Головко Татьяна Степановна

               Предисловие
      В марте 2019 Белова Тамара Фоминична известила меня о том, что она уже три года пишет книгу  о радиозаводе  и у неё нет никакой информации о нашем отделе № 638. Ещё сообщила, что несколько альбомов, которые каждое Подразделение оформляло как рапорты               к десятилетию  завода, и они находятся у директора городского архива Титовца М.И.. Я обратилась  в городской  архив.  Михаил Иванович вынес  мне то, что  осталось от нашего рапорта: девять листов с фотографиями, вырезками из газет, воспоминаниями моих коллег.  Их спас Владимир  Проскуряков, за  что  ему большое спасибо.   Но в каком жалком состоянии они были!  Истоптанные и  изорванные листы,  скукоженные  фотографии, едва читаемый текст. Сердце сжалось от такого варварства! Бросила клич и в пятницу 5 апреля 2019 года в 17 часов у меня дома собрались 10 моих бывших коллег. Что это была за встреча!  Будто не было этих 20 лет! Воспоминания  и разговоры  длились до темноты.  Решили:  старые альбомные листы привести в порядок;   дополнить альбом новыми листами с рассказами о себе и коллегах  отдела  технического контроля № 638.
 фОТО
ШаринаВ.Л., БолговаН.В., Рупасова С.Г., Криванкова Г.Г., Большакова Н.Н., Амелькина Т.И., Кузьмичёва В.Н., Енина С.В., Бугрова Н.В.

     Приказ  № 491 о приёме меня на работу в ОТК Качканарского радиозавода был датирован   25.10.1985года. 25 октября - дата моего рождения и я сочла сие совпадение как добрый знак судьбы. Мне 30 лет. Я в Качканаре уже двенадцатый год, а в профессии так и не состоялась. Приехала молодым специалистом после окончания Свердловского техникума советской торговли без тени сомнения, что смогу реализовать свою кипучую энергию в городе юности и стану хорошим специалистом. Но замужество, учёба мужа в горном институте и двое детей, родившиеся в 1975 и 1976 годах, основательно откорректировали мои карьерные устремления. Ради семейного благополучия, да что там благополучия – ради выживания молодой семьи, пришлось поработать и продавцом, и электромонтером по сигнализации, и мастером производственного обучения в СГПТУ № 21. От подработки тоже не отказывалась: и полы мыла, и сторожем была, и нянечкой в детсаде. Мы с мужем всегда рассчитывали только на себя, так как оба из многодетных семей.

   Поэтому на завод устраивалась с твердым намерением освоить профессию, стать крепким производственником. На собеседование в конце августе 1985 года меня пригласили начальник ОТК Норкин Владимир Сергеевич и его заместитель  Сибилева Лариса Николаевна. Общались мы в большом коридоре перед  контрольно-пропускным пунктом завода.  Личные дела при приёме на работу проверялись довольно долго – мои документы «ходили» два месяца. На заводе соблюдался пропускной режим. У КПП нажмёшь кнопку со своим номером и получаешь  пропуск. Среди вахтеров особой требовательностью отличалась  пожилая женщина в красной шапочке. Остряки её прозвали « Красная шапочка» и все знали о том, что у неё досмотр при выходе с завода основательный. Побаивались.

  «Принята в отдел 638 контролёром радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи 3 разряда» - запись в трудовой книжке. Меня определили в цех 777 к мастеру Жуковой Татьяне Егоровне. Доступ в цех был ограничен, так как там размещался военный заказ. Какое-то время цех 777 ютился на территории цеха 668. Потом было выделено большое помещение, где была организована  двухсменная работа. Параллельно с  работой  я записалась в академический хор радиозавода под руководством Дорониной Веры Петровны, вошла в состав агитбригады ОТК, даже пару раз  диктором была на местном радиовещании!                Через год мне предложили  возглавить  профсоюзную  организацию отдела.  Было это так.  Я работала во вторую смену. Изучая новую продукцию, обложилась чертежами и спецификациями. Около 22 часов  возле моего стола, заваленного документацией, возник начальник отдела Норкин. Впервые увидев его в цехе ночью, я растерялась от неожиданности. Но ещё более неожиданно прозвучало его предложение стать профоргом отдела. Норкину я  ответила решительным отказом.  Но в дальнейшем Сибилева Лариса Николаевна, коллеги  и мой брат убедили меня принять это предложение. Так моя мечта стать крепким производственником растворилась в море профсоюзной работы.
 
     Коллектив был замечательный: трудолюбивый, профессиональный, эмоциональный, красивый – в общем  женский. На 150 женщин два мужчины. До меня профоргом была Селиванова Галина Степановна – активная, позитивная женщина, которая внесла свой вклад в организацию профсоюзной деятельности отдела.  Коллектив был разделен территориально – ведь цеха располагались на огромной территории завода и вход в каждый цех только по пропускам, так что контролёры ОТК друг друга вообще могли бы никогда не знать и не видеть. Мастера ОТК «пересекались» на оперативках. В цехах на контролёров ОТК при приёме продукции влияли, а порой и оказывали давление руководители, мастера и работники  цеха.  План любой ценой в ущерб качеству. Частенько наших опытных работниц  переманивали в цех более высокой зарплатой. Стояла задача искать формы объединения коллектива  отдела технического контроля для решения вопросов улучшения качества выпускаемой продукции.

