Ищи выход

1
   Случается, что в ровное течение вашей жизни вплывает человек, ломающий русло, взбивающий волну, и вот вас уже кружит в водовороте: вы не знаете, куда плыть, где берег, и закончится ли когда-нибудь шторм. Так и в моей жизни пожилой пенсионерки зять Дамир, муж моей дочери Эльзы, организовал "бурю в стакане".
   К сегодняшнему дню он отец четверых моих внуков, и дочь ждёт пятого. Как - спросите вы - это касается моей жизни? С виду - никак. Но начну с последних событий. Месяц назад 26 июля 2019 года Дамир вернулся с Севера на Юг, где в его доме жили Эльза с малышами. Я неподалёку снимала старый дом за недорого. Страховала дочь. У меня были и личные причины жить в этом городке. По субботам дочь отправляла ко мне детей "в спортзал" с разрешения мужа, и я устраивала внукам досуг, как могла.
   Итак, в 10 часов утра постучалась дочь, прося защиты от тирана - мужа. После трёхмесячного отсутствия тот вернулся без предупреждения. Сломав запор ворот, бросил вещи во дворе и быстрым шагом вошёл в дом. Эльза, увидев его злое лицо, сунула телефон под подушку и прошмыгнула мимо - в баню умыться (было часов семь утра). Вернувшись, стала заправлять постель, но телефона под подушкой уже не было. Взяв "дровяной" телефон второго сына Руслана, стала собирать третьего, Ахмада, в детский сад. Но мальчик, увлечённо разбирая подарки от другой бабушки, в конце концов, вообще отказался идти. Эльза отправилась на кухню проследить за варившимся мясом, заодно приготовить варенье из собранных накануне в саду слив. И услышала за спиной:
- Где телефон Руслана? Найди немедленно!
- К кому ты обращаешься? - повернулась женщина к мужу. Но тот уже начал обыск, грубо шаря по платью и телу в поисках карманов и телефона.
- Отстань! - вывернулась из цепких рук Эльза. Но перед носом увидела ногу мужа - любимый его приём: пнуть ногой, не донеся до лица. Инстинктивно Элла (называю дочь по-разному, в том числе и Элина, и Элла, и Эльза) выставила перед собой в одной руке нож, а в другой крышку от кастрюли:
- Не подходи!
Но муж уже запустил в неё какой-то посудой, схватил следующую тарелку, и в это мгновение Элла, бросив нож и крышку, выскочила из кухни и захлопнула дверь. Изо всех сил держа дверь снаружи, женщина пыталась всунуть ноги в первые попавшиеся шлепки. Затем в несколько прыжков женщина достигла ворот и выскочила на улицу, успев увидеть смешно вылетевшего мужа из-за не прижатой уже двери, его растерянное лицо.
2
   Вот это женское свойство - увидеть в тиране растерянность и проникнуться к нему жалостью - удивляло меня всегда. Но внешне дочь держалась твёрдо:
- Он мне сказал, что ничего моего в доме нет. Уже год он готовит меня к разводу. Обещал вернуть мне мои 500 тысяч (после продажи семейной квартиры это Эллина доля).Для этого я сделала доверенность и отдала паспорт: для "программы четырёхдетных" муж был стар.
   Вскоре тиран прислал старшего сына Тимура для переговоров:
- Папа требует в приказном порядке, чтобы ты, мама, вернулась.
- А если нет?
- Он выбьет дверь и вернёт тебя силой!
Мы сразу закричали, что вызовем полицию и хозяина дома. И повторили это же - когда Дамир начал трясти дверь - гордясь, какие мы смелые.
   Ночью он позвонил с дочкиного телефона, и я два часа ему объясняла, что у дочери есть права, что она не подходит к моему телефону, не хочет с ним разговаривать, пока он не вернёт телефон, который сам же ей подарил. Он поведал, что возненавидел меня, когда Элла рассказала ему, какая у неё плохая мать. Я уже даже стала коситься в сторону дочери, когда он сказал, что та не ночевала дома: тогда они жили в моей квартире.
Вспомнилось, что из-за них я и начала ездить по югам в поисках жилья.
