О чем 1Пет. 3, 18-22

О чем 1Пет.3:18-22, каким духам и когда проповедовал Христос

===

Обычно я стараюсь связать объяснение разбираемого текста с контекстом, если это удается сделать и предлагаемое толкование гармонично связывается с общим ходом мыслей в книге, это один из признаков того, что комментарий может быть не ошибочным.

Одна из основных тем первого послания Петра – страдание христиан, Петр побуждает получателей письма быть верными в этих страданиях и не унывать. Разбираемый фрагмент тоже начинается с такого рода наставления: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (стих 14).

Дальше Петр пишет, что «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (стих 17). Какая мысль поможет христианину при страдании? Петр направляет взгляд читателей на Христа: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (стих 18). Христос умер физически, но затем воскрес, ожил духом (и вы воскреснете, если и умрете).

(Петр не в первый раз, побуждая терпеливо и с любовью к обидчикам переносить страдание, обращается к теме о страданиях Христа, см. конец 1Пет.2 и начало 1Пет.3, я писал об этом в заметке «Шесть принципов перенесения несправедливости». Если вкратце, идея такова: Евангелие основа всякого вида душепопечения, обращение к теме о страданиях Христа – главный совет Петра страдающим).

Этим духом (пересказываю стих 19) Христос проповедовал находящимся в темнице духам. Важный момент: в этом месте Петр не говорит, в какой момент Иисус проповедовал духом находящимся в темнице духам, сейчас в центре его рассуждений другие вещи, но о времени этой проповеди Петр сообщает в другом месте послания, об этом скажу дальше.

Возвращаемся к тексту: эти духи, находящиеся (сейчас, точнее, на момент написания Петром послания) в темнице (т.е. в аду), были когда-то непокорны Божьему долготерпению, конкретнее – это происходило во дни Ноя, когда строился ковчег (пересказываю стих 20), в этом ковчеге восемь человек спаслось от потопа. Про крещение чуть дальше напишу.

Для прояснения картины я бы предложил при чтении текста вставить в скобках два поясняющих слова (такому методу меня научил Николай Михайлович Кринец когда-то): в 19-м стихе после слова «находящимся» допишите карандашиком слово «сейчас», а в конце стиха после слова «проповедал» – слово «раньше».

Когда раньше? Так Петр уже сообщал об этом в первой главе. Мы уже обратили внимание, что находящимся в темнице духам Иисус проповедовал духом, а в 1Пет.10-11 Петр пишет про «изыскания и исследования пророков», так вот, в них был «Дух Христов». Т.е. через Ноя к предпотопному поколению обращался Дух Христов. Об этом проповедовании и сказано в 1Пет.3:19: «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Тем, кто на момент написания 1Пет. находились в аду, Христос проповедовал перед потопом.

Заметим, что Петр не пишет, что Иисус сходил в темницу. Он сходил в Духе к людям, которые сейчас являются духами, заключенными в темницу. Также Петр не говорит ясно, что схождение произошло между смертью и воскресением Иисуса.

Чтобы понять смысл отрывка, важно заметить в нем несколько параллелей между временем перед потопом и временем Петра:

• Поколение перед потопом было непокорно ожидавшему их Божию долготерпению – евреи, современники Петра, в основной своей массе не приняли Христа и тоже были непокорны Божьему долготерпению, о чем Петр пишет, например, в 2Пет.3:15, там же выше, кстати, есть про потоп.
• Поколение перед потопом ожидал скорый суд в виде потопа, причем Бог предупреждал об этом приближающемся суде – поколение Петра ожидал скорый суд в виде разрушения Иерусалима, есть основания считать, что 2Пет.3:7,10 в том числе и об этом, кстати, и в проповеди в Дн.2 Петр об этом говорил.
• В ковчеге спаслись «немногие, то есть восемь душ» – в поколении Петра Иисуса Мессией признали тоже только немногие.
• Вода потопа стала разделительной линией между спасенными и погибшими, покорившимися Богу и оставшимися непокорными Ему, одних эта вода погубила, других спасла, подняла ковчег, не причинив вреда находящимся в нем – крещение, о котором речь в 1Пет.3:21, тоже является такой демаркационной линией, проводящей разделение между христианами и не уверовавшими во Христа, в этом смысле крещение спасает (не забываем, что в первоапостольской церкви между рождением свыше и крещением обычно проходило очень мало времени, из истории церкви известно, что когда стали обращаться язычники, понадобилось дополнительное время на катехизацию, и этот промежуток увеличился). Вообще о крещении в 1Пет.3:21 надо бы написать отдельную заметку.
• К поколению до потопа обращался Дух Христов (конечно, не только к нему, но мы занимаемся этим вопросом), об этом 1Пет.1:10-11 и 3:18-19 – к поколению Петра тоже обращается Дух Христов или Дух Святой, об этом 1Пет.1:12.
• Дух Христов был отвергнут поколением перед потопом – Он отвергаем и поколением Петра, причем это поколение убило Иисуса физически, но Иисус воскрес и, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», при этом Ему «покорились Ангелы и Власти и Силы», и эта мысль о конечной правоте и победе тех, кто сегодня испытывает страдания вслед за Христом, должна была служить им поддержкой. Я считаю, что в этом и состоял замысел Петра, когда он писал эту часть своего письма.

Конечно, Христос сходил в ад, о чем говорят другие тексты Писания, но Петр здесь не пишет о схождении Иисуса в ад. В аду Христос был в положении Человека, занявшего наше место, т.е. испытавшего смерть. Он не проповедовал там. Если допустить мысль о таком проповедовании, возникает масса богословских вопросов и проблем: о чем Он там проповедовал, в чем смысл этой проповеди, каковы ее результаты, почему Он обращался только к сравнительно небольшой группе умерших и т.п.

А главное, эта идея (о проповеди в аду) не только не поддерживается разбираемым текстом Петра, но и не выражается нигде в других местах Писания. Попутно: если что, в Еф.4:8-10 не сказано, что Иисус сходил в ад. Там речь о воплощении Иисуса, т.е. о схождении на землю (не буду об этом здесь писать, для обоснования несколько абзацев нужны).

Есть разные объяснения этих нескольких стихов в 1Пет.3, и некоторые из этих объяснений выглядят очень, очень красиво, я долго придерживался другого взгляда на эти стихи, не такого, как я изложил выше, но проблема в том, что теории эти ясными ссылками на другие тексты Писания и ясными внутренними свидетельствами (прежде всего встроенностью в ход рассуждений контекста) не поддерживаются, т.е. являются плодом пусть и богословского, но воображения.

И да, написанное выше – тоже только очередной этап в моих занятиях с 1Пет., изложенное понимание обязательно будет пересматриваться при каждом следующем погружении в тему, а если надо, будет отправлено в архив красивых, но неправильных идей, если контекст и экзегеза покажут, что все не так.

Понятное дело, эту заметку можно (и нужно) дописать и развить, показав связи с другими текстами прежде всего у самого Петра (в двух посланиях и в его проповеди в Дн.), а потом и с другими книгами Библии, я хотел лишь вкратце высказаться о том, как сейчас понимаю основную мысль Петра в этом фрагменте и то, какими средствами он эту мысль выражает.

07.08.2019


Рецензии