Глухой Вилюй

Киносценарий по одноимённому роману якутского писателя Далана.

(ознакомительный фрагмент)

ЭКС. ВЕРШИНА СКАЛЫ – ДЕНЬ

На вершине скалы сидит хосуун-удалец ЮРЭН. Он смотрит, как поднимается солнце над вершинами лиственниц, согревает землю.

Далеко внизу располагается стойбище его племени - Туматы. Солнце припекает, ЮРЭНА одолевает дремота, из рук выпадает копьё. Стук копья о камни будит хосууна-удальца.

Его внимание привлекает дальний брод. Какие-то существа переходят вброд реку.

ЮРЭН
Кажется, оленьи рога мелькают!

Он из-под руки всматривается, но вода слепит, он не может понять, что это.

ЮРЭН
Пойти, что ли, разбудить своих?

Юрэн передумывает, снова задремывает. Потом вскакивает, скидывает с плеч лосиную доху, потягивается, всматривается на дальний брод.

ЮРЭН
Кто это: олени или люди?

Вооружённые луками люди выскакивают из кустов, окружают хосууна, расстреливают в упор. Внизу в долине проходит уничтожение жителей стойбища Туматов, горят жилища - тордохи.

ИНТ. ТОРДОХ БАКАМДЫ ОТЦА ЮРЭНА – ВЕЧЕР

БАКАМДА с тревогой слушает происходящее в стойбище. Смотрит на невестку МАЙЫНЧИ, она лежит при смерти, рядом с нею спит сын. Бакамда встаёт, берёт ребёнка на руки.

МАЙЫНЧИ
Что будет с моим сыном?

БАКАМДА
Я его спасу.

Бакамда берёт ребёнка из объятий матери, прячет в яме в полу, забрасывает заячьими шкурками.

МАЙЫНЧИ
ДАГАНЧА, сынок…
Бакамда дает невестке напиток. Она отрицательно машет головой.

БАКАМДА
Пей, если хочешь спасти сына.

Майынчи приподнимается, делает несколько глотков, ложится на спину, закрывает глаза.

В тордох Бакамды врываются двое: МАГАН МЭКЧЭ и высокий воин. Они не обращают внимания на лежащую тихо женщину. Маган Мэкчэ обращается к Бакамде грозным голосом.

МАГАН МЭКЧЭ
Старик, мы удачно поохотились в ваших краях. Я одолел великолепного оленя-самца!

Швыряет к ногам старика человеческую голень, в меховом сапоге.

МАГАН МЭКЧЭ
(продолжение)
Принимай, дедушка, мой скромный гостинец!

СТАРИК
(громким шепотом)
Чуяло сердце, что вы погубили моего ребёнка! В год великого мора он одним своим луком прокормил всё племя.

Старик опускает голову и заканчивает печально.

СТАРИК
(продолжение)
Изнурил он себя в тот недобрый год, иначе не смогли бы вы догнать его…

МАГАН МЭКЧЭ
СТАРИК, есть ли отпрыски у хосууна-удальца ЮРЭНА?

СТАРИК
Какие отпрыски-потомки?! Жена его бесплодная женщина…

МАГАН МЭКЧЭ
Пока жив, СТАРИК, передай своим: кто пожелает совершить кровную месть за хосууна ЮРЭНА, на скале я оставил отметину, пусть пойдёт по нашим следам. Хочешь узнать моё имя? Я – знаменитый хосуун-удалец Мёрзлого племени Тонг Биис МАГАН МЭКЧЭ БЕЛАЯ ДОШКА!

СТАРИК
Не осталось среди нас храбрецов, кто проследит ваши длинные дороги, вы вволю порезвились! Уходите!

Маган Мэкчэ и высокий воин покидают тордох. Бакамда долго смотрит на меховой полог.

ТИТРЫ. ПРОШЛО ВРЕМЯ.

ЭКС. ВЕСЕННЯЯ ТАЙГА – ДЕНЬ

Молодой охотник ДАГАНЧА на лёгких лыжах преследует лося. Преследование зверя длится не один час, он без устали идёт по глубокому снегу. Расстояние между охотником и зверем увеличивается. Даганча вспоминает наставление ДЕДА БАКАМДЫ.

БАКАМДА
(з.к.)
Не иди по следу. Беги наперерез. Смотри, куда направляется зверь.

Даганча бросается наперерез лосю. Зверь скрывается в ущелье, за ним вбегает охотник, видит на снегу капли крови.

БАКАМДА
(з.к.)
Алые капли говорят, что лось поранил подкопытники, скоро ослабеет. Добыча сама придёт к тебе в руки.

Даганча на ходу хватает пригоршню снега, жадно глотает его. Замечает лося, лось замечает человека и бросается в лес через замёрзшую речку.

