Босх. Триптих Страшный суд

   Иероним Босх.Триптих .Страшный суд.около 1500-05 Масло на дереве 163,7 ; 127 см (центральная панель) 167,7 ; 60 см (левое крыло)167 ; 60 см (правое крыло)Академия изобразительных искусств, Вена
   
   Самое первое упоминание о картине относится к 1659 году в перечне эрцгерцога Леопольда Вильгельма из австрийской коллекции. В конце 18-го века произведение было приобретено графом Ламбертом-Спритценштайном, от которого оно позже перешло в Австрийскую академию.

   Это самый большой триптих Босха,дошедший до нас и думаю,что самый страшный.Здесь Босх дал волю своей фантазии в изображении страданий и зверств над грешниками.Если внимательно рассмотрите все детали,(помещу их в комментариях),то совсем не захочется грешить...
       Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

          Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

           На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы.
 
    Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ.
   
  На облаке мы видим Иисуса  в окружении ангелов, Девы Марии, Иоанна Крестителя и Апостолов   — традиционные иконографические признаки этой темы.Справа и слева от Христа - две маленькие группы из шести или семи апостолов и святых.Слева от ангелов  несколько благочестивых душ возносятся на небеса через разрыв облаков.

   Остальное пространство посвящено детальному представлению о земном мире и о грехах, мучениях и человеческих преступлениях, о кошмарном видении агонии человечества, которая умирает в катаклизмах. 

    Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается ,горит в  огне, предсказанном в известном гимне тринадцатого века, посвященном мрачному судному дню:«День гнева, в тот же день, когда мир раствориться в светящемся пепле»

   Огромный темный пейзаж, усеянный человеческими фигурами, по-видимому, является la valle di Giosafat, , и именно там, согласно Книге  di Gioele, будет заключительный суд над людьми. На заднем плане отражены огни - это стены огненного земного Иерусалима. Слева небо остается синим, а справа чернильно-черным.

   Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.

    Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

      Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных настроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».

      Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук.Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

      На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
      
     В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо.
 
    На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.
 
    На Страшном Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели.

 Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер.

   На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

ЛЕВАЯ СТВОРКА -РАЙ.

      Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия . Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

 В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие Греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.

ПРАВАЯ СТВОРКА.АД

     Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. В деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

    На Страшном Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

ВНЕШНИЕ СТВОРКИ.

Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167;60 см
Правая внешняя створка. Святой Бавон. 167;60 см

    Апостол Иаков изображён на фоне угрюмого, внушающего беспокойство пейзажа. Ни это панно, ни парный к нему образ Святого Бавона не могут подготовить зрителя к восприятию апокалиптических сцены, разворачивающихся на трёх внутренних досках, где показана вся история человечества, начиная с грехопадения.


Рецензии