Танковый снайпер

В 1943 году 20-летний выпускник Орловского бронетанкового училища младший лейтенант Владимир Марков получил назначение командиром взвода в 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. С этого времени ни один выпуск полковой газеты «Доброволец» не выходил в печать без упоминания о его подвигах в ходе той или иной боевой операции. В составе танкового корпуса Владимир Александрович прошёл боевой путь от Орла до Берлина и Праги, уничтожил 23  танка противника. За исключительную храбрость и боевое мастерство был удостоен звания Героя Советского Союза. Таких асов, как Марков, называют танковыми снайперами.
Детство и юность танкиста
Володя  родился 16 февраля 1923 года в г. Краснодаре в семье рабочего. В 1926 году семья Марковых переехала в Новороссийск. Отец будущего танкиста работал механиком в пожарном депо. В 1930 году Володя поступил в 62-ю железнодорожную школу, сразу во второй класс. Учёба мальчишке давалась легко, к тому же он занимался спортом и мечтал стать лётчиком.  После окончания школы в 1940 году Володя поступил в Киевский авиационный институт, но после первого курса из-за тяжёлого материального положения семьи вынужден оставить учёбу. До начала войны он работал электриком на элеваторе.
В феврале 1942 года Новороссийским военкоматом Владимир Марков был призван в Красную Армию и направлен в Орловское бронетанковое училище, эвакуированное к тому времени в город Майкоп.
Летом 1942 года во время стремительного приближения фронта к Майкопу из личного состава училища была сформирована Отдельная Орловская танковая бригада, воевавшая в составе Приморской группы Северо-Кавказского фронта. В её составе у предгорий Кавказа Володя Марков получил боевое крещение. После выхода из боёв училище было эвакуировано на Урал в Свердловскую область.
Окончив училище, летом 1943 года младший лейтенант В. А. Марков получил назначение в 30-й Уральский танковый корпус, командовал которым  уроженец Орловщины генерал-майор Георгий Семёнович Родин.
Корпус вошел в состав 4-й танковой армии и 27 июля получил боевое крещение на Орловско - Курской дуге.
В боях под Орлом
29 июля генерал-лейтенант Г.С. Родин поставил задачу Свердловской и Молотовской (Пермской) танковым бригадам во взаимодействии с 30-й мотострелковой бригадой форсировать реку Нугрь и овладеть селом Борилово. Село размещалось на высоком берегу и господствовало над окружающей местностью, что облегчало противнику ведение обороны и затрудняло действия наступающих подразделений корпуса. Утром 30 июля танк Маркова в составе Пермской танковой бригады одним из первых прорвался сквозь шквал огня на занятую врагом господствующую высоту. Меткими выстрелами экипаж уничтожил 8 немецких пушек и перебил около полусотни гитлеровцев. Используя успех Маркова, через Нугрь переправились остальные танки и батальоны мотострелковой бригады, несмотря на упорное сопротивление противника,  танкисты овладели селом Борилово.
2 августа при отражении контратаки немецких войск в районе населённого пункта Злынь взвод лейтенанта В. А. Маркова  один из первых  встретил метким огнём «Тигры», танкисты отразили натиск врага  и уничтожили несколько танков.
И уже 5 августа за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, командир взвода 1-го танкового батальона В.  Марков  был награждён  медалью «За боевые заслуги».
На Брянщине
В конце месяца оставшиеся в строю танки Челябинской и  Пермской бригад с экипажами (среди них и экипаж Маркова) были переданы Свердловской танковой бригаде, начавшей 3 сентября совместно с частями 63-й армии наступление на посёлок Локоть (южнее Брянска).
В этот же день Володя Марков в бою за д. Брасово под сильным, артиллерийским, миномётным огнём восстановил разбитую переправу через реку, и, прикрывая её огнём из танка, дал возможность переправиться на другую сторону реки танкам батальона.
