Дневник матери и свекрови гл 11, ч 1

МОИ ПРЕДСКАЗАНИЯ СБЫВАЮТСЯ, НО НЕ РАДУЮТ

 Лето девяносто шестого стояло жарким и душным. От переутомления или от жары, а может от неудовлетворённости своей жизнью, я просыпалась рано. На своей половине супружеской кровати , отвернувшись от меня, посапывал Саша. Я смотрела на его седеющую шевелюру и вспоминала, как мы с ним познакомились, с какой нежностью и вниманием он относился ко мне. За четверть века столько воды утекло! Дети почти взрослые, а наши чувства трансформировались, из отношений постепенно ушла восторженная влюблённость, оставив уверенность в том, что брак выдержал испытание временем. Да, мне, как женщине, натуре романтичной и даже восторженной, хотелось бы всплеска чувств, повышенного внимания, ласковых слов и прикосновений, я даже высказывала претензии мужу, но в то же время понимала, что в так называемые «лихие девяностые» главная наша задача — выжить и помочь детям. И всё же душа просила перемен.
 В начале июля я вдруг решила, что мне просто необходимо развеяться и съездить на малую родину — в Солнечногорск и Зеленодольск. Я не была там семь лет, с тех самых пор, когда Егор начал встречаться с Валентиной. Я практически ничего не знала о своих подругах, родственниках и одноклассниках, время было такое непростое, что письма мы писать друг другу перестали, а домашний телефон нам до сих пор не поставили. Муж не стал возражать, чтобы я съездила на Кавказ. Однако, меня там ожидало много плохих известий.
«4 июля 1996 года. Солнечногорск.
 Печально началась моя встреча с родным городом. Я не могла себе такого представить, что не застану в живых своего старшего брата Виктора, который умер в прошлом году от сердечного приступа. Я не видела его с тех пор, как он однажды вместе с младшим Сергеем приезжал к нам на новоселье. Мне было почему-то особенно больно осознавать, что он не оставил после себя ничего — ни дома, ни семьи, ни сына, ни доброго воспоминания. И хотя мы с ним не были близки, известие о его смерти вызвало во мне бурю чувств — от сожаления о его напрасной жизни до укоров совести, что я, как сестра, ничего для него тоже не сделала. А теперь всё поздно.
 Второе известие было для моего восприятия более трагическим. Встретив вчера одноклассницу, я узнала, что моей любимой классной руководительницы Марины Алексеевны тоже нет в живых. Я не могу это осознать и принять! Жили на Планете люди со своими мыслями, поступками, нелёгкими судьбами — и вот они ушли в тот мир, откуда не возвращаются… Я никогда не приду к Марине Алексеевне, она не посмотрит на меня своим любящим взглядом, не выслушает, не даст совет, не ободрит и не скажет, что я добилась в жизни гораздо большего, чем она ожидала. А как мне хотелось показать ей передачу обо мне и подарить книгу! Как бы она радовалась таким значимым событиям в моей нелёгкой судьбе! Но её больше нет…  И только яркий свет её когда-то тёплой для меня планеты будет мне светить до конца дней моих.
Что же ты, мой любимый город, встретил меня такими печальными известиями?»
 Я обзвонила одноклассников, и только несколько человек смогли съездить со мной на кладбище, в том числе и моя лучшая подруга Анна. Мы положили цветы на могилу Марины Алексеевны, постояли в молчании. Я не могла удержать слёз… После кладбища я поехала в гости к Ане. Жила она одна, замуж так и не вышла,
- Знаешь, Маша, я наверное уже тебе говорила, что очень жалею, что не родила для себя ребёнка. Маму жалела, а о себе не думала. Мамы давно нет, а мне не для кого стало жить. Да, есть подруги, есть брат и племянник, но родной души нет.
- Анечка, ну что теперь убиваться? Ещё неизвестно, стал бы твой ребёнок тебе опорой в старости, - я вздохнула и добавила, - Егор как ушёл тогда из дому, так и живёт своей жизнью. Вспоминает, что у него есть родители, когда чем-то помочь нужно. А дочку из дому вечером не выгонишь, такая домоседка, что я боюсь за неё, не останется ли в девках? Наверное, что Бог даёт, то и принимать надо со смирением.
