АББА. Время, песни и жизнь. часть 2

Жанр, в котором АББА создавала свои песни, принято считать поп-музыкой.
Не будучи профессионалом в музыкальной области, вы нe можете  взять на себя смелость и заявить, что это неверно.  Может  быть, это на самом деле поп-музыка. Критикам виднее.
Но если вам захочется глубоко погрузиться в мир "чувств и дум", в котором творилась музыкальная история ансамбля, вы поймёте, что это, скорее всего, не поп-музыка. Это что-то иное. И, перебирая все известные  сегодня музыкальные жанры, вы поймёте, что ни в один из них АББА не уместится даже частично.
Rock? Soul? Blues? Folk? Gospel? Reggae? Disco? Country? Что это?
Из последних сил  рванув на себя ручку  машины времени, назад, туда, где в далёком детстве, ярком и цветном, как набор акварельных красок,  звонко капают сосульки,  тают серые зимние сугробы, звенят школьные звонки и хлопают   двери клаcсных комнат, наполняя коридоры смехом, шумом и топотом, вы  вдруг увидите своих друзей.
Вон тот, который только что выбежал на улицу и зажмурился от яркого ласкового апрельского солнца, тот, кто никогда не подставит ногу, кто всегда даст списать, кто разломает надвое бутерброд, принёснный из дома и, с доброй улыбкой глядя прямо в глаза, скажет, протягивая вкусную половинку:
- На, держи!

 Это не он?

А вон тот, смешно и заразительно смеющийся, тот, кто в распахнутом пальтo, размахивая портфелем, кричит на всю улицу
- Пацаны, айда в в поход на  выходные!  Кто пойдёт?

Не этот?

А во-о-н  та высокая, красивая и ужасно серьёзная девочка, круглая  отличница? Которая  стоит неподалёку, среди подружек, аккуратно и со вкусом одетая, недоступная и далёкая, как звезда? Да-да! Та самая, которая сейчас смотрит на тебя и едва заметно улыбается, да так, что у тебя вдруг перехватывает дыхание, и  ты, сам себе поражаясь, вдруг орёшь какую-то глупость и, изображая срочные дела, срываясь с места, бежишь, куда глаза глядят, лишь бы не встретиться с ней взглядом?

Это не она?

А  та, светленькая, смешливая, в простеньком свитере  и со смешными косичками? С которой всегда так просто и легко и которую ты однажды, набравшись смелости, поцеловал в щёку, а она, покраснев, назвала тебя дураком и треснула учебником по голове? Не помнишь? А помнишь, как в десятом классе вы ходили в поход и ты упал в речку, вымок, простудился и лежал в палатке с  температурой под 40, в бреду, а она сидела рядом, чуть не плача, положив  тебе на  лоб сухую и прохладную ладошку?  Ты не узнал её?
Разве ты  мог знать тогда, что не тебе, а той высокой, красивой девочке теперь протягивает половинку бутерброда твой верный школьный товарищ, виновато глядя на тебя с безмолвной просьбой о прощении? Разве он виноват?
Что ж поделать  теперь,  когда всё сложилось так, а не иначе? Что уже не  тебе, а тому весёлому хулигану и лучшему школьному гитаристу кладёт на лоб свою честную ладошку светловолосая курносая девчонка со смешными косичками?

Это жизнь, старина! И разве ты перестал любить их  всех  так же, как когда-то давно, в далёком детстве?
И разве они перестали тебя любить, как и раньше?
И разве что-то  меняется от того, что всё это было не  в Ленинграде,  Рязани или Новосибирске, а в Стокгольме, Лондоне, Сиднее, Нью- Йорке или Париже?
И разве не так же болит в их душах то далёкое прошлое? И  разве нельзя однажды расказать, на  весь мир крикнуть о нём под звук аккордов гитары и аккордеона?
Разве все они не  такие же, как мы сами? Не одни из нас?

One of Us (Один из нас)
They passed me by, all of those great romances
You were, I felt, robbing me of my rightful chances
My picture clear, everything seemed so easy
And so I dealt you the blow
One of us had to go
Now it's different, I want you to know
One of us is crying
One of us is lying
In her lonely bed
Staring at the ceiling
Wishing she was somewhere else instead
One of us is lonely
One of us is only
Waiting for a call
Sorry for herself, feeling stupid feeling small
Wishing she had never left at all

Боясь свободы выбора лишиться,
(Прости мне, что я это говорю!)
Я поняла, нам вместе не ужиться,
И я ушла, не зная, что творю!