Силы покидают зверя, он стоит в глубоком снегу. Даганча вытаскивает стрелу, прицеливается, натягивает тетиву. Спускает стрелу. Сохатый вздрагивает, прыгает вперёд и падает в снег. Даганча поднимает лук вверх.

 ДАГАНЧА
Алакыы! Алакыы! Алакыы! Э-ге-гей, это моя первая крупная добыча!

ИНТ. ЗЕМЛЯНКА БАКАМДЫ И ДАГАНЧИ – ДЕНЬ

Бакамда слышит шум за стенами землянки, распахивается меховой полог, входит Даганча.

ДАГАНЧА
Посмотри-ка на мою добычу!

Даганча кладёт перед дедом кусок туши лося. Бакамда вскакивает на ноги, трижды кричит вороном.

БАКАМДА
Алакыы! Алакыы! Алакыы!

Дед и внук ставят вариться мясо в котелке над огнём.

БАКАМДА
Мясо сварилось, дитя моё, вытаскивай!

Даганча снимает котелок, ставит на подстилку, деревянной вилкой вытаскивает большой кусок мяса. Дед и внук принимаются за еду, неторопливо беседуют.

ДАГАНЧА
Знаешь дед, когда прохожу ущельем, ведущим в Долину Туманов, взгляд задерживается на отметине, что стоит на выходе в долину.

Бакамда не замечает, что дед не ест, что он нахмурился.

ДАГАНЧА
(продолжение)
Не знаю почему, глядя на неё, кровь во мне закипает. Не зря кто-то поставил отметину на прохожем месте.

БАКАМДА
Откуда мне знать, чья это отметина.

ДАГАНЧА
Я не маленький, дед. Расскажи про моих родителей.

БАКАМДА
Ты должен был задать этот вопрос. Я ждал его. Всё тебе расскажу, но сначала поведаю о другом.

ДАГАНЧА
О чём же?

БАКАМДА
Минувшей осенью в южном лесу вырыл себе берлогу рыжий медведь.

ДАГАНЧА
Почему раньше не сказал мне об этом?

БАКАМДА
Если верить следам, это огромный зверь.

ДАГАНЧА
Да.

БАКАМДА
Вот я подумал, где таким слабакам, как мы с тобой, управиться с ним.

ДАГАНЧА
Ты видел, какого лося я одолел? Рыжий медведь тоже достойная добыча!

БАКАМДА
Не говори так, сынок. Медведь – опасный зверь.

ДАГАНЧА
Ну и пусть! Я не боюсь его, только покажи, где он залёг.

БАКАМДА
Завтра поведу в тайгу. Сейчас спать. Надо хорошенько отдохнуть.
ЭКС. ТАЙГА – НЕДАЛЕКО ОТ МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГИ – УТРО

Бакамда и Даганча останавливаются недалеко от берлоги. Снимают лыжи.

БАКАМДА
(шёпотом)
С той стороны холма должен быть лаз. Обойди. Посмотри, прихвати палку-затычку.

ДАГАНЧА
(шёпотом)
Ни к чему мне затычка!

Даганча идёт к берлоге с копьём из мамонтового бивня.

 БАКАМДА
Молод, неосторожен внук. Медведь – хитрый зверь, маскирует лаз умело. Кусты возле лаза индевеют от его дыхания.

Даганча останавливается за деревом. Из берлоги слышится рёв.

БАКАМДА
Чуток весной медвежий сон. Проснувшегося медведя убить труднее…

Из лаза показывается голова медведя. Медведь выскакивает из берлоги, двигается на парня, Даганча идёт навстречу медведю, держит копьё остриём вперёд.

Медведь поднимается на задние лапы, валится на человека. Даганча падает на спину. Копьё медведю вонзается в грудь.

Даганча проскальзывает между медвежьих лап, вспарывает брюхо ножом от грудины до паха. Медведь падает вправо и затихает.

Даганча трижды кричит вороном, поднимает лук.

ДАГАНЧА
Алакыы! Алакыы! Алакыы!

Бакамда подходит к внуку с пригоршней медвежьей крови.

БАКАМДА
Сегодня я счастлив. Не пропали мои старания. Ты стал ловким охотником, рука у тебя счастливая.
Бакамда протягивает пригоршни с кровью внуку.

БАКАМДА
(продолжение)
Выпей девять пригоршней медвежьей крови, омой ею лицо и колени, чтобы быть таким же могучим, грозным и беспощадным, как он!

Даганча делает, как велит дед. Затем они свежуют тушу, жарят мясо, едят.

БАКАМДА
На обратном пути зайдём в Долину Туманов.

ДАГАНЧА
К чему нам делать такой крюк?

