Былины

Повествования о былом в древности так и назывались – былины. Они по сравнению со сказками имеют более реальную историческую основу.
В былинах профессиональные сказители пели о жизни богатырей земли русской, о прошлых свершениях, о победах и поражениях. Сказителей (баянов) часто брали в военные походы или приглашали в торговые караваны, где они получали равную долю добычи с воинами и купцами. Былины тогда имели совершенно иное назначение и несли в себе патриотическую основу. Восхваляя подвиги русских богатырей, баяны поднимали боевой дух воинов и напоминали на чужбине о Родине.

Древнейшие былины уходят корнями в VI-VIII века, к временам основания Киева (480-490 гг.) и Словенска-Новгорода (600-610 гг.) Именно тогда на Руси делались попытки создать первые государственные образования славян.

Старшим из богатырей земли русской был Святогор. Его прообразом является легендарный брат Кия (основателя Киева) – Хорив. Кий сел на киевских горах, а Хорив основал свой лагерь на острове Хортица. Но вскоре он ушел в Карпаты, куда его дружину, призвали ромеи для обороны своих восточных рубежей. Вся жизнь и подвиги богатыря Святогора связаны с горами – хорваты пришли на Русь с Кавказа. Это подтверждают и персидские корни его имени – свет и гор. Сами же хорваты называли себя хорсами или хорцами (от главного бога Хорса). Это перешло в известное нам слово горцы – выходцы с гор. Они так и остались горцами, ведь после поражения от аваров (580 гг.) хорваты ушли из Приднестровья на Балканский полуостров в горные районы Долмации, где в настоящее время и проживают.

Древний былинный герой Волх Всеславьевич родом с Новгорода. Само имя Волх (волхв) у ильменских славян означало не только колдун-прорицатель, но и известный, богатый и значимый человек, каковым мог быть и удачливый, богатый купец. Во всех этих значениях оно и осталось в переводах Библии, в сюжете о рождении Христа. Действие этой былины относится к временам освоения ильменскими славянами Волжского торгового пути (VIII век). Только тогда Волх Всеславьевич, мог доплыть по Волге сначала до хазар, а потом и в царство индийское.

С приходом на киевский престол варяжских князей и с официальным принятием христианства (988 г.) в новые былины была вложена политическая составляющая. Васнецов в полной мере отразил ее в своей картине „Три богатыря“, ведь это не что иное, как аллегория „трех китов“, на которых держалась Киевская Русь.
Воевода Добрыня Никитич олицетворял княжескую власть,
Илья Муромец – русский народ,
Алеша Попович – только-только нарождающееся на Руси духовенство.

Долгое время Добрыня Никитич, считался единственным реальным персонажем, привязывающим картину к временам князя Владимира (конец IХ - начало Х вв.) Лишь недавно историки всерьез занялись поиском других былинных прототипов. И нежданно реальность их существования подтвердилась.
Правдивым оказались даже некоторые биографические факты. При исследовании мощей святого Ильи-Муромца, хранящихся в одной из пещер Киевско-Печорской лавры, было установлено, что его позвоночник был искривлен, вследствие паралича (данные Минздрава УССР 1988 г.). Нам известно, что былинный герой 30 полных лет сиднем сидел. Передвигался будущий богатырь, скорее всего, на руках, за счет чего и был так сильно развит его плечевой пояс. Потому, при росте 180 см Илья-Муромец и обладал неимоверной силой.
Нашлись корни и былинного Алеши Поповича. Он был сыном священнослужителя из Ростова Великого. Это стало еще одним подтверждением о наличии христианской общины в древнем Ростове еще до официального крещения Руси в 988 году. Она была основана одним из ростовских купцов, принявшим крещение от Кирилла и Мефодия в 860-862 гг. Об этом факте  было известно из повести о Михее Ростовцеве, о которой есть несколько упоминаний. К сожалению, эта повесть была утеряна при пожаре Москвы в 1812 году.

Сопоставляя былины и летописные свидетельства времен Владимира Красно Солнышко, несложно найти и прототип Соловья-разбойника. Это был отнюдь не коротышка печенег, которого мы часто видим на иллюстрациях к былиннам, а известный разбойник пруссак Могута. Пойманный Ильей Муромцем в 1008 году на дороге из Киева во Владимир, он был показан князю Владимиру на одном из пиров. Летопись же свидетельствует, что Могута не только присутствовал на пиру у князя, но и был приведен в дом киевского митрополита, где покаялся в своих деяниях.
Все эти события легко вписываются в историческую ситуацию. Владимир основал свой новый город как восточный форпост на границах с землями Волжской Булгарии. Киевская Русь торговала тогда с булгарами, покупая у них северные меха. Дорога из Киева во Владимир проходила через смоленские и калужские земли, где в то время проживало балтское племя голядь. Здесь местные ловцы удачи и поджидали груженые караваны, налетая на них с диким свистом. В экранизации русской народной сказки „Морозко“ исторически точно представлена шайка разбойников того времени. По народным преданиям в Мещовском уезде Калужской губернии у деревни Чертовой имеется гора, на которой жил разбойник Голяга (Голяда): „Обладал он силой непомерною, на 30 верст бросал свой топор“. Племена голяди вели полукочевой образ жизни, были очень бедны и часто занимались разбоем на дорогах. Отсюда и взялись наши известные выражения голытьба и голь перекатная, совмещающие одновременно бедность и непривязанность к определенному месту. Скорее всего, от названия этого племени произошли и другие известные нам слова – голод и голый.

Роль былин и сказаний как исторических свидетельств в период зарождения Руси была очень значимой. Однако с началом летописаний историческая составляющая былин ушла на второй план. Произошло это не сразу, примерно на полтора столетия позже, с появлением официальной исторической версии, сформированной при Владимире Мономахе. Ведь главными вехами нашей истории стали приход варягов и крещение Руси. Именно последнее повлияло на дальнейшее отношение к древнему народному эпосу, основанному на событиях, героях и древних символах дохристианских времен.


Рецензии