Большакова Наталья Николаевна

      Я, Большакова Наталья Николаевна,
пришла устраиваться на  работу на Качканарский радиозавод «Форманта» в августе 1984 года в девятнадцатилетнем возрасте. Инспектор отдела кадров спросила: « В каком халате хотели бы работать, белом или черном?»  «В белом»! - ответила я, и меня взяли в отдел 638 контролером радиоаппаратуры 3 разряда.

  Я работала в 782 цехе, где изготавливали печатные платы. В этом цехе был большой конвейер, по которому  медленно двигались платы и девушки монтажницы бережно «одевали» их разными радиоэлементами. Затем платы проходили пайку через паяльную машину. Регулировщики проводили настройку плат. Далее их лакировали и отправляли в цех 768 на сборку в электромузыкальные изделия.
 Коллектив был в основной молодой. В цехе постоянно громко гремела музыка, как и во всех остальных сборочных цехах завода. Работали в две смены. Первая смена начиналась  с 8.00 до 17.00 часов и вторая с 16.00 до 23 часов. Работали легко и дружно.

  В коллективе ОТК нас было двенадцать женщин. Контрольными мастерами были Литун Татьяна Ивановна, Смирнова Нина Николаевна, Селиванова Галина Степановна.

  Нашей главной задачей было - это качество выпускаемой продукции. Главное требование  к контролеру, это умение  работать  с технической документацией,  в которую входили сборочные  чертежи, спецификации, технические требования.
Обязательно проводили в цехе летучие контроли, чтобы  вовремя предупредить брак. В летучий контроль входила проверка  работы по тех. процессу  монтажниц, контроль качества пайки, процесс лакирования и выдерживания специальных температур в печах, качество лужения выводов радиоэлементов, качество флюса, наличие антистатического браслета на руке каждого работника цеха, входной контроль радиоэлементов и т.д.
 
     У каждого работника  был свой штамп ОТК с его личным номером. У меня был номер 34. Каждый ставил свой штамп  на  платы, которые  проверял. Штамп-это   резинка с номером, приклеенная  на  простом кусочке металла. У меня брат работал токарем в 769 цехе. Он мне сделал футлярчик для резинки из разноцветного пластика  да еще с закручивающимся  колпачком из латуни. Латунь начистили до такого блеска, что она горела как золотая. Стоило мне похвастаться своим штампиком  и пришлось брату делать такие же всем нашим женщинам. 
 
   Летом 1989 года  меня и еще двух работников ОТК Литун Т. И., Рупасову С. Г. перевели на военный заказ в 77 цех. Люди, работающие здесь, были уже в основном после 35 лет, серьезные, сдержанные. Особенно хочется отметить регулировщиков. Таких умных людей я больше нигде не встречала. Работа в этом цехе была настолько ответственная, что приходилось постоянно учиться. После нас продукцию принимал представитель Заказчика. Были случаи, что я пропускала неисправности  и  получала возврат от Заказчика. И как не старалась быть внимательной, но было и такое.
 Работая  еще в этом цехе,  на меня и мою коллегу Рупасову С.Г. обратили внимание партийные работники. После нескольких встреч и собеседований мы стали кандидатами. В парткоме города в торжественной обстановке  нас поздравили и вручили удостоверения кандидатов. В газете «Качканарский рабочий» появилось наше фото. Гордость захлестывала. Но время  расставило все  на свои места.
    Хочется вспомнить и о нашем коллективе ОТК. Мы все были разбросаны по всем цехам завода, но это нам не мешало встречаться. Мы участвовали в агитбригадах, проводили конкурсы  «А ну - кА девушки!», «Лучший по профессии», проводили комсомольские и профсоюзные собрания.  Помогали подшефному поселку Сигнальный   в уборке турнепса, картофеля. На целый месяц уезжали на покос.

   Однажды нашей комсомольской организации отдела выделили путевку в Болгарию. На общем собрании проголосовали отдать путевку мне, но так как я работала на военном заказе, первый отдел не пропустил меня за границу. Сильно тогда я не расстроилась, что там Болгария, если еще всю нашу страну не объехала.

  Весной 1990 года я перевелась  в цех 782, только уже секретарем-машинисткой. Начальник этого цеха Козлов Б.В. создал кооператив «Топаз» Это был один из первых кооперативов на заводе. Многие руководители завода встретили его создание в штыки. Некоторые работники цеха испугались и перевелись в другие подразделения завода. Борис Викторович создал свой  новый коллектив единомышленников. Постепенно остальные цеха завода стали переходить на кооперативы и затем в товарищества. Началась совершенно другая  новая  жизнь. В партию вступать я отказалась.

 В коридорах завода уже начал чувствоваться  дух  опустошения и развал завода. Многие специалисты спешно покидали не только завод, но и наш город Качканар.  На лицах еще работающих людей было видно отчаяние и безнадежность.
 Я ушла с завода в октябре 1998 года. Все мои молодые  годы прошли на самом лучшем предприятии  города Качканарском радиозаводе «Форманта» и  с самыми искренними  и родными людьми.            


Рецензии
Добрый вечер, Тамара! Грустное воспоминание Натальи Николаевны. Работали люди и вот начались страшные 90 - ые. Всё рухнуло и разбилась на осколки наша огромная страна. Спасибо Вам, что пишите нам о замечательных людях. С теплом душевным и самыми добрыми пожеланиями,

Татьяна Комиссарова   22.01.2024 14:42     Заявить о нарушении
ТАНЮША, У НАС В РОССИИ СПЛОШНЫЕ ПЕРЕГИБЫ И ДИКТАТУРА ТЕХ, КТО ВЫСОКО ЗАБРАЛСЯ ...ПОПРОБУЙ ВЯКНИ...ТВОРЯТ ПОД ДИКТОВКУ ЗАПАДНЫХ УЧИТЕЛЕЙ, КОМУ НУЖНЫ НАШИ РЕССУРСЫ...ЕЛЬЦЫН ПРОДАЛ ПОЧТИ ВСЮ РОССИИЮ. А ТЕПЕРЬ ХОТЯ ИПЫТАЮТСЯ ЧТО-ТО ВЕРНУТЬ, ИСПРАВИТЬ, ДА ЭТО ВО МНОГОМ УЖЕ НЕ ВОЗМОЖНО.

Тамара Белова   27.01.2024 20:13   Заявить о нарушении