Псиарх. Природа. Заключение

Психоархитектоника. Заключение к Соматопсихике.

Как я и обещал во введении к первой части Психоархитектоники, представляю здесь несколько иной способ организации психологических триад (тетрад).

Этот способ представления помогает увидеть первую триаду как кинетику психики, вторую триаду - как статику психики, третью триаду - как динамику психики, и четвёртую триаду - как кинематику психики (геометрия четырёх измерений). Статика психики обеспечивает её стабильность, динамика - подвижность психики. Кинетика есть синкретизм статики и динамики. Кинематика - их синтез, различенное единство или единство различного.

Психостатика (Жизнь - Сохранение - Воспроизведение) несёт в себе смысл приспособления живых организмов в относительно постоянной среде. Она регулирует постоянство внутренней среды (гомеостаз). Состояние - отражаемая организмом в самом себе внутренняя ситуация - ситуация внутреннего равновесия-неравновесия. Уравновешенное состояние комфортно. Неуравновешенное - дискомфортно. Среда на этом уровне является типичной, циклически повторяемой изо дня в день. Но в каждом повторении происходят едва заметные изменения (повторение без повторения), которые, накапливаясь количественно, переходят в качественные изменения (скачкообразность перехода количества в качество). Психостатика также обеспечивает постоянство процессов (гомеорез) - их видоизменение в определённых рамках, заданных генетически. Так что здесь находится царство безусловных рефлексов, механических и автоматических форм деятельности, царство бессознательного.

Происходящее в жизни можно уподобить записи звуков и изображений на какой-нибудь носитель информации. Носитель информации, естественно, хранит её в себе в виде следов прошлой жизни. Из него же эта информация и извлекается, воспроизводится, когда в жизни воспроизводится та же типичная ситуация. Термин "сохранение" означает запоминание, и ещё может означать тенденцию всякой жизни к самосохранению, и генетическую память, память тела, память, в которой хранится общее устройство тела. Термин "воспроизведение" -  проигрывание в относительно новой, но очень похожей на старую, ситуации информации, записанной при прошлых взаимодействиях живого организма со средой. Это как раз то самое несколько видоизменённое повторение того, что было - "повторение без повторения", оптимизация безусловных рефлексов, тренировку естественным путём возникающих навыков.

Соотношение между сохранением (записью) и воспроизведением (проигрыванием) аналогично соотношению между филогенезом и онтогенезом. Одно происходит через другое (также как анализ через синтез). В жизни, таким образом, заложены две тенденции: к наследованию признаков (наследственность) и к самоизменению (изменчивость). Рост популяции приводит к конкуренции между индивидами (внутривидовая конкуренция) и видами (межвидовая конкуренция). А конкуренция - к естественному отбору, который ещё существует как межполовой и внутриполовой отбор. Конкуренция и отбор - проявления жизни как борьбы, которая, в свою очередь, является основой психодинамики.

Психодинамика (Интерес - Побуждение - Влечение) приспосабливает организмы к резко изменяющейся среде. Резкое изменение - характеристика какого-либо события. Мы не называем событием то, что медленно тянется, длится без каких-либо заметных изменений. Когда происходит какое-либо событие, у всех живых организмов активируется ориентировочный рефлекс в виде интереса и проявляется ориентировочная реакция "Что такое?!" В дальнейшем он развёртывается в ориентировочно-исследовательскую и поисковую деятельность, являющуюся основой для таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, представление, внимание, созерцание, воображение, интуиция, суждение и ум.

Изменение происходит либо во внешней среде, либо во внутренней среде организма, либо одновременно: и во внешней, и во внутренней. В организме возник дискомфорт из-за недостатка каких-либо питательных веществ, например, воды, или из-за избытка отработанных, использованных, - пробудился интерес к определённым формам жизнедеятельности. Во внешней среде возникло что-то новое, никогда не виденное и не слыханное, - пробудился интерес к предмету, признаки которого не похожи ни на один предмет, встреченный в прошлом. Сородич стал вести себя как-то странно - пробудился интерес к одноплеменнику. Что-то изменилось в своём внешнем виде - пробудился интерес к самому себе: надо либо избавиться от того, что прицепилось, либо зализать раны, и т.п.