5 сентября танковый взвод лейтенанта В. Маркова и взвод автоматчиков, ведя разведку боем, ворвался в Локоть, промчался по его улицам, уничтожив по пути несколько повозок с солдатами противника. Проскочив западную окраину посёлка, через два километра В. Марков обнаружил входящую в лес колонну машин противника. Совершив обходный маневр через лес, он организовал засаду. При подходе колонны противника три танка взвода Владимира Маркова внезапно атаковали 25 автомашин, 12 орудий и около двух рот пехоты.
При отходе на соединение с главными силами 2-го батальона танкисты уничтожили ещё 2  танка, 2 орудия, взяв  в плен 3 немецких солдат, при этом потеряв один танк. В. А. Марков лично захватил знамя немецкого полка, оборонявшегося в городе, положив конец «Локотской республике».
Рейд взвода Маркова по тылам врага способствовал успеху всей бригады и армейских частей. 8 сентября враг был отброшен за Десну. 
За мужество и героизм, проявленные в ходе боёв по освобождению Брянщины, в сентябре  1943 года Владимира Маркова первого в корпусе представили к званию Героя Советского Союза. Но тогда он был награжден орденом Красного Знамени.
Освобождая Украину
В феврале 1944 года Уральский танковый корпус был включен в состав 1-го Украинского фронта. В середине марта у села Романовка (юго-восточнее Тернополя) батальон Свердловской бригады под командованием майора В. Н. Никонова, в состав которого входила рота Маркова, совместно с Челябинской бригадой отбивали контратаки немцев с запада и громили вражеские части, отходившие с востока.
Вместе с танкистами в обороне были и пехотные части. Выходящие из окружения гитлеровцы потеснили наших пехотинцев. Заметив это, Марков выбрался из танка и под ураганным огнем побежал к дрогнувшим рядам пехотинцев. Увлекая их за собой, он бросился в контратаку. Важный рубеж удалось удержать.
26 марта войска 1-го Украинского фронта, несмотря на весеннюю распутицу и  бездорожье,  освободили  г. Каменец-Подольский. Ведущая роль в освобождении города принадлежит частям Уральского танкового корпуса.
В.А. Марков один из первых ворвался на улицы Каменец-Подольского, разметывая бронетранспортеры, тягачи с пушками, автомашины и повозки противника. Когда же кончились горючее и снаряды, отважный командир со своими танкистами, сняв с танков пулеметы, отражал вражеские контратаки вместе с автоматчиками.  За эти бои Владимир Александрович был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Летом 44-го  гвардии старший лейтенант В. А. Марков уже командовал ротой средних танков Т-34.
В письме матери Марии Фёдоровне Анищенко от 2.06.44 года он писал: … если я и погибну, то тебе не будет как матери стыдно за меня. Если бы каждый сотый человек сделал столько, сколько я, то война уже кончилась бы. На моём личном счету около четырёхсот гитлеровцев, множество раздавленной и уничтоженной техники и вооружения врага. И свой долг перед Родиной я выполню до конца…»
Львовское наступление
14 июля началась Львовско-Сандомирская операция. Наступление развивалось из района Поляны в направлении населённых пунктов Золочев, Ольшаница и Подъяркув Львовской области. В боях за город Ольшаницу в полосе наступления роты Владимира Маркова противник оставил подбитыми и сгоревшими 7 танков, 4 противотанковых и  2 зенитных орудия.
17 июля во время боя у села Лацке-Вельке В. А. Марков спас танк и его членов экипажа. Заметив неподвижно стоящий Т-34, он стремительно бросился к нему, завёл двигатель и вывел из-под огня в укрытие. Оказалось, что командир танка гвардии младший лейтенант А. А. Супонин убит, а остальные члены экипажа тяжело ранены.
За отвагу и воинское мастерство командир танковой роты, гвардии старший лейтенант В.А.Марков в августе 1944 года был  награждён орденом А.Невского.
Висло-Одерская операция
Владимиру Маркову не раз удавалось малыми силами наносить врагу большой урон и при этом иметь у себя минимальные потери. Так было и в польском местечке Лисув, где часть Свердловской бригады оказалась 13 января 1945 года один на один с танковой дивизией немцев.
