинить холодильные установки можно только, если сам найдёшь человека , нуждающегося в таком ремонте. Находить же их  сложно. Не помогают ни листовки , ни Интернет. А поэтому зарплата то есть, то нет. Как быть, когда кормить и одевать шестиклассницу дочь надо каждый день? Здоровье же тоже теперь и своё собственное и дочери требует денег, бесплатной медицины больше нет. Мать много раз предлагала дать сыну часть своей пенсии, чтобы он мог выкрутиться из тех долгов, в которые он попал из-за отсутствия работы, но сын категорически не берёт деньги, продолжая поиски работы.

В этом году в ночь на 9 мая два пьяных урода требовали водку у Владимира, а не получив её, покалечили Володю у него на даче. Они сломали ему ноги, пытались выдавить глаза, повредив при этом роговицу. Сын Марии вынужден был месяц лечиться и не мог работать. Хорошо, что глаза пострадали не очень сильно, роговицу удалось поставить на место, а хромота осталась на долго. Мерзавцев до сих пор не нашли. А через две недели какие-то подлецы обокрали дачу, пользуясь тем, что хозяин болен и уехал лечиться. Если ты не вор и не бандит, то тебе в этом капитализме жить невозможно даже, если ты имеешь знания , умения и мог бы приносить пользу людям.

Есть люди , которые приспособились к этому капитализму, а есть такие , как Володя, им в нём просто нет места. Мать, воспитавшая своих детей честными , трудолюбивыми, стремящихся к образованию, каждый день вместе с ними умирает от возмущения от того, что она видит в окружающей их среде. А ещё у неё разрывается сердце от жалости к своим кровиночкам, не способным подстроиться к этой волчьей жизни.


Рецензии