Воспоминания о бабушке

На высоком крутом берегу Бии стоит древняя сибирская деревня Стан – Бехтимир. Ей уже за триста лет, многие старые почерневшие от времени дома доживают второй век. Здесь и родилась моя бабушка – Кривобокова Анна Григорьевна, в этом месте покоится прах ее предков. Именно из этой деревни, дорогой поднимающейся на косогор, уходил на фронт ее муж Пантелей Яковлевич. Этой же дорогой, принес почтальон через год «похоронку» на супруга.
Бабушка Анна родилась в 1902 году, всю войну прожила в Бехтимире, и лишь в сорок восьмом переехала с сыном и дочерьми в заново отстроенный совхоз Светлоозерск. Бабу Нюру (так ласково мы ее называли) знали очень многие люди, даже за пределами города Бийска. Она была местной знаменитостью среди немногих врачевателей того времени. Славилась тем, что поднимала больных людей на ноги.
В основном это были пожилые люди, жалующиеся на боль в ногах и руках. Часто приезжие передвигались с помощью костылей или посоха, а уезжали с довольными счастливыми лицами.
С тех пор, как я помню себя, в доме были чужие люди, которым требовалась медицинская помощь. Бабушка избавляла больных от застоявшейся и запекшейся крови, или попросту спускала ее, тем самым обновляя организм.
Больные шли на прием к врачам и специалистам, но результатов от приема выписанных лекарств не было. Тогда медики давали адрес бабушки Анны:
- Вам нужно ехать в Светлоозерск, там проживает местный «профессор» Анна Григорьевна. К сожалению, местная медицина в этом случае бессильна, и только бабушка сможет вам помочь.
Для лечения баба Нюра использовала пустые коровьи рога. Она не знала медицинских терминов, и говорила просто:
- Пойду под гору схожу, надо подружке рога поставить. Я в то время был мальчишкой, но даже для меня в этих словах чувствовалось что – то колдовское и таинственное. Позже я воочию увидел, как моя бабушка ставит людям рога, и убедился – это знание анатомии человека и большой опыт.
Мой отец привозил с местной бойни коровьи рога, отпиливал ровно ножовкой по железу и отдавал бабушке. Баба Нюра долго варила их в ведре на печке во дворе, затем вытаскивала середину – получались пустотелые сосуды. На острый конец рога привязывала полоской, красной материи кусочек сыромятной кожи. Сушила инструменты на солнце и складывала в холщевый мешочек. Готовых изделий было много, разных по размерам и толщине. Вместо скальпеля бабушка применяла опасную бритву, которую хранила в большом деревянном ларе. Жила она в нашей семье, но в отдельной комнате, которую ласково называла «моя боковушка».
Хоть она и запрещала нам, внукам, смотреть на процедуры, но иной раз мы все - таки подглядывали в щелку закрытых дверей. Конечно, эти операции были совсем не для детских глаз, но мы не боялись, нам было интересно все.
Как – то раз летним днем к калитке подъехали на лошади две пожилые женщины, в телеге на ворохе соломы лежал старик лет семидесяти пяти. Одна из женщин разнуздала коня и привязала к забору. Из любопытства я подбежал ближе, женщина спросила меня:
- Мальчик, баба Нюра дома? Кивнув головой, я побежал за бабушкой. Она тотчас вышла на крыльцо, помахала рукой:
- Заходите в дом, не бойтесь, собака не достанет….
Женщины с трудом подняли с телеги высокого костлявого старика, и поставили его на ноги. Обняв женщин за плечи, он кое – как сдвинулся с места. Видно было со стороны, что каждый шаг причиняет ему боль.
- Откуда будете? – спросила бабушка.
- Со Сросток приехали, двадцать  километров тряслись – ответила одна из женщин. У моего старика ноги совсем не ходят, болят сильно. Были в Бийске у доктора, так он к вам направил. Я, говорит, ничем не могу помочь, ехайте к бабе Нюре. Она наш местный «академик», многих на ноги поднимает – ответила женщина – Помогите, ради Бога…. Сам – то еще здоровый, да вот обезножил совсем.
Старика провели в комнату и усадили на стул. Баба Нюра пригласила женщин на кухню и поставила чайник:
- Попейте чайку с дороги, я к больному пойду. Помогать мне не надо. Я в это время незаметно прошмыгнул в боковушку и спрятался за высокими подушками на бабушкиной кровати. Бабуля подошла к старику и произнесла:
- Засучай штанины, да повыше…. Нагнулась и осмотрела ноги больного: - Запустил, однако, давно надо было ко мне приехать. Ноженьки – то совсем синехонькие….
Достала с русской печки два таза, один большой, другой – чуть поменьше. В большой таз налила горячей воды, и, потрогав рукой, сказала:
- Ставь ноги, милок, не бойся, рука терпит…. В другой тазик высыпала рога и залила теплой водой:
- Посиди чуток, я пока с гостями чай попью. Она вышла из комнаты, прикрыв за собой дверь.
Я сидел ни живой, ни мертвый, глядя на незнакомого деда. Старик, увидев меня, поднес палец к губам:
- Сиди тихо….