Я прекратила разговор, а дочь объяснила:
- Он душил меня в приступе необъяснимой злобы, я, мол, что-то не так сделала, как он хотел. Но постучала в дверь соседка сверху Наташа, видимо, услышав скандал внизу. Он не пустил меня открыть дверь, но в соседнюю комнату к отцу я зашла:
- Папа, почему ты ему не скажешь?! Он же бьёт меня! - Но отец сидел на полу молча и виновато смотрел в сторону. Муж уже отошёл от выхода, и я, накинув куртку, выскочила на улицу. Ночевала у подруги в другом доме. Наутро грудь лопалась от молока, и я вернулась покормить малыша - Русика. Тут-то он и ударил меня с ноги, порвав губу. Сказал, что хотел сломать челюсть, но промахнулся. Я вызвала полицию, и мне дали направление на снятие побоев. Но я не пошла, так как Дамир никуда меня не выпустил...
   Назавтра днём, едва я пришла в себя от ночного разговора, зять уже был "на проводе". Я давай ему объяснять снова, чтобы мне не звонил, и что я не знала, что он бил мою дочь, иначе он вылетел бы из моей квартиры уже тогда. Он подтвердил, что "промахнулся". А я не могла найти доводов, зачем дочке надо возвращаться к "Синей бороде".
   Как-то Дамир вошёл, когда входная дверь была не заперта: дочь была во дворе. Она  прошла мимо мужа к умывальнику, и Дамир обратился к жене с просьбой вернуться. Он уже не угрожал, не махал ногами, а разыгрывал тупого рохлю, повторяющего на каждую претензию жены:
- Приходи домой. Это твой дом. Пользуйся своими вещами и телефоном, но только дома! - забыв, как накануне, стоя за дверью, внушал мне:
- У неё ничего своего нет! Всё моё! 
   Я, наконец, решила прервать эту ни к чему не приводящую беседу, потребовав, чтобы он вышел:
- Ты приходишь в который раз, хоть бы какие вещи ей принёс!
- Ты же взяла её зубную щётку и тапочки - ей этого достаточно!
Дамир накануне приглашал меня в гости поговорить, и я с его соседкой бабушкой Ханифой (одна боялась его агрессии) смогла выпросить свои (!) тапочки и прихватить зубную щётку (незаметно!). Раньше он меня выгонял или не пускал, угрожая расправой.
   Постепенно мы привыкли к неагрессивному Дамиру, и дочь сама стала открывать ему дверь, потому что меня он оправданиями, переходящими в обвинения, да искусным  смешиванием лжи с правдой довел до исступления. Но я уже была втянута в разборки, поэтому иногда выскакивала из комнаты, чтобы уличить его в очередном вранье. На что он реагировал примерно так:
- Не кричите! У меня голова болит от вашего крика. Не мешайте, я не к вам пришёл, помолчите! - он умел тихим, спокойным голосом оскорблять меня на каждом шагу, переходя с вы на ты и наоборот. 
3
   Он узнал о беременности дочери якобы от врача, приходившего из амбулатории, и призывал дочь вернуться, отродиться, а потом он с пятью детьми, новой женой поедет в подмосковную квартиру (долевое строительство, оплата заканчивается) и сам отпустит её к матери, то есть ко мне, на сьемное жильё. Дочь почему-то скрывала от него, что ждёт пятого дитя. Ханифа при встрече рассказала, что к ней приходил Дамир, угостил арбузом, и она сама не понимает, как он обвел её вокруг пальца.
   Дочь сделала вывод, что именно Ханифа и проболталась, так как другая соседка Зарема видела в открытую калитку Ханифы Дамира, машущего руками перед лицом бабушки. А через несколько минут он позвонил мне с известием, что знает о беременности жены.
   Ханифа отпиралась. Кстати, с врачихой я говорила по телефону накануне, и мы договорились, что я напишу отказную (что дочь не хочет вставать на учёт) в понедельник, а это была пятница.
Элла осудила меня и Ханифу: мол, вы такие уже старые, опытные, а Дамир дурит вас легко, как овечек. На что я ответила:
- Я живу вдали от шума города, от гущи жизни, на отшибе, бесславно, безвестно, потому что сама оградила себя от таких вот проходимцев и шулеров. Мой мир не широк, но я общаюсь искренне и безопасно с простыми и доброжелательными людьми. С хамелеоном и обманщиком, прокручивающим аферы за мой счёт, я вынуждена контачить по твоей воле, ибо ты прячешься за мою спину!
