Псиарх. Природный дух. Заключение

Психоархитектоника. Природный дух. Заключение.

Основа невербального интеллекта - познание (ориентировка), более высокая форма отражения. Это не какое-то состояние или какой-то процесс, отдельный от деятельности, это надстройка над деятельностью, это сама деятельность в своей развитой форме - ориентировочно-исследовательская деятельность. Отличается она от просто деятельности тем, что оснащена многими развитыми мозговыми аппаратами, за счёт которых далёкие и труднодоступные предметы потребностей становятся ближе и легкодоступней. Вспомним опыт с обезьяной в клетке и банан, до которого она своей волосатой ручищей (ножищей) дотянуться не может. Без образного интеллекта обезьяна не смогла бы сообразить, как использовать палку, чтобы достать банан. Другие виды животных с более низким образным интеллектом вряд ли могут догадаться о возможности применения предметов в окружающей среде в качестве средства для достижения цели. Да у них и ручищ с ножищами нету. Хотя те же птицы используют способность летать, чтобы сбросить с высоты какой-нибудь орех на камень, чтобы расколоть этот орех. Что я говорю! У многих животных есть манипулятивная способность посредством своих рабочих органов (клюва, зубов, лап, хвостов) передвигать разные предметы. Остаётся догадаться в каждом отдельном случае - как, каким образом передвигать, куда и зачем? Вот для этого и нужен образный интеллект.

Ориентировка содержит в себе такие противоположности, как анализ и синтез отражаемого. Анализом занимаются так называемые органы чувств - анализаторы, и результатом их активности являются ощущения. А синтез элементов отражения, т.е. ощущений, в образы восприятия, естественно, происходит с помощью моторики, которая помогает ощупывать интересующий предмет, если не тактильно, то ольфакторно, аудиально или визуально. И это активное ощупывание с помощью разных щупалец (лап, носа, ушей или глаз) формирует образ из тех ощущений, которые получает животное посредством действий наощупь - поисково-исследовательских движений. Тут всё взаимосвязано. Нельзя сказать, что мухи (ощущения) отдельно, а котлеты (образы восприятия) отдельно. Тут мухи увязли в котлетах по самые уши, нос и глаза. Ощущение и восприятие являют собой не отдельные процессы, а континуум, на краях которых то больше ощущений, то больше воспринимаемых образов, а посередине этого континуума 50% ощущений и 50% образов.

Всё это, естественно, синтезируется в рецептивно-перцептивный опыт. А он есть внешняя сторона жизни, чувственно-образное её сопровождение. Подождите, будет ещё и внутренняя сторона жизни - переживание, эмоциональное сопровождение жизни. Но переживание - это внутренний опыт, который происходит в природной душе, в Аниме. Рецептивно-перцептивный опыт - это уже не столько хаотичная поисковая активность, как на уровне соматопсихики, фундамента образного интеллекта. Рецептивно-перцептивный опыт - это регулируемая памятью и представлениями памяти ориентировка. Дело в том, что опыт аккумулируется в памяти, в хранилище прошлого опыта. А рецептивно-перцептивная память имеет под собой почву - генетическую память, которую мы рассматривали в прошлой статье, употребляя термин "сохранение" или "запись" (энграммирование или инграммирование ). Ощущения и образы, хранимые памятью и воспроизводимые животным внутри себя, становятся представлениями, т.е. более стабильными образами, приобретшими некоторую независимость от формирующихся "здесь-и-теперь" рабочих образов. Как образы, так и представления можно отнести к опережающему отражению, которое занимается ближайшим или отдалённым будущим. Опережающее отражение в качестве ориентировки в будущем, как все прекрасно понимают, нужно для прогноза того, что будет, и для программирования своих перемещений или действий в том или ином месте.

Для того, чтобы понять переход от представлений к вниманию, нужно обратиться к текстам Л.С.Выготского и Н.Н.Ланге. Не буду, однако углубляться в цитирование. Приведу лишь одну фразу:
"...Не потому представление интенсивно, что оно сосредоточило на себе наше внимание, но внимание и есть не что иное, как выражение интенсивности или интересности представления..." (Н.Н.Ланге, Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.)

