Ленивый монах, который очень любил осень

Часть 1


У подножия большой горы "Черный хребет" стоит непримечательный монастырь "Трехглавый Дракон", в котором живет около тысячи отреченных монахов. Все они разного уровня просветления, и занятия тоже имеют разные. Кто-то подметает полы, кто-то стирает одежду, кто-то готовит, медитирует или учиться. У всех есть дела, работа, обязанности.


Никто не живет в монастыре просто так. Работать должен каждый монах не покладая рук в поте своего лица. Если монах заболеет - то может поваляться в постели пару дней и отдохнуть. Но это считается признаком слабости духа, который должен управлять ленивым телом.


За пределами монастыря есть выходные и праздники, но самый главный праздник для монаха - в его душе. Монахи очень много трудятся - так как считают, что работа помогает им в духовном развитии, смирении, просветлении, постижении смысла таинственного мироздания.


Если ты богат за пределами монастыря - ты можешь вообще не работать.

Но в монастыре нет ни богатых ни бедных - все равны перед бесконечной Вселенной.


Живет в монастыре молодой монах - Аахи. Он умен и талантлив, но есть у него маленький недостаток. Аахи очень не любит работать. Раньше ему нравилось, но сейчас он потерял всякий вкус к любой работе.


Когда он собирает хворост, то думает как было бы хорошо мести полы, а не бродить по голому лесу, полным ядовитых змей. Когда он метет полы, то думает как хорошо было бы на реке стирать одежду, а не дышать пылью. Когда он стирает одежду - представляет себе как хорошо было бы печь румяный хлеб рядом с жаркой печью, а не полоскать вещи дрожащими от холодной воды руками. Но печь хлеб его не допускали в силу отсутствия для этого необходимого уровня. В монастыре, как и в любой другой серьезной организации была четкая иерархия.


Аахи был несчастлив. Глаза его тускнели с каждым днем, а настроение было подавленным.
Когда проходил мимо знакомый монах и заразительно улыбался, то Аахи не улыбался ему в ответ как раньше. А просто задумчиво делал свою работу как можно медленнее, пытаясь раствориться в потоке бесконечной рутины.


Одни монахи думали, что Аахи стал очень ленивый, а другие ничего не думали. У них были свои дела, своя жизнь, свой мир.


Аахи стал молчалив и тих. Думы стали посещать его голову - "А не уйти ли мне из монастыря? В мире так много всего интересного, а я мету полы, стираю одежду и собираю хворост и если буду себя хорошо вести то мне однажды доверят печь вкусный хлеб рядом с горячей печью. Но буду ли счастлив? Счастлив по-настоящему, полностью, глубоко счастлив, счастлив без какого-либо сожаления. Счастлив на 100%, как сосуд наполненный медом? Никто не знает этого!

Буду ли я так счастлив, как никогда прежде? и будет ли мое счастье расти также, как растет сейчас моя грусть и разочарование день ото дня?

Буду ли я радоваться своей новой работе, или я буду постоянно обжигать свои пальцы от раскаленной печи? Не буду ли я тогда скучать по возможности гулять по лесу собирая хворост, слушать журчание реки, мести полы в привычном ритме - шир-шир-шир".


Так он думал про себя и не знал ответа.

Уйти из монастыря означало покрыть себя позором. Означало сдаться, сломаться. Он не мог этого допустить! Но и оставаться Аахи также не хотел

"Я не хочу здесь быть больше ни одного дня"! сказал он в отчаянии.

На счастье или беду, Аахи не знал что готовит ему судьба. А судьба была к нему благосклонна.


часть 2

Настал день, когда Аахи окончательно решил изменить свою жизнь. Вместе с решением к нему пришли силы действовать.


Аахи решил пойти к настоятелю монастыря и поставить ультиматум — либо другая интересная работа либо он уйдет навсегда. Глаза его ожили, он набрал в грудь побольше воздуха и пошел менять свою судьбу. Но пока он шел - то обратил внимание как совсем еще молодой монах с метлой в руках лениво смотрит на него. Это рассердило Аахи!

"Что ты на меня смотришь? Ты должен мести! смотри на ссор а не на меня! Бездельник!" - закричал Аахи.

"Извините" - смиренно ответил ему молодой монах и принялся мести изо всех сил, так что пыль встала столбом.

"Уже лучше!" - ответил довольный Аахи.


