О словах Атиши по поводу тайных клятв Мантраяны

***Для буддистов-тантристов. Как бы так сказать, чтобы не нарушить самая. Попробую.

На прошлой неделе размышлял о словах Атиши и тантрических самаях. После принятия тантрических обетов он, как-то, сравнил количество допускаемых им нарушений с частичками пыли, которые, как в бурю песчаную, неизбежно оседают на поверхности отполированной чаши или подобно каплям дождя в ливень насквозь промокают одежду. Я не раз это слышал. И это очень "слезная" тема. (Этим я обозначаю нечто "исключительно важное" и одновременно исключительно неперевариваемое разумом)
Известно, что для тибетцев Атиша являет собой образец соблюдения чистоты всех самай. Это касается и обетов пратимокши и обетов Махаяны, с которыми, говорят, уже сложнее. Но, вот, о тантрических обетах он особенно сокрушался. В чем же дело? В чем фатальная сложность?

Года 4 назад довелось даже по-диспутировать с моим хорошим товарищем по Дхарме и экспертом. Каждый остался при своем, т.к. тема эта мутная как река Брахмапутра. Но, помню, другой монах согласился с моей позицией. Не буду сейчас это пересказывать, это другая история.

Учителя и Традиция тут сразу уходят в разъяснение и обсуждение этих самых самай - 14 корней и 8 ветвей. Эти самая нащипаны из разных тантр и собраны в кучу для удобства исполнения и памятования. Никакой внутренней логики там нет. Это примерно такая же бессмыслица как 10 или 11 признаков наличия разумности в психологии.
По моему разумению, все они вполне понятны и не сложны для исполнения. Что сложного, например, в том, чтобы не оставаться в обществе тех, кто поносит учение, которому вы искренне следуете, или вашего учителя? Это же вполне естественная реакция, уйти. Есть, конечно, и более сложные вещи. Но в случае с Атишей, которого величают выдающимся монахом и знатоком Дхармы, мне крайне сложно поверить, что он чего-то в тантрических самая не понимал и это, как бы, вело его к нарушениям. Как-то нелепо это выглядит.

Поэтому на ваш суд я предлагаю свой ответ на этот вопрос. Это для тех, кто имеет высшие посвящения. Я не буду называть все своими именами, чтобы никому не создавать проблем. Но если вы пораскинете мозгами и погуглите, то сможете и сами убедиться в том, что тайные обеты ваджраяны (см. Калачакру, Самвару) полностью противоположны обетам пратимокши (кажется, 8 обетам). Это не те обеты, которые везде обсуждают, а те, которые вы впервые слышите на ванге.. и впадаете в когнитивный диссонанс.
И - о чудо! - вся мистика вопроса о докучливых "пыли и ливне" куда-то уходит.

Повторю: Если вы в чистоте соблюдаете обеты пратимокши, следовательно, вы полностью нарушаете тайные обеты. Вот такой вот парадокс. И я уверен, это не случайное совпадение, а отражение запредельной мудрости ануттара марги.

А вообще, я вполне допускаю, что Атиша, скорее всего, шутил над этим вопросом. Время, знаете ли, было очень специфическое. И, конечно же, кто-то из учеников, особо одаренный, шутку юмора не понял и задал уточняющий вопрос. И, естественно, туповатому монаху надо помочь советом, что и было сделано. А все, кто поняли - те сидели и молчали о своем. Так обычно знания к нам и доходят - через самых тупых. Примеров море. Хотя бы о философе-йоге Майтрипе почитайте. Тупым он, конечно, никогда не был, но вот в один ответственный момент реально стормозил, за что и был наказан, например, писанием философских трактатов. А мог бы раствориться в радужном свете.
Гленн Муллин тему о юморе в текстах также поднимал. К примеру, пишут, что канал Авадхути надо представлять полым, подобно полым кишкам. А кишки эти в те времена применяли в качестве кондомов. Ха-ха. Меня лично больше забавляют названия йогических поз. Поза "блюющей суки" - одна чего стоит! ) Здоровый юмор -здоровый дух.

В качестве еще одного аргумента в доказательство моей версии, напомню вам еще одну фразу, которой все активно кидаются, но, которую, в общем, не понимают: "На пути Тайной Мантры или идешь в низшие миры, или становишься буддой — третьего не дано".

О как! Страшно!?
Ну как, теперь вам понятнее стало или нет? :)

Собственно, это все. Спасибо за внимание и сочувствие.


ПС. Да, Бирвапа, кстати, не парился по поводу тантрических самай - развлекался с дакинями прямо в своей келье в пределах своего монастыря.

ПСС. Добавлю еще для затравки ума, что ваджраяна, в том виде как она преподается и практикуется на стадионах, - это стояние на месте: ни вверх ни вниз. Бояться тут особо нечего - лифт не упадет, он на тросах. Да, вот, только стремно, что лифт - метр на метр.


Рецензии