Организовали соцсоревнование между подразделениями. Не просто было найти  общие показатели для  десяти подразделений с разным числом работающих от 5 до 45, со своей спецификой производства:
762\763,769 - механические цеха; 668 – цех сборки музыкальных инструментов; 771,777 – выполняли военный заказ; 772 – цех пластмассы; 774 – цех гальванический;782 – цех сборки плат; лаборатория входного контроля; техбюро отдела.
 
Разрабатывая показатели  и, потом, подводя итоги соцсоревнования за месяц, спорили до хрипоты и посинения. Особенно активна  в отстаивании справедливости  была Веселова Сталина Васильевна.  В 1988 году начальником отдела стал Конаков Владимир Викторович – опытный производственник, возглавлявший до этого цех № 882. Запомнился он мне тем, что документы всегда подписывал только в кабинете, золотой ручкой, заправленной черными чернилами.                В  1989 году заместителем начальника отдела стал  молодой специалист Скрипников Сергей Николаевич. Высокий, красивый, воспитанный – к нему в отделе относились, как к сыну полка. Сергей Николаевич часто выезжал в командировки на территорию так называемых почтовых ящиков, где заказы по изготовлению колонок и шнуров выполняли осужденные.  «Всё по тюрьмам, да по ссылкам»- так шутили женщины про Сергея Николаевича. Парторгом отдела была контрольный мастер  Литун Татьяна Ивановна - грамотный специалист, требовательный и  ответственный человек с активной жизненной позицией. Мои советчицы и выручалочки были работницы тех бюро Бугрова Наталья Васильевна и Рыбкина Надежда Ивановна – женщины артистичные с невероятным  чувством юмора. Контролёры лаборатории входного контроля Отческих Нина Леонидовна и Шельпякова Татьяна Анатольевна вдохновляли весь отдел: Нина - на спортивные мероприятия; Татьяна – на участие в выставках. 
     ФОТО

Скрипников С. Н, Литун Т.И., Бородина С.И., Селиванова Г.С., Дягилева С.С., Головко Т.С.

      Конкурсы профмастерства, спортивные и туристические мероприятия, выставки кулинарные,  «Умелые руки», «Мастерица», «Дары осени», детского творчества -  также были нацелены на объединение  работников ОТК.  Профсоюзный комитет завода  выделял денежные средства или призы для поощрения победителей мероприятий, согласно предоставленных «Положений». 

     За счет средств профкома 100% детей работников КРЗ обеспечивались путевками в пионерские лагеря и новогодними подарками, все желающие имели возможность взять санаторно-курортные и туристические путевки. К сожалению, заказывали путевок мало и часто даже отказывались от заказанных путёвок, за что профкому доставалось от профкома головного завода. Приходилось выкручиваться. Мне тоже довелось  «выручать» профком и самой съездить на день Победы в 1989 в Ленинград с одной из наших многодетных работниц.

     Популярностью пользовалась касса взаимопомощи. На каждого, кто вступал в кассу, заводилась книжка, в которую записывались суммы ежемесячных взносов и получаемой помощи. До получки вполне можно было перехватиться, некоторые копили на отпуск, на покупку вещей.  Денежные средства профкома формировались за счёт ежемесячных отчислений  в размере 5,4% от фонда заработной платы работников предприятия и профсоюзных  взносов.
 
      Особенно мы  любили  новогодние праздники отдела. Это был тот редкий случай, когда  коллектив  собирался почти полным составом  за накрытыми столами. Начальник отдела докладывал о результатах работы за год, о перспективах и планах на следующий год, награждал отличившихся.  В принципе выступали все желающие. Запомнилось выступление контролера цеха 668 Мартыновой  Надежды Васильевны. Она рассказывала о том, как трудно было в первые годы работы КРЗ  противостоять  в цехе нажиму производственников и не пропускать бракованную продукцию.

     Контролёрам  ОТК не хватало опыта, не было  технической и административной поддержки. Закончила она своё выступление под смех и аплодисменты коллег  так: « Как хорошо, что теперь у нас так много начальства и есть к кому обратиться за помощью!». Но кульминацией вечера всегда были творческие выступления подразделений, когда все забывали про вкусную снедь, сдвигали столы  и горячо приветствовали каждого артиста.

   Запомнились  команды: тех бюро «Чаплины»,  ЛВК  « Коза и семеро козлят», цеха 774 « Дед  Мазай и зайцы». Выразительные костюмы, искрометный юмор, находчивость вызывали взрывы смеха и аплодисментов. Например,  было задание: « Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». В ответ жюри получило подарок, который долго разворачивали, нашли мокрую бумагу и такой комментарий  команды: « Ходили туда - не знаем куда, принесли то - не знаем что, по дороге уронили – мокрое место осталось"!