Я не  была жестокой или грубой,
Когда закрыла за собою дверь!
Я просто поступила очень глупо!
Я не хотела этого, поверь!

В итоге - кто-то  плачет, как ребёнок,
И кто-то курит, глядя в потолок.
И кто-то очень ждёт от телефона,
Чтоб он раздалася криком и помог!
https://www.youtube.com/watch?v=IIKAe8Wi0S0
Из комментариев к песне:

 Aussie Petrolhead 1 year ago
Hope I am not the only one just watching Abba videos like a marathon Надеюсь, я не одна тут, кто смотрит АББА без остановки, переходя с одного видео на другое?
Droosy1  1 year ago
you surely not the only one. I do this only with ABBA and Queen, my two fave bands
Конечно, нет! Я делаю тоже самое. Такое у меня бывает только с ABBA и с Queen.
 JOHN MOORE 3 years ago
ABBA has a song for every moment of our lives.
Что  бы  ни случалось в нашей жизни, у АББы есть всегда песня на этот случай.

Оба видеосюжета ниже -  не постановочныe ролики. Неизвестныe авторы бережно,  так, как, наверное, они поступили  бы со своими собственными семейными архивами, собрали вместе случайные, любительские и студийные видеофрагменты, сделанные в  разное время  и разными людьми.
И нет, наверное, лучшего способа показать и объяснить  без лишних слов, откуда появлялись песни и музыка АББЫ и что наделяло эти композиции той магнетической силой, что заставляет и поныне, всех, от Буэнос Айреса и до Веллингтона, снова и снова пересматривать видеоролики и в бессчётный  раз слушать знакомые с детства мелодии, такие же совершенные сегодня, как и почти 40 лет назад.
Benny Andersson & Anni Frid Lingstad
Lay All Your Love on Me (Отдай мне всю свою любовь)

I wasn't jealous before we met
Now every woman I see is a potential threat
And I'm possessive, it isn't nice
You've heard me saying that smoking was my only vice
But now it isn't true
Now everything is new
And all I've learned has overturned
I beg of you
Don't go wasting your emotion
Lay all your love on me
It was like shooting a sitting duck
A little small talk, a smile and baby I was stuck
I still don't know what you've done with me
A grown-up woman should never fall so easily
I feel a kind of fear
When I don't have you near
Unsatisfied, I skip my pride
I beg you dear
Don't go wasting your emotion
Lay all your love on me
Don't go sharing your devotion
Lay all your love on me...

Улыбка, короткий пустой разговор...
И я потеряла и сон, и покой!
Как утка на взлёте, я сбита в упор!
Зачем совершил ты всё это со мной?

Я ревности в жизни не знала никак!
Я горя не знала до этой черты,
Но каждая встречная женщина - враг
Мне стала теперь! Понимаешь ли ты?

И, гордость забыв, я твержу, как в бреду,
Забудь суету беспорядочных слов!
Вернись! Появись у меня на  виду!
Верни мне рассудок! Отдай мне любовь!
https://www.youtube.com/watch?v=bE7J3DAfaOk
Slipping Through My Fingers (уходя сквозь пальцы)

Schoolbag in hand, she leaves home in the early morning
Waving goodbye with an absent-minded smile
I watch her go with a surge of that well-known sadness
And I have to sit down for a while
The feeling that I'm losing her forever
And without really entering her world
I'm glad whenever I can share her laughter
That funny little girl
Slipping through my fingers all the time
I try to capture every minute
The feeling in it
Slipping through my fingers all the time

Зажав портфель в ладошке, как букет,
Она уйдёт легко, как привиденье,
А я присяду, тихо глядя вслед,
Не в силах удержать сердцебиенье.

Как незаметно выросла она!
Мгновенья промелькнули, год за годом,
И вот она уходит от меня
По милости безжалостной природы.

Опять увижу,  как её рука
По-детски мне взмахнёт издалека
С беспомощной улыбкою скитальца,
И  буду тихо жить, и тихо ждать
И видеть, как безжалостно опять 
Сочится жизнь слезами из-под пальцев
https://www.youtube.com/watch?v=sDL1LRcrmKI


Из комментариев к песне:
 
onie wham 5 years ago
i played this at my daughters funeral she was 18 and we lost her suddenly in her sleep, it says everything i felt xx

Эта музыка играла на похоронах моей 18-летней дочери. Она умерла во сне. Здесь сказано всё, что я тогда чувствовала.

