Преграда

На самом ли деле окружающие нас преграды – это преграды?
Вопрос этот пришел на ум много-много лет назад, и поначалу имел вид обыкновенного наблюдения, с выводом, отчего-то не укладывающимся в прокрустово ложе привычного стереотипа.

Я поделюсь тем первым наблюдением, которое внесло сомнение в привычное понятие «преграда».

Преграда преграждает путь. Только вот путь чему она преграждает?

 В нашем саду росло несколько войлочных вишен.
Это в настоящее время такая диковинка не вызывает ни у какого садовода или дачника  удивления. А почти 40 лет назад я даже и не знаю где моя мама раздобыла эти саженцы.

Очень милое кустарниковое растение с бархатными листочками и очень тонкокожими оранжевыми ягодками, даже близко не напоминающими традиционный вкус вишни.

Наш сад был буквально через дорогу от начала леса, и мелкие лесные жители довольно часто были нашими гостями. Бурундуки, не стесняясь, собирали урожай ягод, и, в частности, именно войлочных вишен, которые они, для сохранности, у нас же на участке и закапывали.

 Узнали мы об этом однажды осенью.

Летом в мои обязанности входило ежедневное, иногда через день,  посещение нашего сада для полива нуждающихся в этом, растений. Часть участка традиционно оставлялась под посадку картошки, которая вырастала безумно вкусной и рассыпчатой.

Как-то раз лето выдалось на удивление переменчивым: солнце чередовалось с дождями как по заказу садоводов, мечтающих именно о таком чередовании солнца и дождя для приумножения урожая. Высота ботвы картошки была выше метра, и она была на редкость густая, буквально, стояла стеной.

Возможно, я бы этого не запомнила, если бы осенью, начав её вырывать, мы не обнаружили кучку саженцев войлочной вишни, которая оказалась бережно укрыта высокой ботвой картошки от ветров и ночной прохлады. Им доставались только лучи солнца и дождевая влага. Эти саженцы выросли за одно лето в высоту двухлетних саженцев именно благодаря ограждавшим их высоким кустам картошки.

Тогда я впервые задумалась о свойствах преград. Настолько ли они являются препятствием, или играют зачастую роль защиты?

Настоящее время.

Я обратила внимание, что многие мои ровесницы к моим годам имеют расплывшиеся фигуры и такие же расплывшиеся понятия необходимости поддержания внутреннего развития.

Давным-давно.

После развода мне не приходилось выбирать режим жизни. Он выбирался по  принципу: отсекаем то, без чего можно в данный момент прожить, чтобы перераспределить силы на выполнение остро обязательных процессов.

Мне не приходилось выбирать, сколько спать, есть, и думать над принятием решений, касающихся нашей с дочкой жизни.
Мне приходилось это просто делать.
Никто не спрашивал меня:  Умею я это или нет?  Вопроса: Устала ли? – не существовало вовсе.
У дочки жизнь формировалась по такому же принципу.

Это были преграды, не дававшие нам свободно вздохнуть или хоть на капельку расслабиться и увидеть, что есть и другая жизнь.
Не было у нас другой жизни.
Была только эта.

Не воспринималась она как наше достоинство или награда.
Как наказание её воспринимать не хотелось, но плюсов её тогда высмотреть было сложно.
«Плюсы» в ней мы создавали сами. И сами же потом этим «плюсам» радовались, потому что хотелось всё-таки чему-то радоваться.

И вот, прямо как в сказке, долго ли коротко ли, но годы прошли.
И чисто теоретически, и чисто практически, время всё равно идет по своим законам, и оно прошло.

И тут оказалось, что мои ровесницы, жившие нормальной,  с моей точки зрения, жизнью, за эти же самые годы умудрились превратиться в тупых жирных тёток, не слышащих ни голоса разума, ни голоса чувства.
Им не преграждали путь никакие особые препятствия, кроме обыкновенных житейских, и их способности в высоту не  росли, - только вширь, - вместе с их телами. 

Способности моей дочки претерпели подобные  же превращения.
Её развитие, и в том числе интеллектуальное, духовное и нравственное, помогает пользоваться ей заслуженным уважением коллег по работе и многих-многих знающих её людей самого разного возраста.
Они совершенно искренне выражают ей по многим вопросам благодарность, и нас обоих с ней это радует.
 
Ограничения наших возможностей в ходе жизни оставляли нам доступ только «солнцу» и «влаге», образно выражаясь.
Не было у нас ни средств, ни возможностей что-то другое от природы и жизни получать.

А вместе с этим не было  возможности почувствовать на себе и разрушающее влияние сытой спокойной жизни.
 
Неоднозначно.
Согласна.
Именно поэтому только делюсь своим наблюдением.

Однако, с каждым годом, встречая на пути что-то, даже отдаленно напоминающее преграду, я всё чаще заглядываю за её высокие стены: От чего она нас спасает и чему в нас помогает вырасти, являясь охраной?

Август  2019. Матрсоова Елена (Velen)


Рецензии
Ммм, какая житейски-философская штучка получилась!!
Преграды и ограничения - путь тех, кому Судьба уготовила роль "маячков", на свет которых тянутся окружающие люди, - поэтому уважение к дочери, - и я уверен, дорогая Елена, что люди так же относятся и к вам!!

Гоша Ветер   08.08.2019 20:42     Заявить о нарушении
Классно развернули информацию:)Мне такое даже в голову не приходило. Прямо вторая часть рассказа: "Постскриптум от читателя". А вот тут дилемма. Я не могу ввести этот постскриптум, потому что это будет откровенный плагиат. Но такой красивый разворот жаль не донести до читателя. ...Надо обсудить с вами морально-этическую сторону вопроса

Матросова Елена Викторовна   08.08.2019 21:33   Заявить о нарушении
Плагиат не будет таковым, если автор дает согласие.

Автор разрешает, без сноски на его имя :)

Гоша Ветер   08.08.2019 21:41   Заявить о нарушении
спасибо за разрешение))) учту, что без сноски на истинного автора строк))) мне бы самой еще этот разворот информации "переварить", настолько он для меня неожиданный, а уж потом до читателей его донести))

Матросова Елена Викторовна   08.08.2019 21:53   Заявить о нарушении