Танковый рейд в тыл врага

Выпускник Орловского бронетанкового училища гвардии лейтенант Владимир Максаков включен в список танковых асов Великой Отечественной войны — в общей сложности на  его боевом счету 18 уничтоженных танков противника, из них три «Тигра».
Парень с Бряншины
Будущий Герой Советского Союза родился 5 января 1920 года в с Салтановка, ныне -  Навлинского района, Брянской области. Его отец Н. И. Максаков в 1920—1924 годах работал делопроизводителем Салтановского волисполкома. Вскоре Максаковы переехали в Алтухово Брасовской волости Севского уезда Брянской губернии (ныне посёлок Навлинского района Брянской области), где в 1941 году В. Н. Максаков окончил среднюю школу.
По комсомольской путёвке юноша был направлен в Орловское бронетанковое училище. Курсантом-танкистом он сражался под Ростовом и Майкопом. Испытал всё, и горечь отступления, и радость победы.
В музее  школы №1498 г. Москвы хранятся рукописные листки с воспоминаниями Владимира Николаевича Максакова о своем боевом пути:
«Впервые мне пришлось встретиться лицом к лицу с фашистами осенью 1941 года, под Смоленском. Из курсантов Орловского бронетанкового училища была сформирована танковая бригада, курсанты которой свои «университеты» заканчивали не в стенах училища за картами и тренажерами, а в битвах с врагом за орудиями и рычагами боевых машин. Затем уже, из-под Орла, бригаду перебросили на Южный фронт – Северокавказское направление – под Ростов.
Принимали участие в жестоких танковых схватках под станцией Кущевской, городами Армавиром, Кропоткиным, станцией Белореченской, городом Майкопом. Окончательно, совместно с другими войсками, остановили врага на перевале Индюк, в 40 километрах от Туапсе.
Здесь, по приказу Верховного Главнокомандования, бригада была выведена из боев. Оставшимся в живых курсантам  в апреле 1943 года было присвоено воинское звание лейтенанта, и мы были направлены на Урал в Нижний Тагил, за получением новых танков.
Отсюда в составе маршевой роты я попал в формировавшуюся тогда  1-ю (впоследствии Гвардейскую) танковую армию генерала Катукова, стал командиром роты 45-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й танковой армии 1-го Украинского фронта.
Начались оборонительные бои юго-восточнее Ржева. Отсюда наша танковая бригада была направлена на прорыв фронта для вводимого в тыл врага кавалерийского корпуса генерала Доватора.
К весне 1943 года создалась напряженная ситуация на Курско-Орловском клине. Армия была скрытно переброшена под город Обоянь (в районе Белгорода).
5 июля началась одна из величайших в истории Великой Отечественной войны битв на Курской Дуге и ныне всем известное танковое сражение под Прохоровкой. С обеих сторон участвовало во встречном бою более 1500 танков. Когда на отдельных участках стрелять из пушек стало невозможно из-за огромного скопления смешавшихся машин, танки начали друг друга таранить. Это жесточайшее, как его позже назвали, танковое побоище продолжалось четверо суток.
Несмотря на большое количество новейших танков «Тигров» и «Пантер» и самоходных установок «Фердинанд», фашисты были разгромлены. Началось стремительное наступление наших войск к Днепру.
К концу 1943 года 1-я Гвардейская танковая армия занимала рубеж на Киевско-Житомирском плацдарме, в составе  1-го Украинского фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина. Намечалось новое зимнее наступление наших войск.
Армией прорыва была назначена наша танковая армия. Генерал М.Е.Катуков решил перед началом общего наступления (за 4 дня) бросить в тыл фашистских войск танковую группу на намечаемом главном направлении прорыва. Цель – дезорганизация вражеских тылов, уничтожение отдельных колонн противника, телефонной связи, складов с горючим и боеприпасами, вражеских штабов. Конечная цель – уничтожение узловой железнодорожной станции Янков (в районе Винницы). Отсюда немецкое командование снабжало свои передовые части боевой техникой и другими припасами. Станция находилась в 76 километрах от линии фронта в тылу противника. Командовать танковой диверсионной группой назначили меня. Группа состояла из 10 танков Т-34 моей роты и средств усиления: пяти самоходных установок СУ-76 и танкового десанта автоматчиков и сапёров – 150 человек. Замысел командования и действия группы оправдали себя».
