Совесть

В полицейском участке было как всегда много народа. Кто-то пытался узнать что-либо у дежурного, а кто-то просто разговаривал с полицейскими. Вот два сотрудника провели дебошира в наручниках к камере. Все пять камер были заполнены.
- Куда его? - спросил один из полицейских у дежурного.
- Давай в последнюю, там всего двое! - крикнул дежурный и пошел открывать.

В камере, в которую поместили нового задержанного, уже и правда сидели двое. Оба молчали. Вернее один периодически пытался завязать разговор с другим, но безуспешно. Вновь прибывший сел с края и спросил:
- Давно вас тут держат?
- С утра сидим.  - ответил один. Он был одет в поношенную одежду, домашнюю и явно был в состоянии сильного похмелья.
- Когда мня привезли, этот уже был тут. - кивнул он на молчаливого соседа — не хочет разговаривать.
Дебошир, которого задержали за пьяную драку, посмотрел на сидящего в углу человека средних лет в костюме, как будто только из химчистки и спросил у него:
- За что попал сюда? И почему не хочешь разговаривать?
Мужчина посмотрел на задавшего ему вопросы, здорового мужика в рваной одежде со следами крови и ответил спокойным голосом:
- Я не уверен, что вам нужно со мной говорить.
- Это почему еще? - спросил дебошир.
-Я не думаю, что вам понравится то, что я скажу.
- А что ты такого скажешь? - не унимался дебошир.
- Только правду — усмехнулся мужчина.
- Ну тогда скажи, за что тебя задержали? - спросил дебошир
— За нее и задержали. За правду — ответил мужчина
- А конкретнее? - спросил дебошир, все внимательнее глядя на мужчину.
- Я сказал одному чиновнику правду. И это ему не понравилось. В итоге вызвали полицию и вот я здесь — сказал мужчина. Немного помолчал, как будто думая о чем то, а потом продолжил:
- Но это все не так интересно. Намного интересней почему вы тут оказались. Вот например он — мужчина указал движением головы на мужика в домашней одежде.
- А что я? - спросил тот — меня вообще жена сдала.
- И что ты ей сделал? - спросил дебошир.
- Я ее легонько проучил. Чтобы не лезла в мои дела, а она, стерва, сразу сюда звонить. Ну ничего, вот выйду, она у меня узнает!
- А если по правде, то почему ты тут? - спросил мужчина в костюме.
- Я и сказал — сердито буркнул мужик.
- Ну раз не хочешь, тогда я скажу — проговорил мужчина — тем более вы сами хотели со мной поговорить. Тебя задержали за избиение жены. У нее сотрясение мозга и перелом ребра. А избил ее за то, что она пыталась узнать зачем ты украл деньги из ее кошелька, которые были отложены на еду.  А ты их украл и пропил.
- Это неправда — закричал мужик - у меня свои есть.
- Своих у тебя давно нет. И ты уже очень давно не работаешь и сидишь на шее жены, да еще и обижаешь ее постоянно — закончил мужчина в костюме. Мужик поник и замолчал. Дебошир смотрел на них с нескрываемым интересом.
- Ну а за что я тут? - спросил он.
- Ты тут за драку — ответил мужчина — но гораздо интереснее то, почему ты подрался и вообще постоянно дерешься.
- И почему же? - с вызовом спросил дебошир.
- Потому что тобой движет злость и зависть, которые берут начало в твоей самооценке. А ее в свою очередь сильно разрушает жена, которая называет тебя ничтожеством и считает, что ты ни на что не способен. Не можешь сделать ничего по дому и заработать тоже. И она права. Ты знаешь это. Поэтому и дерешься. Кстати ты лезешь только к тем кто заведомо слабее, что неудивительно.
- Да что ты несешь! - закричал дебошир и вскочил на ноги. Он сделал только два шага из шести в сторону мужчины в костюме, но после второго шага упал на колени и схватился руками за голову.
- Что это? - закричал он — голова просто раскалывается!
- Сядь на место и все пройдет — сказал мужчина в костюме.
Дебошир поднялся на ноги и отошел к месту, где сидел. Голову тут же отпустило.
- Не обращай внимание — примирительно сказал мужчина — это просто меры предосторожности. Чтобы ты еще больше глупостей не наделал.
- Ты меня чуть не убил! - возмутился дебошир.
- Опять ложь. Я не причиняю людям зла. - сказал мужчина и отвернулся к стене, давая понять, что разговор окончен.