До настоятеля нужно было идти минут десять, поднимаясь в гору. По дороге он встретил своих приятелей, которые шли обратно из леса почти без хвороста.

"Это все на что вы способны? Муравей больше вас может принести" - строго заметил Аахи!

"А что мы сделаем, веток почти нет!" - стали оправдываться молодые монахи

"Ищите! оправдание вы всегда найдете себе! Бездельники!" - закричал Аахи. "Возвращайтесь назад и ищите! Чтоб я вас не видел!"

Монахи развернулись и поплелись обратно в лес. Аахи был рассержен на весь мир и одновременно воодушевлен.


Аахи тихо вошел в комнату настоятеля не встретив никого на своем пути. 90 летний монах мирно дремал в своем кресле с блаженной улыбкой на сморщенном лице.

Аахи взял палку, которой обыкновенно бьют молодых монахов и ударил по голове настоятеля!

"А ты значит все спишь не покладая рук?!" - ехидно сказал Аахи.

"Аааа, что это?!" - удивился настоятель, не понимая что происходит. Eго так давно не били палкой, да и кто осмелиться бить палкой настоятеля, разве только безумец.

"Я говорю - ты все спишь!" -

"Я спал!" - ответил настоятель. "А зачем ты ударил меня? У нас пожар?" - искренне не понимая спросил он Аахи

"Чтобы ты проснулся, и занялся работой!" или ты собираешься все время спать пока остальные работают? - язвительно спросил Аахи

"Я немного поспал" - начал оправдываться настоятель. "Но зачем ты пришел?" настоятель еще не пришел в себя после сна

"Я хочу другую работу! Все работы мне надоели! Даже бездельник вроде тебя может справиться с такой легкой работой."

"Аахи, не кричи так!" - сказал настоятель. "У меня голова начинает болеть от тебя"

"Либо вы найдете мне другую работу, либо я уйду в монастырь "Золотой Лотос", где меня оценят по достоинству!"

"Хорошо, хорошо. Я посоветуюсь со старшими монахами" - пообещал настоятель почесывая свою голову.


Довольный Аахи пошел в свою комнату собирать вещи, которые можно было собрать за 3 минуты. Вещей у монахов не так уж и много. Пояс праздничный — голубой, да пояс серый — повседневный и циновка для медитации.



часть 3


Вечером Совет вызвал Аахи.

Аахи, скрывая радость, но не скрывая узел с вещами, встал по центру зала. Старшие монахи сидели вместе с настоятелем.

"Аахи!" тихо сказал настоятель!

"Да настоятель" - сказал Аахи, уже представляя как он покинет монастырь и начнет жить в мире свободным от правил, режимов и однообразной работы.

Аахи! Спасибо тебе за урок, который ты мне преподнес. Ты абсолютно прав! Много лет меня никто не воспитывал и не бил палкой и я стал глуп, ленив и высокомерен. Я уже стар и мне пора на покой. Руководить монастырем уже нет сил. Благодаря тебе я вспомнил свое высшее предназначение и теперь отправлюсь в последний великий путь по всем монастырям и святым местам. Я от всей души рекомендую Совету сделать тебя новым настоятелем монастыря "Трехглавый Дракон»

Аахи побледнел. О чем говорит этот вечно сонный беззубый старик?

"Аахи!" - сказал старший пузатый монах.
"Ты молод и уверен в себе! Мы будем рады служить тебе как настоятелю монастыря. Примешь ли ты на себя честь руководить монастырем верой и правдой, наставляя монахов в нелегком пути созерцания и просветления?"

Аахи занервничал. "Это шутка?" возникла его первая мысль. Аахи должен был бы упорно работать, учиться и постоянно медитировать еще 50 лет и, если очень сильно повезет, если на то будет милость Всевышнего, стать настоятелем монастыря. А теперь ему предлагают ЭТО….

"Глупая шутка, они меня так хотят проверить, унизить таким коварным способом. Как только я откажусь от этой почетной должности и начну извинятся за свое поведение — они меня поднимут на смех! Но я не так глуп, как вам кажется!" - сообразил Аахи.


"Я рад, что вы наконец-то покидаете свой пост, господин настоятель" - громко сказал Аахи, "Я конечно еще слишком молод, чтобы руководить таким большим монастырем, но если вы искренне рекомендуете меня — то я обязан принять это и действовать в согласии с обстоятельствами!" - процитировал Аахи строчки из священных писаний.