Житомирско-Бердичевская операция
    Десять суток танки прорывались к намеченной цели, круша и уничтожая фашистские гарнизоны, склады с боеприпасами и технику.
Впечатляет  перечень уничтоженной Максаковым живой силы и техники противника в «Акте на предмет описания боевых действий, проведённых гвардии лейтенантом Максаковым с 24 декабря 1943 года по 18 января 1944 года».
 25 декабря 1943 года у села Озеры (Брусиловский район Житомирской области) Максаков настиг автоколонну противника и огнём и гусеницами уничтожил 16 автомашин, 5 бронетранспортеров с пехотой и орудиями, 3 автомашины были захвачены и приведены с собой как трофеи.
1 января 1944 года на пути к селу Комсомольское (Казатинский район Винницкой области) у переправы настиг колонну пехоты и артиллерии противника и уничтожил 4 орудия и до 80 автоматчиков, рассеяв всю колонну противника.
7 января возле села Стретинка Максаков уничтожил минометную батарею, 5 пулемётов и до 30 солдат и офицеров противника.
9 января первым ворвался в одну из деревень, погнал пехоту противника и обозы, при этом уничтожил до 50 солдат и офицеров и 17 подвод.
10 января вместе с Соколовым разгромил эшелон противника, перерезал движение по железной дороге Винница-Жмеринка и удерживал железную дорогу более 2 суток, уничтожив при этом 8 самоходных орудий и 9 вагонов с разным военным имуществом и до 350 солдат и офицеров.
За 14-17 января 1944 года близ деревни Широкая Руда при отражении атаки крупных сил пехоты и танков противника подбил 3 танка и уничтожил до 50 солдат и офицеров противника.
   Последний удар  танкисты нанесли по Янкову. Четыре эшелона, один из них с живой силой, были уничтожены внезапным ударом. Разрушили станцию, повредили связь, взорвали железнодорожный мост. Был взорван крупный армейский склад боеприпасов. Только на станции Янков танкисты уничтожили эшелон с горючим и расстреляли прямо на платформах 18 танков.
 В этом бою Максаков получил сквозное ранение в плечо, но продолжал руководить операцией. Поставленная задача была выполнена и рота стала прорываться к своим.
     Фронт приближался. На пути остался последний крупный населённый пункт – село Медведевка. Но, прорвавшись через село, танки попали под обстрел двух батарей немцев. Танк Максакова, шедший во главе атакующих, уже выскочил на полевую дорогу, но тут его потряс огромной силы удар и взрыв.
     «Последнее, что я чувствовал и видел, теряя сознание, это было пламя, охватившее всю машину, – вспоминал Владимир Николаевич. – Мне показалось, что танк, высоко подброшенный, падает вниз. «Вот и отвоевался», – мелькнуло в голове».
     Очнулся Максаков уже в госпитале. Там же и узнал, что за образцовое выполнение задания командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Затем снова в строй. Участвовал в ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки врага, в Проскуряковско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Восточно-Померанской  и Берлинской наступательной операциях.                Был награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
В 1944—1946 годах учился в Военной академии бронетанковых и механизированных войск.       
После войны
С 1946 года Максаков находился в запасе и проживал в Москве. Описал свои танковые сражения в книге «Глубокий рейд».
В 1951 году окончил Институт внешней торговли и работал старшим консультантом (1951—1953), старшим экономистом (1953—1961) в экспортном управлении Министерства внешней торговли СССР. Затем перевёлся во Всесоюзное объединение «Разноимпорт» старшим инженером конторы цветных материалов (1961—1962), старшим инженером транспортного отдела (1962—1963) .
В 1963—1978 гг. сменил множество профессий: рабочий в различных московских магазинах, буровой мастера в геологической партии, торцовщик по металлу, шофёр, стрелок вневедомственной охраны. В 1975 году присвоено звание майора запаса.
Умер 8 октября 1993 года.  Похоронен на Донском кладбище г. Москвы.


Рецензии