Написать  так, как эта женщна, можно только в одном случае -  если в песне она увидела не текст и музыку, а  нечто гораздо большее:  прямое, личное, бесконечно искреннее  обращение  к ней самой и к её  жизни. И к её потере. Но если вы решите посмотреть, что говорят и пишут другие люди в комментариях к другим песням, то увидите , что те слова будут не менее пронзительными, чем эти. И сказаны они будут не инфантильными  юношами и не восторженными девочками-переростками, а их матерями и отцами,  теми, кто давно перешёл свой экватор, теми, в зрелые годы заново открыл  для себя музыку АББЫ и с удивлением понял, что она - о них самих! Об их жизни,  об их детях, об их находках и потерях. И создана она теми, кто, как и они сами, терял чаще, чем находил, и грустил чаще, чем смеялся и потому  кто не делал  никакой разницы между чужой болью души и своей собственной.

Так в каком жанре творили эти ребята, если не в жанре Naked Heart - обнажённого сердца  и настежь  распахнутой души?

И снова - воспоминания....

Однажды, где-то  в конце 1999 года, будучи проездом в Нью-Йорке, я случайно оказался в большом манхэттенском музыкальном торговом центре. На полках и прилавках плотно теснились тысячи компакт-дисков, на стенах были  развешаны плакаты  знаменитых  исполнителей и групп, висели гитары и фотографии , сделанные прямо во время концерта. Народу  было много, и торговля шла бойко. Прямо передо мной, у одного из прилавков остановился один из работников магазина, улыбчивый негр - молодой парень, на  вид - лет 20 с небольшим,  в футболке с логотипом магазина. Ловко вскрыв большие картонные коробки, он сноровисто начал выкладывать на освободившееся место пачки запечатанных, новеньких дисков с чёрной обложкой, на которой большими жёлтыми буквами значилось: ABBA GOLD Greatest Hits.
Было интересно наблюдать, как толпа покупателей стихийно качнулась в нашу сторону, и люди, один за другим,  начали подходить и брать диски прямо из рук продавца, не дожидаясь, пока они займут своё место на полке.
 - Надо же, какой спрос! - не удержался я,  наблюдая эту картину.
- О, чувак! Эти диски продаются, как горячие пирожки! - тут же отреагировал продавец, продолжая ставить диски  на прилавок и одновременно  раздавая их подходящим покупателям. Тебе не надо? Уверен? - спросил он. И прибавил решительно:
- Бери, я советую! К концу дня их не будет.
Я не удержался и  взял  диск.
- Там внутри - цветной каталог, их автографы и остальная хрень, хорошее издание, классный подарок! - и он  одобрительно сверкнул белыми зубами.
Он  был молод. В 1982 году, когда распался ансамбль, ему было не  больше 4-5 лет, и мне стало интересно его мнение, особенно с учётом известной специфики музыкальной  Америки. Чёрные люди  там, как правило, предпочитают свою, чёрную музыку.
- Я не большой любитель этого, - ожидаемо ответил парень, продолжая свои манипуляции, но я неплохо знаю их.  Там тонны музыки!
- А ты в курсе, что их нет уже 17 лет? - спросил я.
- Да, конечно, эта группа давно  распалась.
- А как ты думаешь, почему она так популярна до сих пор? Да ещё тут, в Штатах, где своей классной музыки навалом?
- Что я думаю? Ну, во первых, это хорошая музыка, честно! Не моя, но хорошая. А самое главное, чувак, люди их покупают, потому что их ждут, понимаешь?
Я не понял и переспросил:
- Ждут чего? Новых дисков?
- Нет, чёрт бы  тебя взял! - снова улыбнулся белозубый негр, - они ждут, что АББА вернётся! Понял? Они верят в это! Я это знаю, потому что вижу каждый день!
- А ты сам веришь? - спросил я
- О, нет, конечно!  Так не бывает! Их больше никогда не будет. Но людям нужна вера, понимаешь? И это хорошо, когда люди верят, чувак! Это самое главное! И эти парни сделали самое важное в жизни - они заставили их верить!
И продавец ткнул пальцем в диск, который держал в руках.
Эти слова вдруг напомнили мне давнишнее пророчество Сергея, моего старинного институтского товарища, в очередной раз подтвердив и его прозорливость, и мои собственные смутные ощущения, всё более отчётливые, но всё же не до конца сложившиеся в едино целое.
Я поблагодарил парня и вышел. 
Так начиналась ещё одна часть моей собственной истории, связанной с группой АББА.