Надо сказать, что внимание - это специфическая ориентировка, по сравнению с общей ориентировкой - опытом. Внимание требуется в резко изменяемых ситуациях, когда происходят какие-то события, полные всякой неопределённости, непредсказуемости, опасности или, наоборот, представлением о чём-то очень приятном, что может случиться. Так очень внимательны зрители хоккейного или футбольного матча, в общем какого-либо спортивного соревнования, или бытовой драки. Внимание - это оперативная боеготовность. ("Внимание! На старт! Марш!"). Внимание - это также присутствие "здесь-и-сейчас". Внимание и интерес могут быть в довольно противоречивых отношениях. Можно быть формально внимательным к словам учителя на уроке, но содержательно на уроке не присутствовать, а витать где-то в облаках. Это когда содержание урока неинтересно ученику, или он не может связать преподаваемый материал с тем, что он узнал до этого - отстал, долго болел, запустил, и т.п.

Сенсорной стороной внимания является созерцание. "Живое созерцание" - это такое расхожее выражение у философов. У психологов оно употребляется в качестве наблюдения или, при наличии рефлексии, самонаблюдения. Ещё применяют термин "контроль" - наблюдение с целью проверки, сошёлся ли "Ist-wert" и "Soll-wert", или они разминулись. ("Ist-wert" - то, что есть; "Soll-wert" - то, что должно быть). Созерцание может быть как внешним, созерцанием каких-либо видимых красот, пейзажей, ландшафтов, либо внутренним - созерцанием картин прошлого, сцен из прошлого опыта, т.е. воспоминаниями. Созерцание - образный аналог сознания. Причём многие философы и психологи лепят в один плоский блин разноуровневые процессы: внимания и осознания, созерцания и сознания, воображения и мышления. Осознание, сознание и мышление - психические процессы, функционирующие в словесно-речевом интеллекте, во второй сигнальной системе.

Моторная сторона внимания, как вы уже наверняка догадались, есть воображение. Само внимание за счёт фокусировки на каком-либо фрагменте сенсорно-перцептивного опыта производит разделение воспринимаемого на фигуру и фон. Вокруг фигуры воспринимаемое пространство субъективно сужается, а фон уходит в стороны, на периферию ясного восприятия. Этот эффект психологи назвали эффектом центрации. Или механизмом центрации. Оно и понятно, ведь через сосредоточение внимания мы фиксируемся на каком-либо внешнем предмете или его представлении, и концентрируем вокруг него другие ассоциативно связанные с ним представления. То есть, созерцаемая картина как бы искажается, искривляется. Отсюда возникает явление кажимости. "Всё не то, чем кажется." Обманы зрения, иллюзии и галлюцинации производятся именно этим механизмом. У принявшего дозу наркомана внимание сужается до такой степени, что воспринимаемые предметы очень сильно фрагментируются и распадаются на части, увеличиваясь в одних частях и уменьшаясь в других. Понятно, что им может привидеться чёрт знает что, и даже черти с дьяволом.

А вообще, воображение - это такой динамичный процесс достройки непосредственно созерцаемого по его части. Вот мы смотрим на какое-нибудь толстое "вервие простое" и сразу же в воображении появляется целый слон с хоботом. Здесь, конечно, помогает память, если мы видели слона вживе или на картинке. Но даже если не видели, то можем вообразить себе целого слона по тем его описаниям, которые услышали или прочитали. Кроме этого воображение участвует в мотивообразовании и целеобразовании, формируя образы желаемого будущего. Если мы вообразили нечто, что хотели бы иметь, то это мечта. Если вообразили нечто несбыточное и небывалое, то это фантазия. Если мы спим и видим, то это уже сновидения.

Созерцание и воображение представляют собой не отдельные процессы, а континуум, краями которого они являются. Мы воображаем себе созерцавшееся ранее, или даже воображаем себе то, что стоит сейчас за созерцаемым, так сказать, смотрим сквозь ("Я вижу вас насквозь!"), прозревая через очевидное нечто тайное, скрытое, сущностное. Собственно, это мы уже перешли к интуиции, к непосредственному усмотрению истины (как нам опять же кажется). Интуиция - такое здоровое, сбалансированное, гармоничное сочетание созерцания и воображения, которое позволяет нам догадываться об очень многом. Интуиция также обобщает, интегрирует ощущения и образы в некие сложные образования - идеи.