Расставив танки с таким расчетом, чтобы нанести наибольший урон фашистам и одновременно постараться сберечь свою технику и людей, Марков отдал приказ подпускать вражеские машины как можно ближе и потом бить их наверняка по уязвимым местам. В результате первого боя из 17 вражеских танков на поле осталось 13 сожжённых «тигров» и «пантер». После короткой передышки бой возобновился с новой силой.
Боевой товарищ Владимира Маркова Михаил Побединский вспоминал: «...На правом фланге произошло замешательство среди танкистов другого батальона нашей бригады, у некоторых сдали нервы, и немцы получили возможность еще с одной стороны, на этот раз с тыла, наступать на группу Владимира Маркова. Все машины, которые у него остались, он собрал к кладбищу и сказал нам просто и честно: «Возможно, живыми мы отсюда не выйдем, попрощаемся». Мы решили погибнуть, но не отдавать Лисув гитлеровцам. И не отдали! Отбили двенадцать танковых атак, поджигая «тигры» и «пантеры». ...Пошатываясь, сходились в круг. На рубчатый автомобильный скат присел Володя Марков. Бледный, с запекшейся на лице кровью, в прорванном, прожженном в нескольких местах комбинезоне, он выглядел измотанным до предела, а глаза меж тем светились лаской к нам, гордостью за своих танкистов».
Так было и в ночь на 15 января, когда Марков с отрядом в 7 танков и десантом автоматчиков захватил село Промник, перекрыв последний путь выхода противника из окружения в районе города Кельце. В той ночной схватке Володя был ранен осколком гранаты.
Позднее в письме Михаилу Побединскому он напишет: «…Эх, Мишка, как много мы потеряли, лежа в госпитале во время зимнего наступления до Одера. Это была самая блестящая и стремительная операция. Я проклинал свою судьбу, слушая рассказы танкистов, раненных позже меня. И как только в начале марта я стал немного ходить на костылях, сразу же смотался из госпиталя в бригаду и принял третий танковый батальон…»
После возвращения из госпиталя отважный танкист был награждён орденом Красного Знамени, получил звание капитана и был назначен командиром танкового батальона 61-й гвардейской танковой бригады. 
На подступах к Берлину
Гвардии капитан В. А. Марков особо отличился в конце апреля 1945 года в боях за Берлин.
 «Молодой комбат, — писал командир корпуса Е. Е. Белов о Маркове, — всегда действовал решительно и быстро. Он обрушивался на врага как снег на голову, не давая ему опомниться. Именно так действовал Марков в Верхне-Силезской операции под Нейсе и Ратибором».
21 апреля в бою за город Штангенхаген батальон В. А. Маркова атаковал действующий аэродром противника.
Вооружившись трофейным фаустпатроном, комбат поджёг два самолёта, а затем и ангар. Возникший пожар осветил аэродром и прилегающую к нему часть городка, что позволило вести прицельный огонь по разрозненным группам отступавших немецких войск. И получаса не прошло, как были уничтожены все находящиеся на аэродроме самолеты. 
Столь же стремительно марковцы выбили противника из городка Зармунд, ворвались 23 апреля в южную часть Потсдама, отбросив немцев за канал Хавель. В боях уничтожили 4 танка, бронетранспортёр, а также множество  солдат и офицеров противника.
 А через неделю, возвратившись по приказу в городок Беелитц, продемонстрировали высочайший героизм и стойкость, отбивая атаки отчаянно рвущихся на запад остатков берлинской группировки немцев. Уже в середине боя в батальоне остался один танк. Когда кончился боезапас, в ход пошли автоматы и гранаты. В этом бою танкистами бригады было подбито и уничтожено 5 танков, 5 бронетранспортёров, 34 автомашины, 3 миномёта, 3 орудия, убито около 1800 и взято в плен более 1000 немецких солдат и офицеров.
На помощь восставшей Праге
Когда 6 мая 1945 года оккупированная Прага восстала против фашистов, первыми на её призыв о помощи откликнулись советские танкисты. В Обращении восставших говорилось: «Прага истекает кровью. Фашисты уничтожают людей и город. Русские братья, помогите Праге!».