Молодость конечно является помехой, но в тебе есть сила. И если все-таки ты будешь совершать очень много ошибок, то через месяц мы соберем Совет и выберем другого настоятеля.

"Я согласен" - с достоинством ответил Аахи, в тоже время ожидая, что вот-вот над ним начнут смеяться. Ведь это могло быть только шуткой и ничем более. Поучительным приемом хитрого настоятеля! Или нет?

Но никто не собирался смеяться. Наоборот, все смотрели на него серьезно и уважительно. "Ну циркачи!" c негодованием подумал Аахи. "Решили меня проучить!"


"Сейчас мне надо медитировать, а завтра я готов приступить к выполнению своих обязанностей в качестве Настоятеля"

"Хорошо! С завтрашнего дня тебя все будут называть НАСТОЯТЕЛЬ ААХИ и выполнять все твои наставления!" - подтвердил пузатый монах

"Отлично! Будьте здоровы, братья!"


Аахи прогуливался вокргу монастыря и размышлял - "И долго они будут играть этот спектакль? " Не хотят меня отпускать, не хотят позориться перед монастырем "Золотой Лотос". Я бы им рассказал какие тут живут бездельники!


Он был и разгневан и в тоже время безмерно счастлив. Медитируя этим вечером, Аахи мог сконцентрироваться только на самом себе - своем дыхании, своем гневе, своем подозрении. Все мысли появлялись и растворялись в нем самом, как причине и следствии его мыслительной деятельности.


На следующий день Аахи ходил и критиковал всех подряд. Монахи стали более подвижными, особенно получив палкой по спине. Для Аахи это все было затянувшейся шуткой, но, тем не менее, его воспринимали тем серьезнее, чем сильнее он всех критиковал.


Аахи не мог понять, почему никто над ним не смеется, почему ему выпала такая честь - быть настоятелем. Он не понимал, почему его критика воспринимается так легко другими монахами.


"Или сюда, бездельник!" - закричал Аахи

"Я не бездельник" - извиняющимся голосом сказал старший монах, один из Совета.

"А чем ты сейчас занимаешься? разве не бездельем?"

"А просто отдыхаю!" - попытался оправдаться монах

"А ночью ты что делаешь?" - не успокаивался Аахи

"Я ночью сплю, но последнее время не могу уснуть" - пожаловался монах


Аахи вспомнил как делал настоятель в таких случаях.

"Тогда я благословляю тебя на крепкий сон!" - с улыбкой сказал Аахи. "А теперь иди работай!"

"Хорошо, спасибо, большое спасибо" - поклонившись сказал монах


"Я главный клоун среди этого цирка" - подумал про себя Аахи. "Ведь все знают что без просветления у меня нет никакого права благословлять монахов".


Монахи стали лучше мести полы, больше носить воды. Монастырский хлеб стали продавать в город, а вырученные деньги шли на древние книги, свечи, новую одежду и прочие житейские мелочи. Со временем монастырь преобразился, расцвел как горная роза. Были посажены новые плодовые деревья и кустарники, построены кельи для новых учеников, которые шли бесконечным потоком в удивительный монастырь "Трехглавый дракон».

За внешними постепенно стали происходить и внутренние изменения. Медитация улучшилась, ученики стали внимательнее и мудрее. Другие настояли заезжали посмотреть на неожиданно расцветший монастырь около горы "Черный хребет».


Монастырь стал знаменитым — а вместе с ним и Аахи. Но Аахи знал свое место — место обычного ленивого монаха, который играет свою странную роль.

Если у Аахи не было настроения - то он бродил по монастырю и обязательно находил грустного монаха. Аахи сразу приказывал - "Улыбнись!" И монах через силу улыбался.

"Шире!"

Монах улыбался еще шире с большой неохотой.

"Искренне улыбайся!"

"А теперь смейся!"

"А теперь смейся еще громче, чтобы даже боги стали тебе завидовать!"

Монах, выдавливающий из себя улыбку, вдруг начинал гоготать во все горло, и ничем его потом уже было не остановить.

Довольный Аахи хлопал по плечу УЖЕ ВЕСЕЛОГО монаха и желал ему скорейшего просветления.


Часть 4


Однажды Аахи проснулся в холодном поту. Ему приснилось как обнаженная ведьма на парящей в небе лодке манит его к себе своим дьявольским обворожительным голосом.

Он вышел из кельи на свежий воздух и посмотрев на полную луну, улыбнулся.