Обобщение ощущений, как вы видите на схеме, формирует мысль о том, что мы навоспринимали и насозерцали. Мысль есть то, что англоязычные исследователи называют common sense. Хотя также называют и смысл, и здравый смысл. Но смысл есть связь мыслей, с-мысл, некая гармоничная целостность из разрозненных мыслей. У всякого целого есть определённая степень целостности и гармоничности. Они не абсолютны, и поэтому у целого возможны более высшие степени целостности, к которым оно и восходит, развивается. Мысли здесь есть образные понятия, рождённые интуитивным усмотрением, интуитивным пониманием ситуации, в которой находится субъект. Они же в их связи между собой есть образные суждения и умозаключения, т.е. соображения, мнения, ещё не выраженные в каких-либо внешних формах, в словах и предложениях. Мысли могут возникать одна за другой, но при этом не быть последовательными и упорядочёнными. То есть, в голове у субъекта может наблюдаться мысленный хаос. Именно ум в качестве процесса думания приводит в порядок разрозненные мысли, объединяя их в более или менее стройную систему. Обратное воздействие ума на мысли приводит хаос мыслей в порядок. Поэтому в мыслях может наблюдаться как хаос, разброд и шатание, так и определённый порядок, вырастающий из этого хаоса. Степень хаотичности и упорядочённости мыслей, их, так сказать, процентное содержание в отдельно взятой голове может значительно отличаться от таковых в другой отдельно взятой голове. 

Суждения говорят нам о том, как соотносятся воспринимаемые предметы с нашими потребностями. Если предметы и явления окружающего мира, или поведение других живых существ, удовлетворяют или могут (как нам кажется, или как мы догадываемся) удовлетворить наши потребности (быть полезными), то о них мы судим как о хороших. Если они нам уже навредили, и мы предугадываем, что они могут нам вредить и в дальнейшем, то мы о них судим как о плохих. Отсюда происходят такие полярные суждения, как осуждение плохого (вредного) и одобрение хорошего (полезного). Другими словами, мы (люди и животные) судим о предметах и живых существах, а также об обстановке в данное время в целом, со стороны их качества, количества, и возможности достижения нужного  (требуемого нашими организмами) качества и количества с помощью имеющихся у нас средств и способов, сил и способностей. Если наблюдаемый предмет или наблюдаемое поведение кого-либо в окружающей среде нам кажутся бесполезными и в то же время безвредными, то мы их не осуждаем и не одобряем, т.е. относимся к ним безразлично.

С помощью интуиции мы видим что-то такое, чего раньше никак не замечали. С помощью интуиции, придя в состояние озарения (инсайта), обезьяна узревает (угадывает, улавливает, понимает) способ доставания палкой банана. Описывать подробно весь этот процесс здесь не буду. Сами догадайтесь - почему.

Скажу только что интуицию иногда называют умным чувством или чувствующим умом. Тут, видимо, путается (или сливается, или сливается и смешивается) интуитивное суждение и оценочная деятельность (отношение), дифференцирующаяся на чувствования, эмоции, переживания и чувства. Ум помогает нам удовлетворить наши потребности и загасить пылающие желания и эмоции. Мы начинаем шевелить своим умом, т.е. думать, тогда, когда мы ощущаем неудовлетворённость. Потребностей много, поэтому удовлетворённостей или неудовлетворённостей тоже по качеству много. Ум - это сообразительность, умение соображать на определённые темы, соображать, как выбраться из тяжёлых ситуаций, найти выходы из них. Ум и есть умственная способность, смекалистость, находчивость, ловкость, и т.п.

Интуиция как всматривание и усматривание (умозрение) есть собственно процесс и результат соображения, смекания, улавливания, понимания на уровне невербального интеллекта. Интуиция - это та платформа, та почва, на которой произрастают судящий ум и отношения с их чувствованиями, чувствами и эмоциями. Русский эквивалент слова "интуиция" - чутьё, чуйка.  Это когда человек произносит: "Сердцем чую!" Вместо сердца можете подставить любую другую часть тела, которая напрягается, когда вы пользуетесь своей интуицией: подложечное место, попу, место между бровями (третий глаз), темечко, и т.д.


Рецензии