Отцы и дети - детско-родительские отношения

Извечная проблема всех времен и народов - "отцы и дети". А в современном мире она стала ещё более острой и насущной. Семья, как понимали ее раньше, постепенно сдаёт свои позиции. Мы перестали жить с бабушками и дедушками, любимая работа поглощает все наше время, силы, энергию. А ведь они также необходимы и нашим детям. Семья перестаёт быть той тихой гаванью, где устав от суеты, можно получить тепло, уют, заботу, ласку.

Что же делать? Можно ли найти общий язык с поколением своих детей? И как детям понять «умных» взрослых? От кого же зависит мир и спокойствие в доме? Кто сможет вернуть их? Психологи дают ответ на этот непростой вопрос. «Вы. И только вы сами можете создать атмосферу любви и понимания в своей семье, в своем окружении.» А вот грамотно сделать это помогут специалисты. Они научат Вас видеть себя и своих близких по-новому. Подскажут, как правильно действовать в той или иной жизненной ситуации, как выйти из сложного положения, сохранив достоинство и взаимопонимание, не обидеть друг друга и при этом разрешить возникшую проблему. «Кому хочется «выносить сор из избы», скажете вы и будет правы – не хочется никому. И именно поэтому многие из нас, прекрасно осознавая наличие проблем, не спешат обращаться за помощью к психологу и психотерапевту.

Но только рассмотрев семейные ситуации совместно со специалистом, удается посмотреть на себя «глазами других», и тем самым увидеть себя по-новому. Вы начинаете видеть собственные стереотипы воспитания, которые обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо получены из средств массовой информации. Безопасная обстановка и ощущение сопричастности на консультации помогают понять свои проблемы, вызывают желание измениться, и при этом психолог не является абсолютным авторитетом и единственным советчиком, он лишь помогает при помощи специальных приемов Вам самим прийти к правильным для Вас личным выводам и решениям.

Основные задачи сводятся к тому, чтобы родители приобрели необходимые умения и навыки: научились слышать, что ребёнок хочет им сказать; стали выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребёнка; умели договариваться в конфликтной ситуации, а не просто наказывали и запрещали; научились ощущать себя счастливыми. Немного о последней задаче. Каждый родитель любит своего ребёнка и желает ему только счастливого детства, беззаботной молодости и обеспеченной взрослости. Мы говорим: «Я отдаю своим детям всё!. Но, зачастую, они оказываются такими неблагодарными!»

Задумываются ли в такой ситуации взрослые о себе? Может ли сделать «счастливым» своего ребёнка человек, испытывающий постоянные стрессы на работе и в личной жизни? От кого, в конце концов, зависит психологический климат в семье – от ребёнка или взрослого?

Наши встречи позволят ответить на эти вопросы. Защита от стрессов, навыки саморегуляции и самопомощи – это те механизмы, которые позволяют человеку почувствовать себя здоровым и счастливым. Ведь только уверенный в себе, уравновешенный и спокойный человек может подарить тепло и уют, чувство «семейной гавани», столь необходимое всем – и большим, и маленьким. И, как по волшебству, ваш ребёнок, как набегавшийся котёнок, тихонечко свернётся около вас клубочком, чтобы послушать сказку на ночь. А уставшая на работе мама почувствует то волнующее чувство умиротворения, к которому мы все так стремимся!

Занимаясь много лет нейропсихологической коррекцией детей, мы постоянно сталкиваемся и с внутрисемейными проблемами. Они проявляются для нас сразу - уже на этапе нейропсихологической диагностики, даже если родители не обозначают их в своем запросе.

Поведение «трудного» ребенка часто вызывает бурную эмоциональную реакцию со стороны взрослого окружения. Действия родителей, вмешательство в процесс воспитания чада старшего поколения, а зачастую еще и няни, к сожалению, не всегда бывают адекватными и психологически грамотными - сказываются и личностные проблемы самих взрослых… Кроме того семья, как целостная структура представляет собой сложный организм, на который оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Разобраться в этом лабиринте, вычленить проблемы и доходчиво объяснить каждому члену его роль в сложившейся ситуации помогает диагностика детско – родительских отношений.

Для того чтобы помощь психолога была более продуктивной, можно заранее составить небольшой список: что беспокоит больше всего, какое поведение ребенка и в каких случаях наиболее характерно, какие из воспитательных мер помогают, а какие - нет. Обычно мы задаем родителям вопросы о том, как они проводят свободное время, каковы традиции семьи и т.д.

Наш опыт работы с родителями показывает – родители зачастую знали о своих ошибках, но не хотели признать их, возлагая ответственность за нарушенные взаимоотношения на ребенка. Доверительная атмосфера, возникающая после проведенной работы, способствует возникновению потребности у взрослых людей разобраться прежде всего с самим собой. В дальнейшем взаимодействие по вопросам детско – родительских отношений с семьей проходит в самых самые различных вариантах: семейное консультирование, личностная психотерапия, коррекция детско – родительских отношений, тренинги и т.д.

 


Рецензии