- А ты веришь в Бога?
- Как тебе сказать? Верю, что есть какая-то высшая сила, есть у каждого предначертанная ему судьба, и как-бы мы не старались, от неё не убежишь. Знать бы только, что она ещё нам преподнесёт, к чему готовиться?
- Вот именно! Зачем постоянно нам подбрасывать сложности и беды? Чтобы посмотреть, как мы с ними справляемся? Вот ты как-то говорила, что уверена в проклятии своего рода. А у нас, думаешь, лучше? Брат уже второй раз женился, и снова неудачно! Вторая оказалась пьяницей и наркоманкой! Она родила сына, бросила его и уехала в неизвестном направлении. Может быть, я и согласилась бы взять племянника к себе, но у него есть бабушка и родной отец. Я к нему привыкну, а они в любой момент могут его забрать. Нет, я так не хочу!
- Аня, а ты не думала удочерить девочку из дома ребёнка?
- Да кто же мне позволит? Я же не замужем, да и на оклад медсестры смогу ли ребёнка воспитать? - Анна всплеснула руками и удивлённо посмотрела на меня своими голубыми глазами.
- Извини, не подумала! Что тут у вас в городе в последнее время хорошего произошло? - я попыталась сменить болезненную для неё тему.
 Анна рассказала о новом микрорайоне, о парке, построенном цирке, спектаклях в театре, которые она посмотрела все до единого. Мы проболтали до позднего вечера, а затем за мной на шикарной иномарке приехала младшая двоюродная сестра Женя, одна из троих дочерей тёти Вали.
 На следующий день, а он был выходным, мы вместе с её новым мужем, бизнесменом Стасом, высоким шатеном с карими глазами, поехали на водохранилище, где отлично провели день - купались, загорали, разговаривали на разные темы. Стас мне показался высокомерным, заносчивым, категоричным, с хитрецой, но видно, что к сестре относится хорошо и умеет зарабатывать деньги. Я порадовалась за Женю, что ей, хотя и не с первого раза, но повезло, да и она мне призналась, что наконец-то встретила порядочного человека. Только вот парадокс — две другие сестры из-за зависти, что она в золоте купается, перестали с ней общаться! Я с ними по очереди со всеми встретилась, выслушала их претензии друг к другу и к их маме Вале, моей тёте, но сказала только одно — пока они сами не найдут общий язык, никто извне их не помирит.  Средняя сестра, красавица и умница Вероника, после развода с первым мужем долго не могла прийти в себя. Сейчас она торговала тряпками на рынке, встретив там Гришу, бывшего военного. Пока они жили в гражданском браке, но это не мешало им вести совместный бизнес и помогать дочери Вероники. С тёткой я увиделась в последний день, она очень сильно постарела, выглядела ужасно, перестав следить за своей одеждой. А ведь когда-то была первой модницей в своей посёлке Видном, куда мы с мужем приехали из Сибири. С её старшей дочерью Сашей мы никогда не были особо близки, но, видно, жизнь её потрепала, она углубилась в религию и стала более терпимой. Я от неё не ожидала такого радушного приёма и подарков, переданных моему внуку. Пробыв в Солнечногорске неделю, я отправилась в станицу Зеленодольскую.
« 11 июля 1996 года. ст. Зеленодольская.
Конечно, здесь многое изменилось, но центр всё тот же. Вечный огонь у стеллы не горит, видно, нет на это средств. Но памятник В. И. Ленину пока на месте. Около старых магазинов расположились ларьки с товарами из Польши и Турции, как и по всей России. Я долго сидела на лавочке в сквере, размышляя, к кому сначала пойти в гости и надеясь встретить знакомых. Но не встретила. Отправилась сразу к своей названной маме  - тёте Оле, она должна быть на пенсии, а значит, дома.
- Машенька! Какими судьбами? Я уже и не думала, что увижусь с тобой! - она, конечно, постарела, стала меньше ростом, а из-под платка выглядывали седые волосы. Зато глаза были такими же добрыми и лучистыми.
- Проходи, располагайся. Надеюсь, ты у меня остановишься?
- Если не помешаю.