   Дочери я поверила "пятьдесят на пятьдесят", но Ханифу не осудила: она не обязана иметь дела с жуликами. Мы же видим в жулике человека, эмпатируем ему, а он просто играет в "разводилово лохов".
4
   Уже месяц длились переговоры. Накануне мне приснился сон, что меня борет зять. От ужаса я проснулась. Где-то через день он опять постучал в дверь, и дочь ему открыла. Видя, что он засел надолго, я сказала:
- Схожу-ка я проведаю внуков. Надеюсь, ворота не заперты?!
В ответ зять озвучил неопределённость типа: наверно, Тимур откроет, он умеет открывать.
- Всё, поняла! - воскликнула я и взяла детям кукурузные палочки.
- Отдай им мой поп-корн! - протянула Элла пачку.
   Ворота оказались заперты (отремонтировал!). Я покричала впустую и встала на камень возле забора, откуда была видна дверь, и выкричала-таки деток. В окне появилось лицо младшенькой двухгодовалой Яси:
- Йима пришла!
Затем я увидела и Тимура:
- Открывай, это я, Римма!
- Папа запретил открывать тебе!
- Твой папа сидит у меня в гостях, он разрешил мне прийти к вам!
- Я не могу открыть, он запретил.
- Я только что с ним разговаривала, он разрешил, открывай ворота!
- Я должен ему позвонить!
Я очень долго ждала. Наконец, мальчик из окна произнёс:
- Папа запрещает тебя впускать.
- Ну, подойди тогда к забору, возьми передачу, от мамы, между прочим!
Тимур вышел из дома, за ним выскочил и трёхлетний Ахмадик, и подарки были благополучно приняты.
   Обратно я шла, "рвя и меча". Но постепенно успокоилась и, придя домой, взяла зятя за плечо и произнесла:
- Молодой человек, прошу вас выйти вон!
Дамир хотел остаться на крыльце, но я указала:
- За ворота прошу!
Закрыв за зятем дверь, я услышала от дочери:
- Зря ты так с ним. Ему это может не понравиться. Ты забыла про сон? Про драку? Береги себя!
5
   И вот 27 июля 2019-го года наступила кульминация месячного конфликта. Дочь часто повторяла, что привыкание или отвыкание происходит через сорок дней. То есть, дней через восемь все втянутые в ссору стороны смирятся с положением дел.
   Была суббота. Наутро я проснулась уже добрая. Наделала вареников и предложила дочке сходить к деткам и угостить их:
- Вижу, что примирение грядёт, почему бы не порадовать малышей?!
Дочь сослалась на недомогание, и я пошла одна. Ворота были не заперты (хотя вчера он отремонтировал замок). Зять предложил пройти на кухню и самой угостить детей. Затем нарезал арбуз, но я отказалась:
- Дома арбуза наелась! - и пошла к выходу. Зять задержал:
- Хотите, я вам покажу Эллин телефон? Там интересные фотографии!
- Нет, не хочу!
- Вам будет интересно!
- Ничего меня не интересует! - я была уверена, что он готовит какой-то подвох. За месяц общения иного нельзя было и предположить. Но он был так настойчиво любезен, что в мозг успела войти мысль:
- Узнаю на всякий случай, где он держит дочкин телефон!
Амир повёл меня внутрь кухни в детскую комнату, откуда-то вынул телефон:
- Хотите посмотреть, что там? - опять он начал интриговать, - глядите, вот мужчина.
- Дай-ка посмотреть, - небрежно протянула я руку и тут же убрала:
- За месяц можно что хочешь на телефон выложить! - показалось, что написано "фотообои". Я резко вышла во двор, но зять снова догнал меня и перед глазами замаячил ещё какой-то парень, сидящий на корточках в тёмных очках.
-Дай-ка! - для вида я опять коснулась его руки с телефоном, и он снова не убрал руку.
- Это не Эллин телефон! - мне казалось, что чехол у дочкиного телефона светлый, а этот чёрный.
- Это точно ее телефон! Там ещё есть фотки парней! Даты стоят! Переписка! - продолжал зятек удерживать меня. Я схватила телефон, удивившись, что Амир опять даже не попытался убрать руку с телефоном, и кинулась к воротам. В голове мелькнуло: телефон верну дочери, заодно спрошу, что за фотки, и пусть мирятся, ведь всё началось из-за телефона. Зять прыгнул на меня коршуном, но я успела открыть калитку и вывалиться на улицу с криком:
- Помогите!
