Эпизоды армейской службы 1953-1956 годов

  (Цикл «Эпизоды армейской службы 1953-1956 годов»  Тенденции)

   Современным молодым людям указанные в названии годы, наверное, идентичны временам каменного века. Об этих годах они имеют весьма смутные, а порой и искаженные, представления, полученные, в основном, из сериалов.
 
   В свою очередь, мне и людям моего поколения, не связанным непосредственно с армией, современная жизнь и порядки в ней также известны только из средств массовой информации, и из тех же фильмов и сериалов.
 
   Поэтому, сравнивать прежние и современные порядки в армии, и тем более компетентно судить о них, я не могу. Я только могу как современник тех лет и непосредственный участник тогдашних событий, рассказать о них, что и попытаюсь сделать.
 
   В этой общей части своего повествования я коснусь только некоторых армейских тенденций того времени, как я это понимал тогда, с некоторым учётом современных знаний. А о конкретных эпизодах из своей армейской службы я расскажу по отдельности.

   Увиливания от службы в армии, во всяком случае, в той среде, в которой я жил и воспитывался, не было. Быть может, такая тенденция сохранилась ещё со времени войны, когда отказ от службы в армии был равносилен предательству. Поэтому, даже при значительном ужесточении критериев набора, как это произошло в 1953 году, выразившегося в призыве в армию людей с некоторыми дефектами здоровья, каких-либо общественных противоречий не возникло.

   Территориальная тенденция армейского распределения кадров, в те времена, была такова, что призывников из крупных городов направляли служить в периферийные места, а призывников из отдалённых мест направляли ближе к центральным городам. Это делалось, как видно, для некоторого естественного культурного обмена и выравнивания.
 
   «Дедовщины», которая стала впоследствии бичом российской армии, в моё время не было. Конечно, определенное социальное превосходство старослужащих перед новобранцами было, но оно никогда не проявлялось как моральное и физическое унижение.

   Раз я упомянул слово «Дедовщина» не могу остаться равнодушным и не высказать своё мнение о том, почему её не было во время моей службы, и отчего она возникла впоследствии. Дело в том, что всегда в любом коллективе находятся люди, желающие возвысится над другими. Если не пресекать эти проявления, а, наоборот, им потворствовать, то они переходят в жестокости, и не важно, как их называть. Пока в армии было офицерство, участвовавшее в войне, и понимавшее насколько важна дисциплина и слаженность коллектива в боевых условиях, дедовщины не было. Когда же они ушли, и им на смену пришло меркантильное офицерство, да и генералитет, которым стало удобно и выгодно такая внутренняя самоорганизация коллектива, подобная тюремному, и появилась дедовщина.
 
   Прошу прощения за отвлечение, и возвращаюсь к основной теме. В армии во времена моего призыва проводилась реорганизация, начатая ещё после окончания войны. Не хватало образованных людей и хороших специалистов. Этим обстоятельством, собственно, и вызван был спецнабор «образованных», в армейскую офицерскую школу, в который попал и я.
 
   Снабжение продуктами, обмундированием и бытовые условия были далеки от желаемых. Голода, конечно, не было, но пищи, хотя она и была довольно грубой и однообразной, всё равно не хватало, и солдат всегда хотел есть. Денежное пособие рядового солдата составляло три рубля, что являлось меньше половины процента от тогдашней средней зарплаты. Обязательного отпуска у солдат не было. На первом году службы в отпуск не отпускали совсем. На втором и третьем году можно было попасть в отпуск, но только как отличник боевой и политической подготовки.

   В целом, я прослужил в Советской армии всего три с небольшим года, с октября 1953 по ноябрь 1956, но в различных «социальных» слоях. Первый год – курсантом в учебном армейском подразделении (школа офицеров запаса) со значительной физической и военной нагрузкой, и жесткой дисциплиной. Второй год – радиомастером в Отдельном батальоне связи с привилегированными возможностями в отношении дисциплины и быта. И третий год – в общевойсковых солдатских условиях с участием в военных маневрах, приближенных к боевым. Поэтому я могу более или менее объективно рассуждать о том времени армейской службы.
 
   В завершение общих рассуждений о своей армейской службе хочу сказать, что с вершины своего сегодняшнего возраста я вижу как отрицательные, так и положительные её стороны. В качестве отрицательной – это задержка почти в четыре года в повышении образования, улучшении квалификации и росте карьеры. В качестве положительной – расширение жизненного опыта, упорства в преодолении трудностей и повышение самодисциплины.

   В своих воспоминаниях я касаюсь только отдельных событий из своей армейской службы, которые показались мне наиболее характерными для того времени.  Надеюсь, что это представит определённый интерес, хотя бы исторический, для современного поколения. Ну, а людям постарше напомнит об их молодости и армейской службе.
 
   Весь цикл «Эпизоды армейской службы 1953-1956 годов» состоит из 10 эпизодов:
Особенности армейского призыва 1953 года –  Армейская баня с двухместной стрижкой– Трехъярусная армейская  казарма – Армейская  школа офицеров запаса – Сексуальные проблемы в офицерской школе – Армейско-колхозный сенокос – Под эгидой офицерской стажировки – Отказ от офицерства – Приключения третьего года армейской службы – Армейские маневры и окончание службы 


Рецензии