Психокинетика (не путать с психокинезом, телекинезом и телепортацией!) есть собственно приспособление организма в медленно или быстро меняющейся среде. На схеме она представлена триадой: Деятельность - Отражение - Движение. Под деятельностью мы обычно понимаем взаимодействие тел. Живые тела взаимодействуют между собой посредством телодвижений. Ближайший результат деятельности - отражение, т.е. то, как отразилось в каждом теле их взаимодействие. Это след, например, от взаимодействия животного с поверхностью почвы. Это можно назвать и печатью. А внутри субъекта деятельности остаётся впечатление. Под движением мы имеем в виду то, как внутреннее содержание (те же самые впечатления) выражается (проявляется) вовне. Это двигательное выражение внутренних состояний, влечений (желаний, хотений), склонностей (страстей), эмоций. Это также речевое выражение мыслей, замыслов (планов), воли, и т.п. Соотношение между отражением и выражением то же, что и между сенсорикой и моторикой, импрессией и экспрессией, афферентными и эфферентными звеньями периферической и центральной нервной системы, или между входом и выходом в системе. 

Отражение по сути аналитично, а движение синтетично. Анализ и синтез - две противоположные и взаимосвязанные стороны любой деятельности, и физической, и психической, и внешней, и внутренней. Здесь имеется в виду не только жизнедеятельность, деятельность живых организмов, но и взаимодействие неживых тел, частей "косной" материи. Достаточно вспомнить, что деятельность на древнегреческом означала энергию. И при этом ещё вспомнить кое-что из поведения микрочастиц, которые при взаимодействии, то разлагаются, распадаются на более мелкие, то объединяются, сливаются в более крупные.

Внешняя деятельность живых организмов, например, в виде простого перемещения с места на место (движения) также состоит из анализа (разделения тела и того места, которое оно занимало) и синтеза (соединения тела с новым местом, принятие другого положения в пространстве). Внутренняя деятельность, взять хотя бы нервную деятельность, состоит из анализа внешних раздражений от разнообразных раздражителей во внешней среде и синтеза двигательных ответов на них, т.е. реакций. Анализом, соответственно, занимаются анализаторы, афферентная сторона нервной системы, а синтезом - синтезаторы, эфферентная сторона н.с. Мозг всякого живого организма делится на задние доли, анализирующие поступающую информацию (сенсорика), и передние доли, синтезирующие образы - программы (планы) предстоящей внешней деятельности,  цепочки двигательных реакций (моторика).

Триаду Деятельность - Отражение - Движение можно увидеть как триаду Производство - Потребление - Приспособление. Производство на низших уровнях деятельности - это производство телодвижений. Потребление - получение из внешней среды разных питательных веществ, энергии и информации, питание. Приспособление - разные варианты (способы) синтеза реакций на внешние раздражители. Приспособление - это поисковая активность, в ходе которой ищутся и находятся приемлемые способы реагирования, позволяющие организму сохранить себя и приумножить (продлить себя в потомках). Успешные (победившие в жизненной борьбе) способы сохраняются и оптимизируются, неудачные способы отбраковываются. Теперь, надеюсь, понятно, что верхняя триада на схеме (Склонность - Потребность - Способность) возникает из нижней триады (Производство - Потребление - Приспособление).

Психокинематика (Склонность - Потребность - Способность) - надситуативная, постоянная или долговременная, активность, рождающаяся из соотношения типичных и нетипичных жизненных ситуаций. Здесь ситуативный интерес преобразуется в надситуативную склонность, т.е. в постоянный интерес. Если надситуативная активность становится жизненной привычкой, то психокинематика переходит в психостатику. Это наглядно показано на картинке с тетрадой тетрад. Так, склонность потреблять определённые предметы внешней среды и способность их добывать в процессе какой-нибудь деятельности, приобретаемая в ходе долгих занятий этой деятельностью, становится привычным предметом потребления и привычным состоянием от его употребления, а также привычным действием или серией действий, программирующихся посредством тренируемого навыка.

"Жизнь  научит." Жизнь всегда чему-то учит, или хотя бы пытается научить. А живое существо учится настолько, насколько оно может это делать, насколько созрели и развились его мозговые структуры. Поэтому у меня понятия жизни и научения очень тесно связаны. Так тесно, что одно время я обозначал первое звено второй триады как "жизнь/научение". Это можно также обозначить таким общеизвестным понятием, как "жизненный опыт". 
 