 Всплеск интереса к и их музыке,  особенно ярко проявившийся в период  2000-x  и достигший к окончанию этого десятилетия своего максимума,  не имеет прецедента  в мировой истории популярной музыки. Невозможно перечислить все шоу, фильмы, юбилейные диски, видеоигры, выпущенные ведущими компаниями мира, все призы и премии, которые  буквально дождём посыпались на изрядно поседевшие головы музыкантов.
Достаточно лишь сказать, что театрализованное шоу Mamma Mia, поставленное в 1999 году сначала в Лондоне, и сразу же после этого  в Нью-Йорке, к настоящему моменту принесло своим создателям более 2 миллиардов долларов чистой прибыли, став 5-м по продолжительности мюзиклом в истории  Бродвея и выдержав 5 500 аншлагов!
А позже, на волне неслыханного успеха театральной постановки, по мотивам мюзикла  был поставлен одноимённый фильм, главные риоли в котором играли не кто-нибудь, а 3-х кратная обладательница Оскара Мэрил Стрип и легендарный Пирс Броснан, которого многие считают лучшим Джеймсом Бондом всех времён.
Как и спектакль, фильм имел грандиозный успех  такого масштаба, что 10 лет спустя,  в 2018 году, было снято продолжение картины "Mamma  Mia ! Here we go again!" - Мамма Миа! Это снова  мы!" И этот, уже второй фильм,  менее, чем за 6 месяцев, собрал в прокате около 400 миллионов долларов.
Но среди всех этих событий было одно, которое ярче всего проявило и подтвердило сразу два обстоятельства:
 феноменальную необыкновенность ансамбля и исключительную человеческую природу гениальных шведов.
И случилось оно всего через год после моего памятного визита в нью-йоркский музыкальный салон.
Практичные бизнесмены по обе стороны Атлантики, мгновенно угадав золотую жилу в космической популярности АББЫ, растущей буквально на глазах, предложили четверым членам группы ОДИН МИЛЛИАРД долларов за 100 концертов в рамках организуемого тура на любых условиях, приемлемых для музыкантов. Гонораров  такого размера не было в истории человечества. Эта сумма намного превышала совокупный капитал всех участников ансамбля, бывших к тому времени совсем не бедными людьми.
Потрясённый мир с облегчением ждал согласия группы и её долгожданного возвращения на сцену. Бизнесмены потирали руки в ожидании скорых и бесспорных прибылей.
Как уже говорилось, я в  это время находился в США, поэтому имел возможность собственными глазами наблюдать тот нешуточный ажиотаж в Западной музыкальной и околомузыкальной среде, который немедленно возник, как только слухи об этом беспримерном предложении стали документально подтвержённой реальностью. В то время трудно было найти в Америке человека, который не слышал  бы о  вожделенном миллиарде. Пожалуй, легче было отыскать того, кто понятия не имел о самой АББЕ.
В компании, где я работал,  разговоры об этом  возникали с периодичностью электричек.
Одна из наших сотрудниц по имени Лиз, горячая поклонница и преданный фанат прославленной группы, ожидала известий из Швеции с азартом игрока, поставившего всё своё состояние на одну карту. Говоря откровенно, я и сам склонялся к тому, что предложение будет принято. Представить себе, как можно в здравом уме отказаться от честного миллиарда долларов я не мог, как ни старался.
Интерес к этому делу был так велик, что отдельные букмекерские конторы принимали ставки на решение ансамбля примерно в  таких же пропорциях, как на результат футбольного матча между сборными Бразилии и какого-нибудь арабского султаната. Иными словами, в положительном исходе дела мало кто сомневался.
Однако, результат оказался ошеломляюще обескураживающим.
Надеждам и планам было не суждено сбыться.
- Деньги -  не фактор, - с грустью сказал по этому поводу Бьёрн Ульвеус, - нашего объединения не будет. Оно невозможно. Извините, господа.
Предложение было отвергнуто.