 На помощь Праге в числе советских соединений выдвинулась и 61-я танковая бригада, в составе которой сражался капитан  В.А.Марков.
«Я часто вспоминаю стремительный рейд… на Прагу, там уж я взял свое, действуя всё время в передовом отряде, - напишет Володя Марков  из Австрии в августе 45-го своему другу Михаилу Побединскому,
В книге «Гвардейская танковая» командир 61-й танковой бригады, подполковник В.И.Зайцев отмечает: «Головным шёл батальон гвардии капитана В. Маркова. Он развернул в боевой порядок только одну роту, а остальные танки следовали в колонне за ней. Противник пытался оказывать сопротивление, но танкисты, действуя через незанятые промежутки в обороне, выходили в тыл оборонявшихся фашистов и вынуждали их поспешно отступать. За два дня с боями  мы прошли всю страну и в 10 часа утра 9 мая вошли в Прагу».
 Местное население встречало советских танкистов ликованием, с красными флагами и транспарантами «Ать жие Руда Армада! Да здравствует Красная Армия!»
«Гитлер капут!»
Удивительную историю о фотографии, на которой изображён гвардии капитан Владимир Марков с попугаем Жако сидящим на его плече, рассказала телеканалу «Звезда» Елена Колядина, внучка Леонида Фишелева радиста-пулеметчика танка Т-34, которым командовал Марков.
 В апреле 1945 года в ходе штурма Берлина советские танкисты остановились возле штабной немецкой машины. Из неё раздавался яростный крик: «Хайль Гитлер!», и это несмотря на то, что в «Мерседесе» никого не было видно. Первым к неугомонному «нацисту» подкрался радист-пулемётчик Леонид Фишелев. С опаской он заглянул внутрь и с широкой улыбкой обернулся к своим товарищам: «Да это попугай!». Танкист Фишелев нашел в багажнике «Мерседеса» клетку, запихнул туда орущего на всю округу «нациста», посадил в Т-34 и отправился дальше – на штурм вражеской столицы.
Через несколько дней после взятия Берлина он приступил к переобучению попугая. Со временем Жако с тем же энтузиазмом, с которым раньше выкрикивал «Хайль Гитлер!» стал орать «Гитлер капут!»
27 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за умелое руководство боевыми действиями танкового батальона и личное участие в Берлинской операции гвардии капитану Маркову Владимиру Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6868). Леонид Фишелев поздравил своего командира и подарил ему перевоспитанного попугая. Так на свет появилась  эта фотография.
После войны
В победном 45-м Владимир Александрович приезжал в отпуск в Новороссийск, встречался с коллективом рабочих элеватора, с учителями и учащимися средней школы № 62. Об этом сообщает пожелтевшая от времени  газета «Новороссийский рабочий», хранящаяся наряду с другими документами в музее средней школы №17 имени Героя Советского Союза В.А.Маркова.
В 1953 году Владимир Александрович окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск и продолжал службу в Закавказском военном округе в столице Грузии Тбилиси.
13 января 1955 года заместитель командира механизированного полка, 32-летний подполковник В.А.Марков, скончался от вспышки болезни, вызванной давним осколочным ранением, в годы войны он был трижды ранен. Похоронен Герой в г. Тбилиси на старом грузинском кладбище.
Потомки В.А.Маркова дочь Ирина и внук Дмитрий живут в Тбилиси, внучка Алёна - в Твери.
Памяти героя-танкиста
Имя танкового снайпера В.А.Маркова увековечено на мемориальных досках, установленных на фасадах новороссийских  средних школ  №62, где учился Владимир Марков и  №17, носящей имя Героя.
Одна из улиц Новороссийска названа в честь Героя Советского Союза Владимира Александровича Маркова.

Автор благодарит потомков В.А.Маркова: Ирину Владимировну  и Дмитрия Марковых (г. Тбилиси), а так же И.М.Батрасову, заместителя директора СОШ №17 им. Героя Советского Союза В.А.Маркова г. Новороссийска за предоставленные фотографии, письма и документы


Рецензии