Жизнь, кстати, это возникающая и совершенствующаяся в её ходе регуляция взаимодействий организма с природной и социальной средой. На макроуровне соматопсихики это биорегуляция, состоящая из четырёх подуровней: биофизическом, биохимическом, биоэлектрическом и биопсихическом. Все подуровни носят информационный характер, поскольку жизнь непосредственно связана не только с обменом энергией и веществом, но и с обменом информацией. Первичное свойство жизни, её атрибут, это отражение. Оно постепенно выделяется из соматопсихики и становится ориентировочной деятельностью, основой такой психосферы, как природный дух (Animus), который ещё называют образным интеллектом, умом. О нём речь пойдёт в следующей, второй, части "Психоархитектоники".

Интерес, как небезразличие, также выделяется из соматопсихики в сферу Отношения (соотнесения, сопоставления, сравнения, оценки), или психосферу природной души (Anima), в которой находятся все эмоциональные состояния и процессы, чувствования, эмоции, переживания, чувства, настроения, и т.п. Интерес обеспечивается компаративными структурами мозга, основной из которых является средний мозг или эмоциональный мозг, лимбическая система.

Интерес - мотив деятельности. И он раздваивается на мотив-стимул (побудительный мотив) и мотив-смысл (смыслообразующий мотив). Мотив-стимул - то, что побуждает организм к деятельности, заставляет его двигаться, он есть побудительная причина, которая отвечает на вопрос "почему". Почему организм ведёт себя так, а не иначе? Потому что прошлое определяет его поведение в общих чертах. Побуждение - возбуждение афферентной системы. Мотив-смысл - это целевая причина, отвечающая на вопросы: "зачем?", "для чего?", "ради чего?". Смыслообразующим мотивом на уровне соматопсихики является влечение.

Влечение, как одна из форм мотивации, представляет собой двигательную или экспрессивную сторону интереса, его ситуативную направленность на предмет, пробудивший интерес к себе. Влечение - это притяжение к чему-либо привлекательному, приятному, соблазнительному, либо отталкивание от чего-то противного и опасного, что может повредить самосохранению организма. То во внешней среде, что способствует восстановлению внутреннего равновесия, принимается организмом внутрь себя. Приятное, так сказать, полезает внутрь организма.

Это синкретическое единство приятного с полезным. Оно называется благом. Соблазн и благо - однокоренные слова. Например, благовоние - приятный запах - влечёт животное к тому, что его источает, к благу. Благозвучие - приятные звуки - влечёт к тому, что их издаёт. Благолепие - приятный вид - влечёт к тому, что им обладает. Благополучие - результат взаимодействия организма с соблазнительным предметом. Благосклонность - постоянная направленность влечения к соблазнительному объекту или субъекту. Соблазнение - то же самое, что и совращение, поворачивание кого-либо в определённую сторону, к действиям в определённом направлении. [Здесь мы отстраняемся от тех негативных коннотаций, которые вносят в понятия соблазна (искушения) и совращения религия и мораль.]  Приятию противоположно отвращение, так же как удовольствию и его ярко выраженной форме - наслаждению - противоположно неудовольствие и страдание, боль.

Слово "соблазн" этимологически родственно словам  "блаженство", "поблажка", "блажь" в смысле прихоть, каприз, "блажить" в смысле капризничать, чудить,  "блазнить" в смысле манить, заманивать, обманывать, манипулировать, льстить, прельщать, прелесть. Соблазнительность предмета - это его привлекательность, аттрактивность, аппетитность, симпатичность. Понятно, что соблазн соблазну рознь.  Наивный, неопытный субъект (животное, человек) может обмануться, поддавшись на соблазн, с которым он ещё не имел опыта взаимодействия и этот опыт никто из старших и более опытных сородичей ему не передал. Так неопытные звери и люди попадают в различные ловушки, реагируя на соответствующие приманки, расставляемые для них конкурирующими видами и врагами.

Многие предметы обладают сложными характеристиками. Поэтому притяжение и отталкивание может приобрести форму кружения вокруг интересующего предмета. Так некоторые жертвы для хищников являются далеко небезобидными животными, опасными при неумелой охоте на них. И тут хищникам приходится проявлять необходимую осторожность. Тем большую осторожность приходится проявлять в усиленном режиме их возможным жертвам. В общем, влечение многое говорит об интересующем предмете (объекте, субъекте): что это такое, опасное оно или безопасное, можно к нему приблизиться или лучше от него убежать. Здесь кроется, как говорят, мотивация приближения (достижения) и мотивация избегания.

Если в приятности записано общее направление ситуативной активности (к, от, вокруг), то в мотивации создаются конкретные поведенческие программы действий с интересующими предметами. То есть, взаимоотношение между (не)приятием (состояниями удовольствия-неудовольствия) и влечением (мотивацией) аналогично соотношению между вопросами: "Кто виноват?" и "Что с ним делать?"  У влечений есть своя внутренняя иерархия, как и у всех других компонентов этой схемы. Влечения - это и мотивы, и цели, в зависимости от сложности самой конкретной деятельности. К тому же, как утверждают психологи, придерживающиеся теории деятельности А.Н.Леонтьева, влечения (побуждения) - это смыслы, т.е. отношения и связи между целями и мотивами.

Спросить себя: "Что я делаю? Зачем? Для чего? Ради чего?" и дать ответ на этот вопрос равнозначно улавливанию связи между двумя (по крайней мере) мыслями. Связать мысль о цели действия и мысль о результате всей деятельности значит понять смысл этого действия в составе целой деятельности. Побуждение к одному действию есть мысль о возможности его совершить в этой ситуации. Побуждение к другому действию есть другая мысль. Связь этих мыслей есть с-мысл. Связь действий, их последовательная согласованность есть деятельность, дающая тот или иной результат - то, чего человек хочет (то, что является для него благом). Только надо помнить, что здесь речь идёт не о смысле вообще, и не о смысле слов и понятий, а о смысле действия в составе деятельности, о смысле операции в составе действия, о смысле индивидуальной деятельности в составе совместной деятельности.

Дерево целей, которое растёт из одного мотива, представляет собой программу действий. Так что мотивация - это целый процесс мотивообразования и целеобразования, процесс программирования деятельности. Для животных программирование их деятельности происходит в узком диапазоне. Для приматов и человека программирование значительно усложняется, происходит преимущественно в неокортексе, и служит основой таких психических процессов, как воображение,  мышление, (про-из-)воление или воля. Термины "мотив" и "цель" можно заменить простонародными - хотением и желанием. Хотение - то, за чем я бы поохотился, чтобы завладеть им и употребить по собственному усмотрению. Желание этимологически происходит из древнеславянского слова "жель", т.е. цель.

Мотивировать, или побуждать кого-то, другого или самого себя, значит привлекать, вовлекать, увлекать, т.е. склонять его к какой-то активности, к каким-либо действиям в отношении к интересующему предмету. Если ситуативная активность, побуждаемая интересом и влечением, нравится субъекту, т.е. он к ней приноравливается, приспосабливается, вырабатывает эффективные способы для сохранения своего внутреннего равновесия и продвижения вперёд (размножения, расселения, роста и развития), то она становится постоянной, закрепляется в его психике и структурах мозга. Склонность - это постоянная направленность деятельности живого организма. Это направленность, оснащённая способами добывания  того, на что она направлена, или способами получения приемлемых (требуемых) результатов.

Соответственно, ситуативное состояние удовольствия от взаимодействия с привлекательным предметом становится постоянной потребностью в нём, в том, что он в себе несёт. А ситуативное побуждение (цель или мотив) к определённому действию или их серии становится закреплённым способом удовлетворения данной потребности, т.е. способностью. Способность - это возможность удовлетворить определённую потребность. Поскольку потребностей у нас много, то много и способностей. Есть частные способности, и есть общие. Способность - это побудительное "Я хочу", превращённое в "Я могу". Потребность же выражается словами: "Мне надо", "Мне необходимо", "Мне нужно", "Мне требуется". Понятно, что то, что "Я хочу" при его реализации и получения положительного результата превращается в то, что "мне нужно". Например, я попробовал что-то сделать, получил хороший результат (съедобный продукт), и мне понравилось это делать. Короче, я попробовал и определил: "Вот то, что мне нужно".

Данная схема может внести некоторый порядок в извечный спор между психологами по поводу влечений, мотивов, целей, хотений, желаний, потребностей, способностей, и прочих понятий, связанных с ними. Внутренние иерархии всех компонентов схемы описываются в отдельных главах первой части книги.  Желательно учитывать, что все компоненты содержат в себе как наследуемые в филогенезе, так и приобретаемые в онтогенезе формы деятельности. В соматопсихике врождённое (инстинктивное) и благоприобретённое очень тесно связано и переплетено. Примерно, как Инь и Ян в Дао.


Рецензии