Осенние люди

     Возраст осени - это ещё не старость, а золотая пора, закат прожитой жизни. Мы - 60-80-летние осенние люди - тоже были когда-то нежно-зелёными, потом окрепли, возмужали, залоснились, напитавшись земными соками, и не заметили, и как подошли к своей вполне законной осенней поре. Мы все разные: кто-то жалко трепещет на холодном ветру, кто-то обидчиво подсыхает, экономно закручивая узорную кайму, кто-то ещё радует глаз красотой зрелой осени: жёлто-зелёной, золотой, багряной... За роскошной  осенью придёт  зима - сирая старость. О, как хочется, чтобы она не была одинокой! Но она зачастую одинока - стариков у нас недолюбливают. Мы ведь упёртые, поперечные, считаем себя всегда правыми, белыми и пушистыми. Как бы то ни было, к старости надо готовиться и принимать её … как подарок судьбы. Почему подарок? "Жизнь даётся всем, а старость только избранным", по этому поводу остаётся только шутить... Мы, осенние люди, прожили большую жизнь и к старости стали другими. Мы, как погода, - нам абсолютно всё равно, нравимся кому-то или нет. По этому поводу даже не мудрствуем, а пора бы задуматься...
   Недавно попалась мне на глаза Молитва стареющего человека и показалась весьма  и весьма прозорливой и мудрой. Хочу поделиться её содержанием… «Господи, Ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать. Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить. Пусть я буду размышляющим, но не занудой, полезным, но не деспотом. Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности. Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигал цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях: их становится все больше, а удовольствие без конца рассказывать о них - все слаще. Не осмеливаюсь просить Тебя улучшить мою память, но приумножь мое человеколюбие, усмири мою самоуверенность, когда случится моей памятливости столкнуться с памятью других. Об одном прошу, Господи, не щади меня, когда у Тебя будет случай преподать мне блистательный урок, доказав, что и я могу ошибаться. Если я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. Право, я не собираюсь превращаться в святого: иные из них невыносимы в близком общении. Однако и люди кислого нрава - вершинные творения самого дьявола. Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях».               
     Эту молитву приписывают испанской монахине Терезе Авильской (1515 – 1582 г.г.), хотя есть и другие мнения.
     Размышляя над содержанием молитвы, прихожу к выводу: мы действительно порой излишне назидательны. Подзабыли малость, что в молодые годы с трудом выносили нравоучения и наставления своих родителей, потому и сегодня, поучая молодых, рискуем быть покусанными их крепкими и острыми зубками. Гораздо безопаснее и благороднее учить примером собственной жизни: человек срисует с тебя то, что ему по душе и по силам.
     «…Люди кислого нрава - вершинные творения самого дьявола». Это верно: нытик способен погасить приподнятое  настроение, отравить душу скепсисом, посеять уныние. Кислый нрав - это диагноз несостоявшихся  и завистливых людей, а зависть и уныние – тяжкий грех!
     Духовно богатые люди, которым интересно жить, - и старятся красиво, и меньше болеют. Алгоритм долголетия –  это не делать зла и не желать его людям,  больше тепла отдавать людям, уметь любить, жалеть и прощать. И не надо рвать себя по поводу нелёгкой жизни в стране: времена не выбирают – в них живут и умирают. Лучше думать об улучшении нравственного микроклимата в собственном  доме, в своей семье, где проходит большая часть жизни. Тёплые и  доверительные отношения с близкими – это наше сегодняшнее счастье! Эти отношения надо выстраивать постоянно, неустанно, творчески. Сказать комплимент, поцеловать, подарить пустячок, цветочек, протянуть на ладони конфету, яблочко, накинуть на плечи шаль... Тогда и старость не страшна.
     Любите свой возраст и живите в нём с удовольствием! Если человек дожил до старости с глубоким сердцем и живым духом, - он интересен, уважаем и подобен старому благородному вину.  И пускай  внешняя оболочка наша обветшала в бурях жизни, но душа-то молодая!  Пусть нас вдохновляют слова французского поэта Э.Лебрена: «Люблю смотреть, как старость снова срывает лавры и цветы..." Только так и стоит жить и доживать свой век: активно, светло, радостно, с юморком.   


Рецензии
Сколько света и мудрости в ваших строках - их хочется громко пропеть, чтоб люди услышали и полюбили эту истину.
Удачи!

Галина Кадетова 2   21.05.2021 19:21     Заявить о нарушении
Галина, Вы сегодня подарили мне столько позитива, столько я получила вдохновения, что можно дописывать то, что зависло из-за неуверенности: а кому это нужно?! Благодарствую!

Галина Широкова Хоперская   21.05.2021 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.