О татарском гостеприимстве

Простые добрые люди

Все наслышаны о кавказском гостеприимстве, о русской широкой душе. Но мне хочется познакомить вас с татарскими традициями. Во-первых, как и у других гостеприимных народов, гость для татарина – это святое. Всё самое лучшее – для гостей. Обычный завтрак и чаепитие для гостя превращается в целую трапезу. Традиционно подаётся к столу национальный суп-лапша или суп шурпа из говядины. Причём заготовка домашней лапши – это кулинарное искусство. Тесто раскатывается тонким полотном, затем режется на полоски, после чего эти полоски строгаются на тоненькие лапшинки. Приготовлением лапши – это завораживающее зрелище. Не каждая хозяйка способна на такие фантастические движения рук, будто автоматическая машинка режет тесто, а не женщина.

После супа предлагается отведать мясо с картофелем. Именно так, потому что мяса очень много . Салаты из свежей зелени и овощей, которые собраны на своём огороде, так сказать, прямо с куста. И когда ты уже сыт по горло, тут подают чай с такой невероятно вкусной выпечкой, что прошептав: «Прощай, талия!» непременно пробуешь эти вкусняшки. Но это только завтрак.

Обед – это двойная нагрузка. А ужин, который называется «чаепитием» тоже представляет целый праздничный стол по нашим понятиям, потому что включает в себя всевозможные мясные и рыбные нарезки, несколько видов деликатесных салатов. А когда «клиент уже созрел», то начинается самое интересное… Подают горячее – это может быть любое блюдо национальной кухни. И не только. Нам подавали манты, плов, голубцы, азу, перемячи (необыкновенно вкусные пирожки с мясом), шаверму, лагман, гуся запечённого … Всего и не упомнишь. И опять выпечка, просто невероятно вкусная.

Интересно то, что мужчины совсем не пьют спиртного, может быть это связано с тем, что большинство из них – бывшие и настоящие нефтяники. А может быть, национальная черта. Но своим женщинам они позволяют немного расслабиться. И тут начинается: «Пей до дна! Не обижай хозяев! Нужно всё допить, чтобы зла не осталось в рюмках. Зло приходилось уничтожать. Но после нескольких дней такого щедрого гостеприимства, глядя в зеркало, ты перестаёшь себя узнавать. На тебя смотрит заплывшая и опухшая физиономия. И появляется мысль: «Так дальше нельзя!» Печень кричит, почки отказываются понимать - за что с ними так…

Наконец, начинаешь искать выход из создавшейся ситуации. Просто отказы не принимаются. Стол каждый день ломится от яств. Вино льётся рекой. Но не потому что люди здесь очень богаты. Конечно, нет. Просто для них закон гостеприимства превыше всего. И вот однажды мне сочувствующий мужчина за столом дал совет: «Что, больше не можешь? «Нет» говорить нельзя, обидишь хозяев. Нужно ж…у показать!»

Я выпучила на него удивлённые глаза: « Как? Прямо голую?»

Он усмехнулся лукаво: « А ты как думала!»

Я понимала, что это подвох, но в чём – не могла сообразить.

И вот, наконец, один мужчина, не знакомый с национальными традициями, но по всей видимости, был уже не в состоянии больше ни есть, ни пить, воспользовавшись подсказкой моего соседа по столу, встал со словами: «Ух, сил больше нет, хозяева дорогие! Лучше пристрелите!» И отвернувшись от всех, стянул брюки, оголив свой зад.

Вначале в зале повисло гробовое молчание, а потом такой раздался взрыв хохота, который долго не смолкал, доведя всех присутствующих до слёз. Тот же сосед по столу объяснил мне, что фраза «ж…у покажи» означает – «покажи донышко», т.е. перевернуть чашку вверх дном. И хозяев не обидишь. И тактично сообщишь, что сыт по горло, благодарен за угощения.

В дальнейшем я с радостью пользовалась этим новым знанием. Потому что выдержать такие пищевые нагрузки, наверное, не под силу никому.

Каждый, кто живёт в частном доме, имеет свою баньку. Париться в баньке – тоже традиция. Топили её каждый день. Наверное, эта традиция мало чем отличается от нашей, русской. Париться по выходным в тесном кругу друзей любят у нас, наверное, все. Но чтобы каждый день! Но мне понравилось. Приехав домой, я в первое время даже скучала по «татарской» баньке.

Знающие люди, подготавливая меня к очередной встрече с «татарскими новыми друзьями» давали мне дельные наставления: «Нужно быть обязательно в платье с длинным рукавом. Голову покрыть косынкой. Оголять части тела и волосы для женщины считается неприличным». И каково же было моё удивление, когда во всей компании в платье и косынке оказалась я единственная. То ли у наставников взгляды устарели. То ли у моих новых знакомых татар в свою очередь были свои наставники, которые советовали им как лучше принимать русских гостей, чтобы не выглядеть старомодными. Такой вот парадокс. Но национальные костюмы очень красивые.

Меня удивило то, что среди татар много светловолосых и голубоглазых. Я даже несколько раз переспрашивала, правда ли те люди татары, может, всё же русские? Но нет. Это, конечно, меня очень удивило. А хотя чему удивляться. По историческим данным, много русских красавиц было взято в плен и увезено с родины в далёкую страну. Возможно, это их потомки. Красивые люди. И очень доброжелательные.

Один инцидент ввёл меня просто в замешательство. По дороге внезапно что-то приключилось с машиной, пришлось обращаться в автосервис. Стоимость ремонта обошлась в 300 рублей (без самой детали, которую тут же заменили в течение получаса). Фантастика! В Московской области и в Москве, воспользовавшись вашей беспомощностью, вас ободрали бы на тысяч… много! То ли люди здесь другие, имеют понятие совести, то ли закон гостеприимства так работает. Но этот случай как бальзам разлился по душе. Радостно было то, что простые рабочие с пониманием и по-человечески отнеслись к нам.

В противовес этому приведу такую историю, которая приключилась с одним моим знакомым в подмосковном городке. У него внезапно встала машина. Он с трудом добрался до ближайшего автосервиса. А дальше история развивалась как в плохом водевиле. Работник автосервиса убедил моего знакомого, к тому же инвалида, в том, что машина чуть ли не в плачевном состоянии, её нужно срочно продать. А пока можно «покататься» на другой машине. Не знаю, какой силой убеждения обладает тот работник, но в результате мой знакомый оказался со старенькой развалюхой, которая почти всё время в ремонте. А его почти новенькая «шкода» ушла с концами… Но это ещё не всё. Ремонты требуют постоянных вложений, поэтому тот же «работник» убедил его взять кредиты… Глупо. Но это реальная история с реальным человеком. Меня удивляет тот факт, что «работник» - приезжий из братских республик. Вера, очевидно, тоже братская. Но отношение к людям совершенно противоположное тому, что я встретила в Татарстане. Хотя, вера здесь ни при чём. Это что-то другое.

Не хочется на грустной ноте заканчивать повествование. Но получился контраст. Как будто из республик приезжают к нам не лучшие представители своего народа. Жажда наживы совсем у них затмевают привитые им с детства понятия совести, чести, справедливости. Конечно, не все такие. Но ведь столкнувшись с одним, думаешь так и о других.

Самое главное, что я увезла с собой из Татарстана – это необычайно красивая природа и люди – добрые, простые, талантливые и сердечные. Я их просто всех полюбила как родных. Они меня опять зовут в гости. Я не знаю, как сложится моя судьба. Смогу ли вновь я посетить прекрасные места, увидеть этих замечательных людей. Но в моём сердце они останутся навсегда.


Рецензии