Немного о Чернобыле

Этот фильм вышел на экраны в две тысячи девятнадцатом, но история случилась с нами давно. Речь идет о Чернобыле.

Сейчас, когда страсти по киноленте шведского режиссера Йохана Ренка немного улеглись, появилась возможность поразмышлять над тем, что получилось. И посмотреть на неё в разрезе тренда существующего мира: не в оценке картины в целом как художественного произведения, и не в оценке произошедшего, как некоей подтвержденной документалистики, а симбиоза современного взгляда на прошлое в фокусе кинематографического объектива.

Немного о сюжете сериала. Как следует из названия, речь идет о ядерном взрыве, случившемся на Чернобыльской АЭС двадцать шестого апреля 1986 года. На место аварии вылетает комиссия в составе академика Легасова и зампредседателя Совета Министров Бориса Щербины  для принятия решения по возникшей ситуации. В каждой из пяти серий последовательно показаны проводимые мероприятия по выяснению причин аварии, эвакуации жителей, ликвидации аварии с привлечением добровольцев и шахтеров и, в завершении, суд над признанными виновными лицами. Следует отметить, что авторы сериала попытались наиболее правдоподобно представить антураж быта и образы советских людей. И если первое им по большей части удалось, то второе со стороны бывших жителей Советского Союза вызвало если не откровенный смех, то сдержанную улыбку. Но обо всем по порядку.

Сериал «Чернобыль»  возглавлял рейтинг популярности IMDb (9,6 баллов из 10) и сильно срезонировал не только в мире, но и в российском обществе. И именно на взгляде российского сегмента хотелось бы остановиться. Часть недовольной сериалом аудитории  не преминула обнаружить в нем политический подтекст по очернению истории СССР, мол, и по существу самой аварии всё было не так – не недоработки в реакторе советского производства послужили причиной взрыва, и люди, начиная от Легасова до обычных жителей Припяти, показаны нарочито карикатурно. И в таком восприятии есть своя правда. Многое, действительно, представлено в удивительном свете. Например, сцена с шахтерами, когда министр энергетики, показанный откровенно глупым и послушным исполнителем, будто на стачке выступает перед своевольными шахтерами, а впоследствии те голышом копают тоннель под реактором. Собрание в бункере, непосредственно после взрыва, руководителей всех мастей также выглядит своеобразно. Таков он этот взгляд с запада: утрированный, насмешливый, обличающий. Однако не стоит в нем искать таинственный указующий перст пропаганды идеологии с другого континента. Персонажи  выглядят порой комично и нелепо, потому что преломляются под увеличительным стеклом сознания наших дней. Это как с вершины горы пытаться в микроскоп рассмотреть, что происходит у подножья.

Создатели сериала  довольно подробно проработав события тех дней, показали  восприятие произошедшего спустя много лет, облачив шаблонные факты в оболочку современности. Укоренившиеся стереотипы довольно ярко высвечены в картине. Так, многие зрители подметили явное сходство Щербины  с Косыгиным, а голову Горбачева сравнивают с регбийным мячом. И часть российского общества сразу почувствовала  насмешку запада, где всё искажено и подменили понятия. Но это лишь доказательство того, насколько это история наша. Насколько постсоветское общество до сих пор болезненно воспринимает западный взгляд на свое прошлое, как тогда, во времена холодной войны, где части континента были разделены невидимой, но прочной стеной.
 
Сериал «Чернобыль»  -  объектив смартфона, проводящий  совсем другой чужеродный свет с туманного Альбиона  сквозь десятилетия озаривший трагедию 1986 года, как атомный взрыв, навсегда изменивший жизни многих людей во всем мире.


Рецензии