Правильные законы

Тот, кто отдает частицу своей души, обучая нас чему-то, навсегда останется Учителем. Спустя много лет Правители, Казначеи, Мудрецы, Военачальники, Купцы все такие же смиренные Ученики перед лицом своего Наставника.

Давно это было. В один из летних дней повидать своего Учителя приехал Руслан, молодой Правитель больших земель. И стал рассказывать о том, как он обустроил жизнь в своем государстве.

- Я помогаю бедным, старики у меня в почете и уважении, калеки и слабые здоровьем знают, что всегда найдут в моем лице опору и поддержку. Но вот в чем беда: с каждым годом в моей стране становится все больше нищих и больных. Здоровые, сильные и умелые работники исчезают словно листья с деревьев с приходом осени. Тех, кого я всегда считал своей опорой и благодаря кому процветают мои земли, становится все меньше, - Руслан обеспокоенно закачал головой.

- Наверное тебя любит твой народ за милосердие и сострадание? – спросил Наставник сквозь едва заметную улыбку.

- О, да, - улыбнулся Руслан, а затем снова обхватил голову руками. – Но мои земли катятся к разорению и разрухе.

- Скажи, а как живет обычный народ, которого ты назвал своей опорой? Не младенец или старик, женщина или блаженный. А молодой мужик с крепкими руками и головой, кто трудится от рассвета до заката в поле, цехе или своем кабинете, кто неустанно защищает твои земли от недругов?

Руслан призадумался, пожал плечами.
- Да нормально живут, обычно. Работают, едят, в свободное время на печи лежат.

- Может быть они путешествуют по другим княжествам? Покупают себе молодых красивых коней? Строят большие избы, куда можно привести будущую жену? Помогают своим немощными родителям?

- Путешествуют, конечно. Раз в несколько лет выезжают из своей деревни. Вот новые избы и лошади – нет, до этого еще десятилетия пахать надо. Жеребцы-то заморские дороги нынче, а уж избу построить и подавно. А старики у меня в почете. Скорее они помогают, особенно если жена в доме появляется и детки начинают рождаться.

- Чего же ты удивляешься, что твоя страна беднеет? Если человек, который трудится на благо твоего государства, не может быть опорой для своей семьи, то как он обеспечит тебе хорошую жизнь?

Руслан и Наставник приблизились к водопаду и слушали его шум.
- Так что же мне делать? – спросил Руслан.

- Перестань видеть только нищих и больных, оглянись – и ты увидишь, как могуч и силен твой народ.

- Я тебя совсем не понимаю, Учитель.

- Видишь лодку, - Наставник протянул морщинистую руку в сторону реки, которая вела к водопаду. У берега темнело небольшое пятнышко. – Если в нее посадить четырех слабых гребцов и одного сильного, они ничего не смогут сделать с течением и водопад унесет их за собой. А если в лодку к четырем хорошим гребцам посадить одного слабого, то на другой берег выйдут пять уставших, но сильных мужчин, сумевших перебороть природу.

- Но ведь если я буду писать законы, ориентируясь на здоровых, честных, работящих и умелых, то люди скажут, что я жесток и немилосерден.

- Всегда так: что-то теряешь, что-то приобретаешь. Баланс сохранить очень сложно, - усмехнулся Наставник. Руслан бережно поддержал под руку старика, покачнувшегося на тонкой дощечке, перекинутой через реку.

Наставник и Ученик возвращались домой.

11.07.2015 г.
Зикунова Валерия


Рецензии