- Что ты! Это для меня такая радость, такая честь! - тётя Оля поставила чайник и начала накрывать на стол.
 Когда я достала из сумки свою книгу и подарила ей, то услышала столько восторгов, что мне даже стало неудобно. Тётя Оля рассказала о своих дочерях-близняшках, которые когда-то нянчили Егора. Обе замужем, но у Лены муж пьёт, хотя сумел построить коттедж недалеко от мамы. Вторая, Ирина, живёт на другом конце станицы не так богато, как сестра, зато муж достался порядочный и непьющий. Тётя Оля взяла с меня слово, что я обязательно с ними встречусь. Но мне удалось увидеть только Лену, ту, что с родинкой на щеке, располневшую женщину средних лет. Она выглядела старше меня… Да, время никого не пощадило.
 Потом, встретив бывших коллег-учителей, торгующих на рынке, я поняла, как плохо живётся нашим людям в глубинке. Все предприятия закрылись, колхозы разорились, каждый выживал, как мог.
 Алана я в этот приезд не видела. Хотя посёлок и небольшой, но случайно мы не встретились, а идти к ним в гости без мужа я посчитала неприличным. По слухам, живут они с Мирой хорошо. Может быть, правы наши предки, когда сватали приглянувшуюся им невесту? Браки по расчёту распадаются очень редко. Их дочка выросла настоящей красавицей, закончила школу и учится в Солнечногорске, а сам Алан стал директором школы. О его сестре Софи мне ничего не удалось узнать.
 Посёлок Научный встретил меня прохладно во всех отношениях.  В станице светило солнце, а здесь небо неожиданно заволокло тучами, и пошёл дождь. Мелкий, осенний. Настроение испортилось, тем более, что я не знала, к кому в первую очередь зайти. Хороших друзей тут у нас не осталось, а все остальные, с кем когда-то отмечали праздники или вместе работали, проявили при встрече ко мне вежливый интерес, а потом шли по  своим делам. Кстати, Владимир Королёв, из-за которого мне пришлось уехать из посёлка, давно его покинул.  И никто даже ни разу в разговорах не упомянул о нём. Впрочем, мне разве интересна его судьба? Отнюдь…
 Так вот, мне осталось только зайти к соседям снизу, с кем мы часто отмечали праздники. Потом весть о моём приезде разлетелась по посёлку, и меня начали приглашать в гости  Сашины сослуживцы, спрашивали о его карьере и о нашем житье-бытье в городе.
 Сам посёлок на меня произвёл удручающее впечатление. Здания никто не ремонтировал, везде чувствовалось, что приходит эра запустения. Науку никто не финансировал, всё приходило в упадок. Знакомые, с кем удалось побеседовать, говорили о том, что рады бы уехать из этой Богом забытой дыре, но не могут. За нашу шикарную трёхкомнатную квартиру, которую мы тут когда-то получили, можно было купить в городе только однокомнатную в старом фонде. Хотя один плюс появился — всем выдали ордера, и квартиру можно продать. Только желающих её купить не находилось.
 Перед тем, как уехать из посёлка, я пошла на речку, где мы часто проводили семейные праздники. Полянка немного заросла, некоторые деревья постарели и упали, образовав дополнительное место для сидения, речка из-за жары обмелела.
- Всё меняется, - подумала я, сидя на берегу. - Неужели именно здесь прошли мои молодые годы? И на что я их потратила? Растила детей, заботилась о муже, встречалась с друзьями и работала. Где теперь наши друзья? Следы Лены и Сергея Ениных затерялись во Вселенной, Алана с женой друзьями назвать нельзя, Милены уже нет… Не так много тёплых планет осталось на моей орбите. А кажется, что я окружена друзьями, родственниками и знакомыми, но каждый человек, по сути, одинок. Наверное, нужно принять эту мысль и полюбить себя и своё одиночество. Зачем рвать душу и искать то, чего в мире нет? Разве дети, которых вырастили, стали мне родственными душами? Разве муж, с кем прожили почти четверть века, всегда понимает меня и во всём поддерживает? И даже мама, если бы мне с ней повезло, вряд ли всегда принимала меня такой, какая я есть. Мне же самой не нравится в моих детях очень многое? Почему же меня, с моими достоинствами и недостатками, можно принимать безоговорочно и боготворить? Нет идеальных людей и нет идеальных отношений. Тогда зачем все наши переживания, метания по жизни в поисках чего-то? Не знаю. Да, мне скоро сорок пять, а я, честно, так и не знаю, зачем живу, чего хочу и что делать дальше…
 Потом я усилим воли оборвала поток негативных мыслей и прочитала аффирмацию Луизы Хей: « В моей жизни всё прекрасно. Жизнь поддерживает меня в каждом моём начинании. Я неразрывна связана с той Великой силой, которая создала и меня. Я обладаю всем необходимым, чтобы добиться успеха. Я учусь на своём опыте. В моём мире всё прекрасно!»