БАКАМДА
Когда придём туда, тогда и узнаешь.

Бакамда и Даганча заканчивают кушать, направляются домой.

ЭКС. ДОЛИНА ТУМАНОВ – ДЕНЬ

Старик и юноша стоят возле лиственницы с затёсом, в середине торчит оперённая стрела.

БАКАМДА
Гляди, это кровавая веха, знак вражды и ненависти на века. Знай, такой знак оставляют великие удальцы, убив врага.

ДАГАНЧА
Я сердцем это чувствовал, дед! Кто оставил отметину?

БАКАМДА
Этот затёс сделал…

ДАГАНЧА
Почему замолчал, дед?

БАКАМДА
… хосуун Тонг Биисов – Мёрзлого племени – Маган Мэкчэ Белая Дошка…
Старик тяжело вздыхает.

БАКАМДА
(продолжение)
…убив твоего отца хосууна Юрэна. Сделал затёс, окрасил его кровью, воткнул стрелу и сказал…

ДАГАНЧА
Что сказал, дед?

БАКАМДА
… чтобы передал тому, кто не устрашится его славы. Пусть его найдёт и отомстит за кровь Юрэна.
(пауза)
Ты вырос, окреп, возмужал, ты должен по обычаю Туматов совершить кровную месть. Будет нужно, посвяти этому всю свою жизнь!

ДАГАНЧА
Почему раньше не рассказал об этом?

БАКАМДА
Пока ты был маленьким, нарочно молчал. Вдруг бы ты вырос слабым и мягкотелым, зачем тебе знать это?
(радостно)
Сегодня я убедился, ты будешь продолжателем отцовского рода.

Бакамда и Даганча возвращаются в свою землянку.

ИНТ. ЗЕМЛЯНКА БАКАМДЫ И ДАГАНЧИ – УТРО

Даганча лежит на лежанке и смотрит на деда; юношу терзает бессонница. Он встаёт, будит деда.

ДАГАНЧА
Дед БАКАМДА ты вскормил и вырастил меня, выслушай меня.

БАКАМДА
Говори, внук мой.


ДАГАНЧА
Я ухожу мстить Тонг Биисам за кровь отца.

БАКАМДА
Внук мой, этих слов ждал я от тебя! Иди! Но прежде проводи меня в Страну Предков…

Даганча молча опускается на пол и слушает деда.

БАКАМДА
Я с тобой не пойду. Буду  тебе помехой. Похорони меня по нашим туматским обычаям.

ЭКС. ТАЁЖНАЯ ПОЛЯНА – ДЕНЬ

Даганча мастерит деревянный помост на восьми столбах, под ним укладывает сушняк; во время работы вспоминает разговор с дедом.

БАКАМДА
Здесь не оставайся. Иди к берегам реки Кэллээмэ, там разведи свой очаг, обзаведись потомством.

ДАГАНЧА
Как мне до неё добраться?

БАКАМДА
Иди в сторону полуденного солнца. Одолеешь треть пути, придёшь к каменной горе. От неё бегут три речки: на запад, на восток и на юг. Держись средней реки – зовут её Тюнкэтэх – Угрюмая.

ДАГАНЧА
Хорошо, дедушка.

БАКАМДА
Она приведёт тебя куда надо! Наших родичей узнаешь по красным как пламя одеждам. Есть среди них хосуун Арчикаан. Подойди к нему и назови моё имя…
ДАГАНЧА
Сделаю, как ты говоришь, дедушка!

Бакамда ложится на помост. Взглядом приказывает внуку, чтобы он его убил. Даганча вонзает острие копья в сердце деда.

Спрыгивает с помоста, поджигает сушняк, пламя охватывает помост и тело старика.

 ДАГАНЧА
Я исполню твою волю, дедушка!

Даганча трижды потрясает окровавленным копьём.

ДАГАНЧА
(продолжение)
Алакыы! Алакыы! Алакыы!

Даганча кладёт в наплечные носилки еду, уходит от места сожжения дедушки Бакамды.

На берегу реки Даганча сооружает плот, отправляется в путь. Во время непогоды он пристаёт к берегу, прячется в пещере.

ЭКС.  ПЕЩЕРА БЕРЕГ РЕКИ - ДЕНЬ

После ливня Даганча выходит осмотреться на местности. Видит на скале сосну, в ствол воткнута знакомая стрела с перьями.

ДАГАНЧА
Дедушка, я иду верной дорогой!

Даганча отталкивает от берега плот и снова пускается в плаванье.

ЭКС. РЕКА – ДЕНЬ

Даганча видит остров, решает приблизиться к нему и отдохнуть.
Даганча замечает человека в яркой одежде с острогой в руках.


Рецензии