Стали останавливаться машины, выходили мужчины, стыдили зятя, а он кричал, "сидя на мне":
- Это мой телефон!
Я с земли кричала, что это телефон моей дочки. Но скоро все разъехались. Я хотела поменять своё лежачее положение, но руки свела судорога, и зять, вывернув мои пальцы, забрал телефон. Я слышала, как захлопнулись ворота, и маленький Ахмад говорил отцу:
- Папа, она кричала: "Помогите!"
   Я пошла домой и встретила двоих соседей, один из которых Харун прямо вчера на улице убеждал меня, что после разговора с ними зять не тронет ни меня, ни дочь. Пока я выплескивала эмоции, мимо проехал на велосипеде старший внук Тимур, косясь на меня, туда, затем обратно. Дома я рассказала дочери о происшедшем.
- Мама, ну зачем ты рискуешь собой?! Оставь ты этот телефон, ты же знаешь, как опасно связываться с Дамиром! Кстати, он передал через Тимура, что повезёт детей на аттракцион, просил посидеть с девочкой.
   Снова приехал Тимур, пошептался с Эллой, и они сели в машину Дамира. Больше я её не видела. Неделю.
   В то время, как в Москве таскали по земле оппозиционеров, вышедших за правду, меня таскал по земле зять, тоже за правду. Масштабы только иные.
6
   Итак, роковое событие произошло. Так происходят многие события - неожиданно. То есть, ты живёшь - изо дня в день в одном русле. Совершаешь какие-то действия, принимаешь решения, видишь меняющиеся декорации мира, но с тобой ничего особого не происходит. Нет необходимости перетряхивать своё мировоззрение, чтобы определить, где ты, где в твоём понимании добро, а где зло, и на какой стороне этого понимания находишься ты сейчас. Так как я давно уже определила для себя, что я на стороне добра, мои поиски в решении проблемы сводятся к отысканию этого добра. Моё многословие и является проявлением неопределенности, невыраженности, непроявленности добра в острых жизненных ситуациях.
   Когда ты делишься происшедшим с кем-либо, у тебя появляется возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Сам ты находишься внутри события. И решения, тем более, спонтанные, принимаешь, исходя из своих мировоззренческих принципов. Плюс к этому - твои, порой подсознательные предпочтения. Поэтому появляется необходимость заново пересмотреть происшедшее, чтобы ликвидировать "белые пятна" во взглядах и ориентирах.
   Самое первое, что приходит на ум после неординарного случая, - это мысль, что нельзя рассказывать посторонним о случившемся: выносить сор из избы. Зять постоянно пытался приклеить мне ярлык сплетницы. Я давно заметила, что многие не любят о себе рассказывать, всё время что-то скрывают. И происходит парадокс: обидеть, оскорбить, обмануть - люди не стесняются. А рассказать об этом кому-то - называют сплетней. Я для себя определилась: хочется рассказать - расскажу! Стараюсь себя не стыдить за это.
   Вторая мысль: не подводят ли меня мои взгляды и принципы? Не нужны ли коррективы? Подруга Хава сказала мне:
- Дочь твоя права: не надо было вестись на его хитрость - отбирать телефон. Не пострадала бы.
А я думала: он удерживает чужие вещи, документы, деньги. Дочь обратилась за помощью ко мне. И почему я не могу взять или отобрать вещь, ему не принадлежащую, ставшую поводом для ухода жены от мужа? Потому что против лома нет приёма? Да, я пострадала. Никто за меня не заступился. Но и за дочь, кроме меня, некому было встать.
   Дамир, отобрав телефон, бурчал что-то вроде "вызову полицию!" Я не нашла мировоззренческого прокола в своих действиях и обратилась в ОВД. Меня отправили на освидетельствование синяков в понедельник. Женщины ввели в компьютер мои объяснения, описание гематом и отпустили со словами:
- Вы нам больше не нужны. Мы сами подаём заявления.
   Два раза "симулянт" привозил ко мне дочь, и та сказала, что не было даже повестки. Но важно было не наказание, а сигнал зятю, что такие его действия не останутся без ответа. Ведь тираны становятся тиранами, когда не встречают отпора.