На нашу Лиз  было страшно смотреть, её искренне жалели все, кто знал о её затаённой  страсти.
 Помню, как во время ланча мы небольшой группой вышли на улицу на перекур, и она, еле скрывая слёзы обиды, обратилась ко всем нам с сакраментальным вопросом:
- Ну почему?? Ну как же так? как они  могли? Не понимаю! А вы понимаете?
Она переводила взгляд с одного из нас на другого, ожидая не столько ответа, сколько слов утешения. Её успокаивали, как могли, но Лиз не унималась.
И когда она  с  тем же немым вопросом в глазах обратилась ко мне, я чисто машинально брякнул:
- Наверное, не всё на свете продаётся, Лиз. Деньги любят везде, но в Европе они имеют совсем другое значение, чем здесь, у нас.
Сказав это, я испугался. Мне показалось, что мои слова прозвучат обидно для неё и для всех остальных. Деньги в Америке всегда  были одновременно и безусловным высшим критерием и поводом для  упрёка.
Но Лиз не обиделась. Вместо этого она с удивлением взглянула на меня и сказала:
- Я это знаю, но что тогда? В чём  причина, как вы думаете? Вы ведь тоже из  тех краёв?
И я уже был готов пуститься в абстрактные пояснения о  разности наших менталитетов, но вдруг осёкся, потому что, пытаясь вежливо объяснить что-то ей, я вдруг понял, что вместо этого просто и чётко, раз и навсегда объяснил всё себе самому.

Им  было очень больно! Им было нестерпимо больно все эти годы! И от того, что  распались семьи, и от того, что  распалась группа, и от того, что прошли долгие годы, которые было невозможно вернуть ни за какие деньги на свете.
 Всё это  - не продавалось!
Даже за миллиард долларов.

Им всё ещё было больно! Tак же, как в  коротком телевизионном интеревью, данным в далёком 1982 году популярной британской программе Late Late Breakfast  Show.
Весёлый телеведущий, толстокожий, как носорог, демонстрируя образцовый  коммерческий оптимизм, смеялся и шутил, заметно налегая на слухи о грядущем распаде группы. Как и большинство его коллег,  он не  верил в реальность этих слухов,  не понимал, кто сидит перед ним, не отдавал себе отчёта в том, что развод обеих пар - не самореклама с целью привлечения дополнительного внимания публики, а глубокая личная трагедия четырёх людей, которую нельзя превращать в шоу и которая совсем скоро приведёт к оглушающему известию:

АББЫ больше нет.

Он не понимал этой огромной человеческой драмы даже тогда, когда музыканты,  без всякого энтузиазма,  вежливо  согласившись на просьбу шоумена и заметно сторонясь друг друга, спели знаменитую песню Thank you for a music!  "Спасибо за музыку!", как-будто специально написанную пять лет назад для этого случая - дня последнего в их жизни совместного появления на публике.
Впрочем, настырного  английского  журналиста едва ли можно винить. В тот  момент этого наверняка не знал  никто, кроме самих музыкантов, не изменивших себе до самого  конца. АББА осталсь той же, что и была,  ни единым вздохом не выдав своих истинных чувств.
 Не смотря ни на что!
И эту последнюю в свой сценической жизни, поистине пророческую песню, исполнила с тем же достоинством и честью, с которыми жила и пела все предыдущие 10 лет.

Thank you for a music  (спасибо за музыку)
I'm nothing special, in fact I'm a bit of a bore
If I tell a joke, you've probably heard it before
But I have a talent, a wonderful thing
Cause everyone listens when I start to sing
I'm so grateful and proud
All I want is to sing it out loud
So I say
Thank you for the music, the songs I'm singing
Thanks for all the joy they're bringing
Who can live without it, I ask in all honesty
What would life be?
Without a song or a dance what are we?
So I say thank you for the music
For giving it to me

Ничего во мне нет. Я, наверно, скучна.
Невпопад и некстати могу пошутить,
Но талантом судьба наделила меня:
Если я запою - вам захочется жить.

Этим даром небесным я очень горжусь
И опять повторяю:  поверьте, друзья!
Мы - не люди без песен, аккордов и чувств
Потому что без музыки нет бытия.

Пусть будет мир безоблачен и весел!
Пусть будет  больше счастья и улыбок!
Спасибо  всем, кто слушал эти песни!
Спасибо всем за музыку!
Спасибо!

https://www.youtube.com/watch?v=-EkBk8OB-Ag

(окончание следует)


Рецензии