Дедовщина. нужна ли она была?

  В основном хочу опереться на свой опыт. Но сейчас одно могу сказать точно — я не жалею о том, что прошел эту «школу». Думаю, со мной многие согласятся те, кто служил минимум два года или в Советское время. Я умудрился послужить и во время СССР и в Новой России два года срочной службы, по контракту шесть лет и поработать в военном комиссариате.

  Если говорить честно, то в современной России служить два года для мужчины уже не совсем актуально. Возможно страдает только обороноспособность государства, так как количество военнослужащих, по призыву на один год, значительно меньше. Тем более при появлении современных технологий так много их уже не требуется. Это спорный вопрос.

  Но как и тогда, так и сейчас ситуация неоднозначна. Плюсы и минусы есть с двух сторон. Какие — решайте сами. Расскажу, лишь, как обстояли дела со мной и обстоят в наше время.

  Призвали меня в 1991 году весной за три дня до моего восемнадцатилетия. В часть был зачислен в аккурат в день своего рождения. Но уже за год до этого я знал в каких войсках придется служить. Поэтому сразу после окончании школы меня с другими товарищами вывозили на сборы для обучения прыжкам с парашютом. Помимо этого, на протяжении целого года до призыва, я усиленно занимался спортом, так как предполагал, что в армии без такой подготовки будет не легко.

  После учебки, которая длилась полгода, я решил, что в армии  больше делать нечего. Так я думал, когда попал в войска — ничего нового там не было, кроме жестких климатических условий и видов летательных аппаратов, с которых ранее не прыгал. В учебном центре меня научили всему, что могло пригодиться в войсках и, казалось, закалили характер, волю и тело — было неимоверно тяжело: каждое утро ожидал с ужасом и страхом перед тем, что могу не справиться. Дедовщины там почти не было, в основном уставщина, что гораздо хуже для молодого солдата (да согласятся со мной многие).

  Большую часть времени с новобранцами занимался сержантский состав, которые могли с нами делать все, что угодно, кроме явного  рукоприкладства. Тогда они казались чуть ли не богами, даже те, кто отслужил только полгода. Мы безапелляционно выполняли их приказы, даже если для этого нужно было умереть. Но, слава Богу, при мне этого не случалось. Тогда я понял что означали крики в первый день, когда нас «зеленых» везли на грузовиках по территории части - «Духи! Вешайтесь!» До этого в пункте распределения мы наблюдали, как нашу гражданскую одежду рубят топорами на огромных чурках, когда вышли из бани в новеньких х/б.

  Но вот, прошло шесть месяцев, и нас самолетами отправили на другой конец страны, где тайга и морозы под пятьдесят градусов. И, не успев заступить одной ногой на новое место службы, сразу поняли, что такое войска. Грузовики мы покинули в новеньких облегченных берцах, а в казарму зашли в обыкновенных «деревяшках». Уже на плацу на нас накинулась толпа старослужащих и насильно выменяли свои дубовые ботинки на наши новой модели. Такие, как у нас, до войск доходили только с учебных центров. Вступать в противоборство даже не думали - велик был еще страх перед старшими по званию и возрасту.

  (Спустя лет двадцать пять у узнал от своего сослуживца, что до армии он был чемпионом республики по боксу. Тогда я спросил его - «Чего ты молчал тогда, когда тебе синяки ставили? Я бы тоже ввязался!». На что он ответил - «Тогда нельзя было... Как-то заведено, что ли...»).

  Стучать и жаловаться были не привычны. Но и сдачи не могли дать только потому, что так «заведено» и все.

  Опустим следующие полтора года, где от «курка», «духа», «черпака», «деда» я дошел до «дембеля». В отличии от своих «дедов» и «дембелей» я не вел себя так дерзко и жестоко по отношению со своими молодыми, как поступали со мной. И не потому, что добрый такой и не злопамятный, а потому, что не люблю применять насилие на тех, кто слабее или ниже тебя по званию, моложе. Достаточно было воспользоваться своим авторитетом. Может повторюсь, но старослужащие казались тогда для вновь прибывших чуть ли ни небожителями. И если уж, простыми словами не обходилось,  добавляли дополнительные физические нагрузки. Кто служил, тот поймет.

  Но к чему я завел эту тему? Где же офицеры, где устав? Неужто нельзя обойтись без дедовщины? Можно. Но что с этого получается?

  Давайте посмотрим, как обстоит с этим делом сейчас.

  Как я говорил выше, мне довелось служить по контракту уже в современной России и работать в военном комиссариате, и поэтому информация, которой владею более или менее объективна.

  Начнем с того, что служить в армии и на флоте сейчас мало кто из юношей стремиться. Если раньше было позором, особенно перед девушками, не оттоптать в сапогах два года, то сейчас все наоборот. Не смог отмазаться — лох.

  За проступок на службе бойца практически невозможно посадить на гауптвахту. Теперь для этого требуется решение военного суда, а не приказ командира части. И то он должен за свой счет возить провинившегося по всем инстанциям. И лично он его проучить не вправе: минимум - увольнение, максимум - трибунал; неуставные отношения тем более, так как некому. Безнаказанность налицо. Сейчас молодой боец может оскорбить командира любыми словами, не выполнить приказ и ему ничего не будет — хлопотно; если только наряд вне очереди. Стоит солдату пожаловаться в комитет солдатских матерей или, даже анонимно,  написать о несправедливом отношении к себе командиру части, считай карьера его непосредственного начальника закончилась.

  Со служащими контрактной службы проще. Тех, хоть, есть возможность рублем наказать или не продлевать, прервать контракт, у которых денежное довольствие на порядок выше. А это веская причина соблюдать устав.

  Конечно время не остановить. Были времена, когда и по пять лет служили и по двадцать пять. И каждого периода были свои плюсы и минусы. Но по моему мнению только в последнее время престиж армии и флота катастрофически снизился, упал воинский дух, не смотря на то, что в СМИ ее всячески восхваляют, презентуя новейшее вооружение. Это, вне сомнения, хорошо. Хорошо, когда умной техникой могут управлять теперь не двадцать, а два человека. Хорошо, что армия теперь не такая большая, благодаря такой модернизации — рабочих мест больше в стране, как-будто.

  Хорошо-то хорошо! Только как быть с тем, что такие же технологии в будущем могут разом отключить всю нашу-чудо технику? Что тогда делать? Кто возьмется за винтовку, автомат, сядет за аппарат не напичканный электроникой или просто, своими ножками, бежать в атаку; идти в разведку не надеясь на космические спутники; читать обыкновенные бумажные карты вместо планшета; тянуть телефонный кабель на соседнюю боевую точку, когда не будет иной альтернативы для связи?

  Я не защищаю дедовщину и не против соблюдения устава. Я за то, что опыт, боевой дух, любовь к Отечеству, конце концов не могут быть привиты в такой срок. Здесь я кину, теперь, камень в огород военнослужащих контрактной службы — большинство в первую очередь разбегутся: никакие деньги не удержат. Это я знаю не по слухам, а из разговоров с ними на эту тему.

  Естественно, сказанное выше, относится не ко всем, кто носит военную форму. И в сегодняшние дни есть свои герои, свои патриоты. Но эта заслуга прежде всего родителей и родных, а не государства, которое, по моему убеждению, все меньше и меньше уделяет этому внимания.

   С Уважением, Вячеслав!


Рецензии