   Целый месяц Дамир собирался мириться с женой, но убедителен стал только тогда, когда она сумела заблокировать карту, на которую должно было прийти пособие, выхлопотанное им на Севере. Он ничего не собирался ей отдавать, а просто подыскал подходящие слова, я думаю. Типа: не женюсь на другой, не выгоню из дома, не буду бить. А если у женщины дома всё в порядке, то и отсутствие крутого телефона, паспорта и денег не так и важно. Мужчины не выполняют просьб ушедшей жены, они просто ждут, когда она вернётся сама.
   А напоследок зять решил проучить тёщу за то, что посмела укрывать дочь. Я не виню себя, что выхватила телефон. Попалась на провокацию. С шулером садиться играть в карты простому человеку - бесполезно. Если бы он не поглумился в этот раз, использовал бы следующий шанс. Значит, для меня опасность представляет не какой-то конкретный случай, а присутствие этого человека в моём окружении. Из-за дочери я не могла избегнуть контакта с этим монстром. Но дочь вернулась к мужу, а после последней потасовки я получаю виртуальное право отказаться от любого контакта с зятем.
7
   Итак, прощай, дочь, помирившаяся с мужем сразу после того, как он повалял её мать на улице на глазах у всех. Оказывается, он объяснил соседу, свидетелю потасовки, что тёща ворвалась во двор и прервала его мужской разговор по телефону, выхватив трубку. Об этом я узнала от соседки и свидетельницы Ханифы. Тогда я поняла, что ещё легко отделалась: видно, хотел, чтоб я трубку выхватила ещё в дальней комнатке, чтобы можно было избить от всей души за якобы воровство. Воистину: вор громче всех кричит "ограбили!"
   Куда увез Эллу муж, я не знала. Успокаивала себя лишь тем, что в машину к нему она села сама. Через двое суток они вернулись (позвонила соседка), и через забор я видела, что дочь мирно общается с мужем.
   Я решила больше не общаться с этой "семейкой Адамс", и глубокая тоска поселилась в моём сердце. Я ни о чем не могла думать, кроме того, что больше у меня нет ни дочки, ни внуков. Ум говорил, что это правильное решение. На пятый день я обнаружила на телефоне не прочитанное сообщение трехдневной давности с телефона внука:
- Я в порядке. Ездили в Грозный. Уже вернулись.
   Сомнамбулическое состояние беспрерывной тоски стало проходить. Позже дочку привёз ко мне зять, и на мои слова "ты мне не дочь" Элла радостно сообщила:
- Скоро он уедет!
   То есть, я ищу выход из сложившейся ситуации, решаю, наконец, "забыть" эту семейку, а дочь сообщает, что всё будет по-прежнему. Зять уедет, а я тайно буду видеться с дочерью, помогать. А приедет - опять скрываться.
   Уже три недели я не видела внуков, не ходила мимо их дома, нейтрализуя печаль по малышам доводом:
- Этот пытатель всё равно не даст видеться с внуками. Лучше представить, что у меня нет ни дочери, ни внуков: тогда нечего о них и грустить.
   Но как-то я шла из магазина мимо их дома, и ворота были распахнуты. Я зашла, чтобы хоть из окна кухни посмотреть на малюток. Они меня заметили и радостно выскочили обниматься. Старшим - приспешникам отца - я крикнула:
- Эй вы, те, с кем я не разговариваю! Несите пакет, я положу вам гостинцы!
- Дамир уехал в магазин, скоро вернётся, приходи попозже: он поедет в Чечню! - сообщила мне дочь, абсолютно не заметившая мою фразу "ты мне не дочь" в прошлое своё посещение.
Через час я сидела с малышами на коленях, а прихвостни Дамира пытались привлечь моё внимание то таская детский велосипед над головой, то ещё что-то, якобы угрожая мне, и радостно разбегались, когда я поднималась к ним навстречу с фразой:
- Эй вы! Я с вами не разговариваю!
  Ахмадик, держа меня за руку, умолял:
- Не уходи! Останься ночевать!
- Ты же не хочешь, чтобы мы с папой опять заборолись?! - отвечала я.
А Яся твердила:
- Я пойду к тебе!
В результате я уходила под страшный рёв младших и опять говорила себе:
- Ищи выход!
   

22.08.2019



   


Рецензии