Подарок к 8 Марта - Ландыш серебристый

    Начало марта, в промёрзший за зиму город робко пробиралась весна, ночи были ещё морозные, с утренним ледком на просыхающих под весенним солнцем лужах. Люди, соскучившиеся по теплу, подставляли лица под солнечные лучи, жмурились и застывали от блаженства, птицы галдели на сырых газонах и коты, которым полагалось по весне быть счастливыми, вопили во всё кошачье горло.

    С каждым днём приближался праздник 8 Марта и город пришёл в особое движение. Все стремились на рынок, где смуглые, черноволосые мужчины продавали жёлтые веточки мимозы и красные тюльпаны, которые они доставали из громадных потёртых чемоданов. Чемоданы пустели, кошельки продавцов наполнялись разноцветными купюрами. Другие горожане спешили в магазины за подарками, выбор, которых был невелик и стандартен духи, косметика или реже ювелирные украшения.

    Мне тоже предстояло купить подарок для мачехи- духи «Ландыш серебристый», её любимые духи, которыми она пользовалась. Своих детей у нее не было и она относилась ко мне, вполне по матерински, я отвечал ей тем же и называл мамой. Каждое утро, стоя перед зеркалом, она встряхивала флакон с духами, отворачивала крышку и указательным пальцем осторожно касалась отверстия флакона и затем тем же пальцем наносила невидимые мазки за ушами и на шее. «Женщина должна всегда хорошо пахнуть» приговаривала она, забывая, что через час запах бесследно пропадал.

    Мне тоже полюбился запах цветов ландышей- свежий аромат весеннего леса и запах цветущих садов. Когда приходила пора цветения ландыша, на улицах и рынках города продавали маленькие, плотные букетики ландышей, я всегда покупал любимые цветы и ставил в воду. Я садился рядом с цветами, жадно вдыхал неземной аромат и пристально вглядывался в букетик, в отдельные его цветки. Белые, с зубчиками цветы напоминали мне маленькие шляпки сказочных лесных жителей- прекрасных эльфов, которые сидели на ветках цветущих растений.  Теплый весенний ветер раскачивал на белоснежных шляпках эльфов маленькие серебристые колокольчики- тоже в форме цветков ландыша, они издавали чудную гармонию звуков, которые не могли оставить равнодушным никого. Мне казалось, что звучит музыка Чайковского, из его сказочного балета « Щелкунчик».

    Мама всегда была рада моим подаркам к Женскому дню, которые я начал дарить с первого класса, как только у меня появились карманные деньги на школьные завтраки. Деньги на подарок копились месяцами, каждый день я экономил на утреннем коржике с чаем и тратил деньги только на школьный обед. Школа находилась в особняке прошлого века, построенного адвокатом и нотариальным поверенным Филипповым. Наш класс находился в комнате для клерков, школьный буфет в бывшей поварской. В кабинете Филиппова находился директор школы, в большом зале для торжеств с паркетным полом, тоже было учебное помещение. Для торжеств все парты выносились и место для школьных мероприятий было готово. Классы были тесные, с небольшими проходами между рядами парт, немного места было только у доски. К тому же классов не хватало, поэтому старшеклассники занимались во вторую смену.

    Педагогический состав был из бывших партийных работников или их жён, тихо враждовавших и конкурирующих между собой. Некоторые умудрялись приходить в школу каждый день в другом наряде, вызывая восхищение у подрастающих учениц и злобную зависть у менее удачливых коллег. Прошлой осенью я упросил мать купить мне кирзовые сапоги, все подростки нашего района щеголяли в новых, блестящих сапогах, набитые на край каблуков металлические подковки при ходьбе четко чеканили каждый шаг. Я пришёл в школу с обновкой, на которую никто не обратил внимания и только учительница истории- жена партийного работника презрительно морщась сказала мне «Не грохочи своими сапожищами как житомирский городовой».

    Накануне я посчитал свои накопления, было почти четыре рубля, духи стоили три рубля пятьдесят копеек, хватало с запасом. После уроков я сел в трамвай и поехал в центральный универмаг- покупать подарок мачехе, ехать было недалеко, всего несколько остановок. Центральный универмаг был в осаде, толпа у входа, толпа у выхода, казалось большая часть горожан ринулась делать покупки к празднику. Пробраться к витрине парфюмерного отдела оказалось не просто, но мне маленькому и худенькому подростку удалось пробраться к знакомому месту на витрине и увидеть зелёную коробочку духов с тисненным изображением веточки ландыша. Теперь я мог занять очередь к кассе и оплатить покупку.

    В очереди я простоял минут двадцать и возле кассы опустил руку в карман зимнего пальто, но кошелька я не обнаружил. Моё сердце сжалось от тревоги и страха, я лихорадочно рылся по карманам, опустил снова руку в карман пальто, но кроме небольшой дырки, в которую проходил палец моей руки ничего не обнаружил. Из глаз брызнули слёзы, я отошёл от кассы на несколько шагов и остановился. Я не видел снующих вокруг меня людей, меня переполняла беда, я зашёлся в горьком плаче. На меня стали обращать внимание люди, подходили и спрашивали, я не мог им ответить, рыдания и слёзы не прекращались. ;Ко мне подошла одна женщина и молча стала возле меня и ждала, затем взяла меня за руку и спросила «Сынок, что случилось с тобой, почему ты так горько плачешь». Наверное у меня прошёл весь первый ужас ситуации, когда я обнаружил пропажу кошелька, я всхлипывая и растирая рукой слёзы ответил ей « У меня украли кошелёк». Добрая женщина с улыбкой спросила «Ты хотел купить подарок своей маме или сестре», я всхлипывая ответил «Да, моей маме». Она посмотрела на меня, мальчишку, одетого в короткое, купленное несколько лет тому назад зимнее пальто, из которого я вырос, на потертую шапку и сказала «Постой, я тебе помогу».

    Моя спасительница, обращалась ко всем проходящим мимо нас людям, со словами « Люди добрые, помогите мальчику, он пришёл купить подарок матери к 8 Марта, у него вытянули кошелёк». Люди останавливались и протягивали мне одну или несколько монеток. Я стеснялся брать, но она мне сердито сказала « Бери, я тебе сказала», я протянул руку и взял, мне было стыдно и страшно, только от одной мысли, что если кто-нибудь из знакомых увидит меня. Всё происходило как в страшном сне, я в ужасе от происходящего, повторял всем кто протягивал мне деньги « Спасибо, большое спасибо». Добрые люди как говорили в старине «подавали» бедному ребёнку, так прошло минут пятнадцать- двадцать, мне казалось, что прошла целая вечность, как моя спасительница поспешила домой, оставив меня с сжатыми в руке кучей мелочи, другая кучка была в кармане.

    Я нашёл укромный уголок в переполненном магазине, поставил свой старый портфель на пол между ног и пересчитал собранные деньги, чуда не произошло, мне «подали» около двух рублей. Денег на подарок не хватало, но благодаря отзывчивой женщине, я имел деньги на проезд в трамвае, в украденном кошельке был месячный проездной. Дома я вынужден был выпотрошить свою копилку и на следующий день купил духи в другом магазине. Мать ничего не знала и была очень довольна подарком.


Рецензии
Хорошо,что вы заплакали, как оно ни странно звучит. Сохранили себя от удара или сердечного приступа. Вы ведь,наверно, из-за этого написали все это, надо было выписать наружу очиститься?

Марина Легранд   20.01.2024 02:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.