Я повторила эти воодушевляющие слова несколько раз, и, успокоив свой мятущийся ум, вернулась в посёлок.
 Я подарила в библиотеку свою книгу, выслушала поток комплиментов, какая я талантливая и красивая, и всё же в каких-то непонятных чувствах уехала из Научного. Встреча с прошлым не всегда приносит радость…
 16 июля в душном и до ужаса жарком плацкартном вагоне я возвращалась в Белгород. Что ждёт меня дома? Как там Алёнка и Саша? Как дела у Егора, Валентины и Сашеньки? Всё ли у них хорошо? На душе было как-то тревожно.
Как и в прошлый мой приезд, на вокзале меня встретили Саша и Алёнка. С цветами.
- Ну, здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, тут у вас всё в порядке? - я обняла сначала дочку, потом мужа. Алёнка ответила:
- Почти.
- Что-то всё же случилось? - мы шли к такси.
- Мама, Егор ушёл из семьи.
- Как ушёл? Куда?
- Пока живёт у нас.
- Так, ладно, дома всё расскажете. Хорошенький подарок преподнёс мне сын ко дню рождения!
 В такси мы молчали. Странное дело — я приняла известие спокойно. Первая мысль — жалко Сашеньку. Он почему должен страдать?
 Дома, за столом, Алёнка изложила свою версию:
- У них на фирме появилась молодая пара — Женя и Валера. Они двумя парами ездили несколько раз на природу, а началось всё с майских праздников, и наш Егор влюбился в Женю. Она сначала его к себе не подпускала, а потом ответила взаимностью.  Как сказал мне Егорка, с ним такого раньше не было, он забыл и о жене, и о сыне. Я видела как-то эту Женю — ничего особенного. Чуть симпатичнее Вали. Пока тебя не было, он уже успел к ней переселиться в однокомнатную квартиру, а потом она его выгнала  и ушла к родителям, чтобы он не стоял у неё под дверью. Егор попросился пожить у нас, пока Женя примет решение.
- А как Валя? Вы с ней виделись?
- Она к нам сама пришла и рассказала, что Егор перестал ночевать дома. Плакала и просила у нас прощения. Но что мы можем, кроме как поддержать её? - Алёнка как-то горестно вздохнула. - Мам, если честно, ты ведь никогда особо не любила Валентину? Теперь ты рада, что они расстались?
- Нет, что ты! Я думала, что такую любовь, как была у них, они пронесут через года. Вырастят сына и вместе состарятся. Да, я ей когда-то говорила, что неравный брак, по статистике, не может существовать долго, но я не рада, что ребёнок, особенно мальчик, вырастет без отца.
- Мы пытались поговорить с Егором, но ты ведь знаешь его характер. Сказал, чтобы мы не вмешивались, он уже достаточно взрослый, сам разберётся.
- Он и тогда говорил, что взрослый… Господи, как я его просила повременить со свадьбой! Переступил через меня и помчался на всех порах во взрослую жизнь. Ну хотя бы с ребёнком повременили! А теперь что будет? Конечно, мы внука не оставим, если Валентина будет поддерживать с нами отношения.  Да, такого поворота событий я не ожидала… Нет, Егора я не оправдываю и не поддерживаю. Лучше бы он одумался и вернулся в семью.
- Жди, послушает он тебя, - Алёнка была настроена скептически. Саша, как всегда, молчал. Да и что тут скажешь?
 В этот вечер сын пришёл так поздно, что я его не дождалась. Всё повторяется?

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии