Хорошо в деревне спитсяVSспиться

Лично мне кажется, что в дали от города у людей неплохо получается и то, и другое.

Свежий воздух, тишина, птички поют, под руками тебе еда растет – ягоды да овощи. Красота! Как тут не уснешь?

И тот же свежий воздух, тишина и красота, работа на огороде целый день так и шепчут, особенно русскому человеку - надо отдохнуть… А как большинство из нас обычно отдыхает? Да – пригубив горькой.

 И что самое грустное – многих «синяя яма» засасывает так, что выбраться из нее не могут помочь ни близкие люди, ни любовь, ни даже горести, которые практически невозможно пережить.

Но он смог! В один прекрасный день Афанасий решил – хватит!

И теперь он, житель небольшой деревеньки в Удмуртской Республике, пример трудолюбия и неиссякаемой энергии! Пример отличного отца! Пример отзывчивого соседа и хозяина, который ни одного дня не прожил без домашней скотины и любимого питомца – большого пса!

Молчаливый дядя Аркадий

Дядю Афанасия я помню с самого своего детства. Он жил с нами по соседству.
Жили мы в обычной удмуртской деревушке, которая, как и многие, спивалась.
Не буду лукавить, приехав в город, я увидела, что и здесь народ не ведет исключительно здоровый образ жизни, но так как в деревне и людей меньше, и все мы друг друга знаем, создается впечатление, что пьют здесь больше, чем в столице.

Идешь утром в школу, а у магазина – сердце любой деревни – уже стоят мужички. Хотя нет, не стоят, уже сидят мужички. Время 8 утра, а они уже в стельку!
Возвращаешься домой после школы, а эти мужички уже проспались и снова успели напиться.

Печаль…

А дядю Афанасия я никогда за свои 34 года не видела пьяным.
Я иду утром в школу, а он уже на ногах. Более того, 8 часов утра, а дядя Афанасий уже выгружает сено/дрова/доски из тележки своего трактора.
Я иду из школы, а дядя Афанасий уже сложил все доски и поехал за новой партией.

И все в его семье работают. Все – это жена и пятеро детей. У них есть свое картофельное поле. Огромное! И работают на этом поле они своей семьей. Нанимают, конечно, работников. По большей части тех мужичков, что «сидят» по утрам у магазина, сердца деревни.

А еще дядя Афанасий держит скотину – коров, быков, свиней. А для них нужно заготовить на зиму неимоверное количество сена. Я знаю, потому что мы тоже держали корову. Но только одну. И на заготовку сена для нее одной уходила неделя!
 
Дядя Афанасий из моего детства был очень молчаливым. Я не слышала от него ни слова. Даже на мое «здравствуйте» он просто кивал мне головой.
Так было, когда я была школьницей. И тогда о нем мне рассказывала моя мама.
 
Пил по-черному

- Как Афанасий изменился! – говорила мама. – А ведь раньше, будучи молодым он пил по-черному!
 
Эта новость, помню, меня повергла тогда в шок. Дядя Афанасий пил??
А откуда у него такой большой дом? Хозяйство? Как его дети выросли такими положительными?

А пил он, как оказалось, много, и все это не раз заканчивалось типичными для алкоголиков ситуациями.

А что типично в такой семье? Домашнее насилие, битье посуды, нехватка денег, потеря работы и т.д. и т.п.

Все это было в той жизни Афанасия.

- Однажды я проснулся после очередного запоя и подумал – хватит! – выронил как-то Афанасий в разговоре со мной (да, со мной взрослой он разговаривает), - зачем вообще я все это делал?! Столько было предложений хороших по работе! Столько я потерял!

И с тех пор никто в деревне не видел его пьяным.

Работа – лекарство

С тех самых пор с раннего утра и до темна дядя Афанасий на ногах. Работу любят и его дети. И не просто работу, а деревню. Со всеми ее сенокосами, уборкой целого поля картофеля, выращиванием скота и домашней птицы.

- Главный враг – это лень, - говорил дядя Афанасий, помогая ставить у меня забор, - и лучше всего жить в деревне. Как хорошо, что ты решила вернуться! Что там хорошего в городе-то? Столько людей, все испорчены, столько пошлости вокруг. А работа, работа она очищает. В деревне все свое, никогда от голода не умрешь. Если, конечно, лениться не будешь. Вон и по нашей улице сколько пьющих, мне их очень жалко… Дома разваливаются, матерей в гроб загнали, а ведь  у каждого из этих мужиков, что стоят у магазина с утра пораньше, золотые руки. Кто-то из них каменщик от Бога, кто-то бани ставит очень хорошо, а были даже художники… А все их горло медное, а ведь могли жить чисто, завести семью, жениться, детей родить и поднимать свою, нашу деревню…
 
Сам дядя Афанасий не хочет рассказывать, но я знаю, что года три назад  у него начались серьезные проблемы с сердцем. Он тогда и в больнице долго пролежал, и тяжелые работы ему делать запретили.

А я, как только мне нужна какая-то помощь, бегу к нему. Злоупотребляю, конечно, но знаю – дядя Афанасий мне не откажет. Перевозили холодильник на его тракторе. Очень переживала, что он начал нам помогать этот холодильник грузить.
- Вам же нельзя!
- Да чего тут, не тяжело, - улыбнулся он.
Мне показалось, он даже немного обиделся на мою жалость.

Когда дядя Афанасий говорит о нашей деревне, в голосе чувствуется сожаление и глубокая грусть. Он смог опомниться, как он считает – очень поздно. Тем не менее у каждого из его пятерых детей свое огромное хозяйство, каждый занят своим делом и все остались в деревне. Только младший уехал с женой, но не в город – в другую деревню.

- Очень хорошо здесь спится, - говорит дядя Аркадий, - встаешь утром, как огурчик. А в загоне коровы да овцы, во дворе – 8-милетний пес, за огородом у реки утки да гуси… Речка, поле, огород, двор… Все они ждут тебя, твоего внимания и твоей руки. И понимаешь – как хорошо! Как хорошо смотреть на это трезвыми глазами! Жалко, что другие этого не видят. Жалко, что они не понимают, что хорошо и красиво не в забытьи, а здесь, в жизни.


Послесловие
Для того, чтобы написать историю о человеке, нужно получить его согласие. Это разрешение я спросила у жены дяди Афанасия. Тетя Люба была категорически против.
- Писали как-то о нас уже, - сказала она мне, - напечатали в газете, что у нас самое лучшее крестьянское хозяйство в районе. Не надо нам такого, люди всякие есть. Зло посмотрят, не хочу…
Поэтому мне пришлось изменить имена героев, поэтому я не могу назвать деревню, в которой живут эти вдохновляющие меня на жизнь люди. Но не рассказать о них я не могу.
Российская глубинка у многих сегодня ассоциируется с пьянством. Это и правда – беда. Но в каждой деревне, в каждом городе есть такие семьи, такие люди, как дядя Афанасий, и их немало. В деревнях не только пьют, в деревнях доят коров и угощают парным молоком, в деревнях люди сами строят дороги, выкапывают и облагораживают пруды, выращивают яблони и угощают ягодами. И про таких людей надо знать, про них надо рассказывать. Ведь благодаря им жива русская деревня и благодаря им там так хорошо спится.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.