- Ну что, милок, согрелись ноги? Тогда начнем – с этими словами баба Нюра вытащила из чехла опасную бритву. На подоконнике стоял початый четок водки, взяв его в руки, бабушка ополоснула лезвие и, намочив ватку, протерла ноги больному. Присела перед ним на колени и быстрым отточенным движением полоснула старика по ноге два или три раза. Как только из ран показалась кровь, она приставила к ним широкий конец рога и начала ее отсасывать. Я ничего не понимал, но мне вдруг показалось, что моя бабуля пьет человеческую кровь…. Кожанка разбухла от теплой воды, рожок, словно насос, вытягивал кровь из раны.
Потрогав его рукой, бабуля довольно произнесла:
-Ну вот, держится. Хорошо присосался….
Взяв бритву, она опять сделала несколько разрезов, только уже не около колена, а возле бабочки. Опять приставила рожок и отсосала из него воздух.
Вскоре на ногах деда торчали восемь рожков, на каждой ноге по четыре штуки.
Я с интересом наблюдал за ее действиями, и гадал:
- А что ж будет дальше….
Бабушка внимательно смотрела на ноги старика…. Вдруг поставленный ею рожок словно вздрогнул, она тотчас вытряхнула из него запекшуюся густую и какую – то черную кровь, снова поставила его на прежнее место. Сгусток крови напоминал форму рога и был твердым на вид. Пошатнулся еще один, и опять бабушка убрала из него содержимое на дно пустого таза.
Я на всю жизнь запомнил ее процедуры, верхние рога она сменила три раза, а нижние лишь два.
- Ну, вот и все, алая кровь пошла…. Теперь еще за бабками будешь бегать – пошутила она и, помочив ватку водкой, протерла деду раны.
- Иди, ложись на мою кровать, тебе отдохнуть надо. Черной крови из тебя много вышло. Глянь – ка в зеркало, на щеках румянец появился – баба Нюра подала деду руку и помогла лечь на кровать. Через пять минут старик уже вовсю храпел…. Бабушка принялась убирать за собой, и тут заметила меня:
- Ну что, внучок, нагляделся? Я быстро выбежал из комнаты.
Женщины разбудили деда через два часа, он опустил с кровати ноги и посмотрел на бабушку:
- Надо же, совсем не ноют…. Анна, да ты волшебница!
Старик был рад, мне показалось, что он стал моложе на лицо. Вторая женщина, видимо его родная сестра, принялась благодарить бабушку:
- Спасибо тебе большое, дай Бог здоровья всей вашей семье…. Благослови тебя господь….
Старику помогли сойти со ступенек крыльца, он убрал в стороны руки женщин:
- Дайте – ка, я сам попробую…. Медленно дошел до телеги, взобрался на нее и взял в руки вожжи. Поглядел на бабу Нюру, поклонился ей, и громко приказал, улыбнувшись:
- А ну, бабы, быстро лезьте в телегу, с ветерком домой поедем… Бабушка трижды перекрестила отъезжающих:
- Попутного ветра. Да поможет вам Бог….
Послышался удар вожжей по крупу мерина, и застоявшийся конь легко пошел крупной рысью.
Бабушка подошла ко мне и показала зажатую в ладони зеленую бумажку:
- Вот, внучек, сегодня я три рубля заработала…. В магазин пойду, конфет тебе куплю и пряников. Едва не каждую неделю к нам приезжали чужие незнакомые люди, баба Нюра принимала всех. Старушка видимо хорошо знала свою работу, ставила рога на больные руки, плечи и даже голову. Один раз напугала до смерти мою маму. Однажды, придя с работы, она зашла в дом и позвала бабушку, но ответа не услышала и открыла двери боковушки. На стуле сидела старуха с распущенными волосами, на голове у нее торчали рога….
Мама в ужасе хлопнула дверью, и выскочила на улицу, на крыльцо поднималась ее свекровь:
- Что, доченька, напугалась? Я на минуту только вышла….
Кроме этого занятия бабушка принимала роды, лечила маленьких детей от испуга, и погружала. Но всегда во время лечения она тихо читала молитвы, наверное, и правда в молитве есть особая сила….
К сожалению, ее век оказался коротким, сердце было натруженным и слабым. Война забрала мужа, шестнадцатилетний сын Ваня умер от воспаления легких. Умерла баба Нюра от врачебной ошибки, местная фельдшер поставила укол, не прокипятив шприц. Началось заражение крови, на месте укола образовался абцесс. Ее увезли и положили в Б – Енисейскую больницу, а во время операции у бабушки остановилось сердце….
Так печально и нелегко закончилась жизнь бабы Нюры, которая долгие годы лечила больных и помогала людям. Наверное, молитва помогает только другим, а может бабушка просто не успела ее прочесть….
Сейчас по прошествии многих лет мы с  сестрами вспоминаем нашу добрую бабулю, и сожалеем, что не переняли от нее науку и древний сибирский способ лечения больных.
Молодость и юность глупа, и мы в свое время думали, что бабушка будет жить вечно, и все – то мы успеем…. Как жаль, что нельзя вернуть утраченное….
А сколько бы пожилых людей можно было избавить от мучений и постоянной боли….


Рецензии
Необычный способ лечения- никогда не встречала и не читала. Сейчас одни шарлатаны.хорошо написано.

Касабланка 2   11.03.2021 10:23     Заявить о нарушении