Горькая линия

                В.А. САВЕЛЬЕВ


ГОРЬКАЯ ЛИНИЯ






Куртамыш 2018


Савельев (Лобановский) В.А.
Горькая линия. Куртамыш ; ГУП «Куртамышская типография», 2019.- 274 с.



В основу книги положены  события, происходившие в станице Лобановской горькой линии и исторических сведений об участии  казаков рода Антоновых, Духновых,  Твердохлебовых в покорении Великой степи и защите отечества в японскую, кавказскую и  Великую войну, становлении Советской власти и ее дальнейшего развития.



978-5-98271-277-6








В.В. Савельев
Гуп «Куртамышская типография»;
оформление, 2019




ГОСПОДИ, УПОКОЙ ДУШИ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА И ВОЗДАЙ КАЖДОМУ ПО ЗАСЛУГАМ И ЧЕСТИ
(Фотография)


 















1 СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ                =

О Великая Казахская  (Киргизская) степь, сколько народов ты приняла, вскормила, проводила и благословила на создание новых цивилизаций. Казахи шутят: « Когда африканцы полностью покорят Францию, мы, так уж и быть, примем французов  назад, на родину далеких предков (гуннов). Выделим им резервацию, дадим диких лошадей, медные котлы, и пускай они начинают все сначала».
На обширной территории кочевали различные племена и в начале 15 века они объединились и создали Казахское государство, и во главе его был хан Касым. Но государственное объединение было относительным. Из различных кочевых племен сформировались: Старший жуз (Семиречье), Средний жуз (Центральный Казахстан) и Младший жуз (Западный Казахстан). Везде существовала клановая структура, во главе жузов стояли ханы, и периодически каждый из них становился самостоятельным правителем. Время от времени единство  кланов нарушалось, и начинались междоусобные конфликты.
Децентрализованное государство оставалось слабым и не могло противостоять сильным в военном отношении соседям, с одной стороны, Джунгарскому ханству, а с другой стороны – России. У каждого соседа были свои интересы к Киргизской степи. Если набеги с востока грозили полным уничтожением казахов как этноса, то западный сосед претендовал только на политическое влияние и проводил политику умиротворения. Столь сложные взаимоотношения между соседями образно выражены несколькими словами великим акыном Главного жуза: «Если придет черный дунган, то рыжий урус тебе братом покажется».
Постепенно шло становление Казахской нации в такой же  последовательности, что и у  других народов: воевали с соседями, враждовали между собой. Но главная опасность исходила от Джунгарии. С начала  17 века джунгарские войска обрушились на просторы Киргизской степи и начались годы великого бедствия. Цевен-Рабдан огнем и мечем прошел по территории Киргизской степи и забрал под свое влияние южные районы. Джунгары взяли Ташкент, их власть над собой признали Ходжент и Самарканд.
Казахам ничего другого не оставалось, как обратиться к России за помощью. Представители Казахского хана просили Сибирского губернатора князя М.П. Гагарина оказать содействие в отражении Джунгарского нашествия. Но в это время Россия вела войну со Швецией, и не было возможности вести еще одну военную компанию на востоке.
Основная роль в присоединении Казахстана к России принадлежит Абдулхаир-хану. Существуют различные мнения об Абдулхаир-хане: одни говорят о его мудрости, которая позволила спасти казахов от уничтожения, а другие называют его предателем. Он за пару шелковых халатов продал Казахстан России. И тут встает риторический вопрос, а осталось бы казахское ханство без России, или на территории Великой степи появился….


Пришел к власти меченый богом человек, перестройку затеял он, но светлым умом, увы, не был наделен, а оказался обыкновенным болтуном. Великую страну развалил и опять народ по миру пустил. Заволновалась Великая степь, пространства много, но вдруг тесно стало в ней. Забыли про братскую дружбу народов, каждый стал драться за свою свободу. Увы, братская дружба не нужна в смутные времена. Началась междоусобная грызня, и некому было ее остановить.
Немцы первыми с места сорвались и бросились в бега. Оставили казахам уютные поселки, а в городах – высотные дома. А потомки  степных джигитов Великой степи вспомнили старый девиз: «Русские, убирайтесь с нашей земли». Начнут  приходить к русским со словами: «Ты когда отсюда уберешься? Мне нравится твоя квартира, моя в ауле - без сортира. В твоей квартире стану  жить, своих детей буду растить. Ты уезжай-ка побыстрей, возьми в дорогу сухарей. Все остальное – отберем, как только к власти мы придем». Воистину оказались священными слова Осипа: «Если мы не вместе, то быть беде». Советская власть сделала все, чтобы уничтожить казачий дух, его единство и силу. В годину нового  лихолетья некому было защитить обжитые многими поколениями и политые русской кровью, землю.
 А вслед  уезжающим из Великой степи русским и немцам из аулов неслось: «Убирайтесь из нашей страны, вы больше здесь не нужны. Вы подняли нам целину, новыми домами застроили Алма-Ату, создали современный космодром, теперь без вас мы проживем. В Америке друзей найдем, страна богата и красива, прощай убогая Россия».
Разграбили добротные дома, на их месте пустыри, вокруг заросшие бурьяном плодородные поля. А над развалинами сияет жаркое солнце, в сопках шумит сосновый бор, чистые озера манят прохладой, а у Расколотой сопки по скалам струятся водопады. Наученный горьким опытом рыжий урус навряд ли второй раз придет Великую степь возрождать, ее просторы от набегов оберегать.
Заросли бурьяном могилы казаков и только высокий крест на братском захоронении напоминает о былом величии казачьей станицы. Горе народу, который забывает своих героев. С ним поступят так же - предадут забвению.



СОДЕРЖАНИЕ

1 Служение отечеству
2 Великая война и кровавая смута
3 А жизнь продолжается


Рецензии