  Был ещё такой курьёз. На один из наших вечеров  мы пригласили вокально-инструментальный ансамбль КРЗ  с названием « От и До», а на красочном плакате крупно написали его название « До и После»!
 Для заводских мероприятий наш отдел всегда готовил выступление агитбригады, которое ждали с интересом  и  напряжением. Мы со сцены в стихах и куплетах говорили о проблемах качества продукции. Сценарии писали сами на злобу дня, костюмы шили наши мастерицы, на репетициях  оттачивали выход-уход, построение. Выступление не более 10 минут, а сколько труда и волнений!

 ФОТО
 
Дровосекова Н., Веселова С., Селиванова Г., Бугрова Н., Головко Т,
 Сечина Л., Литун Т., Беляева О.  Николаева О.
Это было интересное время, заполненное трудом и творчеством. На заводе работали молодые, рукастые и смекалистые ребята с юмором. Спрашиваю: «Саша, как ГТО сдал?» Отвечает смеясь:         
- « Все, кто бежал за мной тормозили - из меня песок сыпался!» И рассказывает дальше: « Пришли с беременной женой на пляж. Все загорают, и ей захотелось спинку погреть, а живот-то большой! Я подумал – подумал, выкопал яму в песке и уложил жену животиком в ямку!».               

 Ещё пример. Однажды на оперативке рассказали случай, который произошел в одном из предприятий  отрасли. Появился брак, неясной природы: то явится, то исчезнет.  Что только не предпринимали специалисты: меняли лак, припой, детали, материалы - бесполезно! Объявили о вознаграждении тому, кто решит эту проблему.  И один наблюдательный работник понял, что  причиной брака являлось хозяйственное мыло! Мыли руки хозяйственным мылом и микроскопические дозы щёлочи попадали на плату, что и вызывало дефект! Мыло в туалетах поменяли  на жидкое.

    Ещё маленький пример, который характеризует уровень нравственности среди людей того периода. Проходим обязательный ежегодный медосмотр. Меня приглашают в кабинет гинеколога и, пока я за ширмой готовилась к приёму, врач монтажнице Зое давала рекомендации по лечению. Я выхожу из кабинета, а Зоя ждёт меня и просит никому не говорить, что она женщина, ведь она не замужем - стыдно. И такое поведение не было  исключением до девяностых годов. Даже закон, принятый в середине восьмидесятых и  предусматривающий материальную поддержку матерям-одиночкам, был принят в нашем женском коллективе неоднозначно.
 Женщины считали, что нельзя поощрять  рождение детей вне брака. Разве могли мы предположить,  что совсем скоро на наших детей хлынет волна порнографии, наркомании, насилия и наши дети будут гибнуть в войнах!

   Качканарский радиозавод  принимал тысячи молодых специалистов из всех уголков страны и дал им путёвку в жизнь.  Завода нет уже 20 лет, а талантливые  и  умные потомки тех молодых специалистов радуют  Качканар своими успехами. Культура производства и общения, создание необходимой среды для реализации потенциала трудящихся – все это способствовало формированию уникального коллектива. Коллектива, который переживал гибель завода, как уход близкого человека со слезами, горечью утраты и неся в себе теплые о НЁМ воспоминания.    
   Я уволилась с завода в ноябре 1990 года. Шагнула в никуда из белохалатного благополучия  так и не став крепким производственником. Через несколько лет около управления ГОК(а) ко мне с объятиями бросилась пожилая женщина бывший контролёр ОТК цеха 771 (имя уже не помню). Со слезами благодарила за те годы, когда я возглавляла профсоюзную организацию отдела. «Только Вы ушли и всё рухнуло"!
      Не стало завода, да что там завода! Не стало страны – Союза Советских Социалистических Республик!    


Рецензии
Добрый вечер, Тамара. Вот читаю и думаю. Как же "То" поколение отличается от современного. Кажется, что люди в те годы были добрее и внимательнее друг к другу. Вот пример. Иду с дачи по дороге. С ношей. До посёлка, а я живу в военном городке, больше 2х км. Мимо проезжают машины. Пустые. Никто не останавливается и все проезжают мимо. Лет 20 - 30 назад всё было иначе.

Татьяна Комиссарова   24.08.2019 17:08     Заявить о нарушении
ДА, ТАНЯ, ПРАВДА, ЛЮДИ СТАЛИ ЧЁРСТВЫЕ. У НАС НА УЛИЦЕ В НАЧАЛЕ БЫЛА ОДНА МАШИНА, И ХОЗЯИН ВСЕГДА ПРЕДЛАГАЛ КОГО-ТО ПОДВЕСТИ. СЕЙЧАС НЕ ПОДХОДИ. ДАЖЕ МОЖЕШЬ УСЛЫШАТЬ "А ТЕБЕ КАКОЕ ДЕЛО2. У МЕНЯ ЕСТЬ РАССКАЗ НА ЭТУ ТЕМУ.

Тамара Белова   24.08.2019 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.