   Вечером того же дня в кабинет следователя полицейский завел мужчину в костюме. По его внешности было совсем незаметно, что он провел почти весь день в камере. Следователь, проницательный и опытный оперативник, внимательно смотрел на мужчину и никак не мог понять кто перед ним. Было совершенно очевидно, что мужчина абсолютно спокоен, его как будто не интересует происходящее, а такое в этом кабинете большая редкость. Это было не показное спокойствие. А еще у мужчины были странные глаза. Глядя в них, можно было подумать, что смотришь на глубокого старика, хотя мужчине было на вид лет сорок.
Следователь предложил мужчине стул, и когда тот воспользовался его предложением, начал задавать вопросы. Мужчина подтвердил, что его данные записаны верно с его слов, но так и не ответил почему у него нет никаких документов. На этот вопрос мужчина просто сказал, что в них нет надобности.
-А как мы установим вашу личность и проверим то, что вы нам рассказываете? - спросил следователь.
- Я никогда не вру — спокойно сказал мужчина.

- Ну хорошо, тогда перейдем к моменту задержания — следователь просмотрел листы, лежащие перед ним — тут сказано, что вас задержали на территории частного дома одного чиновника. Как вы туда попали? И что вам от него было нужно?
- Я туда просто пришел. Хотел с ним поговорить.
- Но охрана говорит, что не пропускала вас. И там ворота — следователь посмотрел на мужчину.
- Для меня это не проблемы — ответил тот.
- Но как вы попали на территорию? Как прошли?
- Покажу в свое время — мужчина перевел взгляд со следователя на окно, как будто что-то вспоминая — гораздо важнее о чем мы с ним говорили.
- И о чем же?
- О совести, которую чиновник потерял. А я решил напомнить о ней.
- Но откуда вы все это узнали? - следователь удивленно глядел в протокол допроса.
- Я все знаю. Что уже было и что будет с очень большой вероятностью. В этом и заключается мое дело. Напоминать людям о совести! И тогда они, возможно, поменяют жизнь к лучшему. Ведь именно совесть регулирует поступки человека. Этакий баланс добра и зла. И когда человек забывает про нее, то он становится злым. Вот взять хоть этого чиновник — мужчина снова перевел взгляд на окно — он давно забыл зачем его выбрали и все его действия направлены на собственное обогащение и обогащение его начальства. И он так этим увлекся, что перестал замечать что давно перешагивает через тех самых людей, которые его выбрали. Но я быстро вернул его с небес на землю.

- Что же вы такого сделали? - спросил следователь.
- Ничего особенного — ответил мужчина — просто предупредил, что если он не поменяет свое отношение к людям и работе, если не начнет прислушиваться к совести, то ровно через месяц умрет от сердечного приступа. И никто ему не поможет, ни врачи, ни охрана, ни деньги — мужчина смотрел на следователя с едва заметной улыбкой.

- Вы собираетесь его убить? - спросил следователь. Он не мог поверить во все это.
- Я же сказал, я не несу людям вред. Наоборот хочу помочь.
- А почему вы не убиваете злодеев?
- А какая польза от мертвеца? - спросил мужчина — ведь мертвец не сделает мир лучше.
- И по вашему, чиновник вас послушает? - недоверчиво спросил следователь.
- Это его дело, я лишь даю выбор — мужчина опять еле заметно улыбнулся.
- Даже не знаю что мне делать с вами. - сказал следователь.
- Ничего. Тем более мне уже пора. - мужчина поднялся со стула.

   Следователь попытался возразить и тоже хотел встать, но обнаружил, что не может пошевелить ни одной частью тела. Язык тоже как будто застыл. Он сильно испугался, но в этот миг мужчина, сделавший уже несколько шагов к двери повернулся и сказал:

- Не бойтесь. Это пройдет. Так будет лучше для всех. - и снова повернулся к двери. Только не пошел, а стоял, как будто что-то забыл.
- Вот еще что — сказал мужчина, в этот раз не поворачиваясь — вам тоже не мешает вспомнить о совести. Перестаньте изменять жене. Она вас любит. Если не перестанете, то через полгода разведетесь. Она вас бросит. И ваша жизнь пойдет под откос. И не используйте свое служебное положение в личных целях. Вас посадят в тюрьму. Впрочем, выбор за вами. А мне пора. Приятно было с вами поговорить.

Мужчина сделал шаг к двери и она сама открылась. Он вышел.

   Через секунду возможность двигаться вернулась к следователю и он выбежал в коридор. Длинный коридор был пуст. Следователь вернулся за стол и скинул в корзину со стола все протоколы допроса этого странного мужчины. Потом положил руки на пустой стол и задумался. Ему многое нужно было обдумать...


Рецензии