"Все женщины ведьмы" — начал он рассуждать. "Но есть необыкновенные женщины, которые живут в женском монастыре на берегу реки "Проливная".

Настоятельница этого монастыря даже приезжала на экскурсию.

Скромная, еще привлекательная женщина, была совершенно не заметна и обращала на себя внимание только тогда, когда задавала свои вопросы.

Она сразу понравилась Аахи, и он провел с ней весь день, удовлетворяя ее любопытство.

Провожая ее перед воротами — Аахи улыбнулся ей, а она ему. Кто знает — может быть они встретятся снова в другой жизни.


"Мир так разнообразен" - сказал Аахи сам себе. "Но его разнообразие только отвлекает от истины. Еще бы знать в чем состоит истина! Если истина в любви — тогда почему я отказываюсь от семьи, жены, детей? Если истина в семье, жене и детях — тогда почему мне этого не хочется? Если мне этого не хочется — значит ли что в этом нет истины"


Окончательно запутавшись в своих мыслях Аахи улыбнулся своей собственной глупости и пошел спать.



часть 5


Однажды, встретив ученого уважаемого монаха Аахи строго спросил

"У тебя много обязанностей?"

"У меня?" - удивился монах

"Да, у тебя!" - не унимался Аахи

"Я преподаю медитацию..." - сказал рассеяно ученый монах

"Медитацию на еду?" - намекнул Аахи на полноту

"Нет, я преподаю медитацию тишины" - гордо сказал монах

"Зачем! Все и так стремятся к тишине. Теперь ты будешь преподавать медитацию шума!" - заявил Аахи

"Но, настоятель Аахи, я не знаю такой медитации." - жалобным голосом ответил монах

"Тогда ты должен найти такого мастера, который обучит тебя."

"Но я не слышал о таких мастерах и о такой медитации" - не сдавался монах

"Тогда ты должен отправится в великую библиотеку в храме "Нирвана» и найти потерянные знания о медитации на шум." - не сдавался Аахи

"Но это очень долгая дорога, а тем временем мои ученики будут прохлаждаться без занятий?"

"Назначь кого-нибудь из твоих учеников подменой себе. Ведь не так сложно следить, чтобы все сидели с закрытыми глазами?! Или ты думаешь что они и правда медитируют?"

"Да, но..." начал было возражать монах

"Также ты можешь в процессе действительно глубокой медитации постичь законы равновесия и гармонии и тогда тебе откроются тайны всех видов медитаций!"

Удивленный монах смотрел на Аахи в великом почтении, выпучив глаза. Он был одновременно и оскорблен и подавлен, удивлен и напуган, и даже благодарен. Ученый монах сам давно устал от своей медитации тишины, но терпеливо продолжал свою миссию.

А Аахи просто шутил от всей души! Но его шутки по какой-то магической случайности всегда приводили к развитию и озарению других монахов.



Что делал настоятель Аахи?


Зимой Аахи медитировал на опавшие листья, собранные им осенью в незатейливые букеты. Он всегда удивлялся густому туману, который дождливым утром приносила с собой река. Весной наслаждался пением птиц и медитировал на неудержимую радость, которая царила везде. Летом Аахи наслаждался запахами и солнечными лучами, чувствуя что всему этому скоро придет конец, так как неминуемо наступит его любимая пора - осень. А осенью он снова будет собирать листья и жадно вдыхать прохладный воздух прогуливаясь вдоль реки. Когда ему было скучно — он мел полы, когда уставал - стирал одежду, а потом пек хлеб.

Так шли годы и Аахи превратился в старика, но душа его оставалась молодой и восхищенной.


Однажды он проходил мимо молодого задумчивого монаха и увидел следующую картину.

Монах небрежно подметал пыль одной рукой, а другой рукой держал цветок. В этом не было ничего удивительного, если бы монах смотрел на цветок с улыбкой. Но лицо молодого монаха изображало скорее недоумение и даже отвращение. Это удивило Аахи и он спросил

"Почему ты так смотришь на этот цветок?"

"Извините..." сказал молодой монах.

"Тебе не нравится цветок?" - недоуменно спросил Аахи

"Нравится!" - робко ответил молодой монах

А почему тогда ты не улыбаешься, не выражаешь свою любовь к этому цветку? Он очень красивый. Покажи мне!

Аахи взял в руки цветок и широко улыбнувшись во все оставшиеся зубы прошептал - "Как он прекрасен!"

Но молодой монах как будто бы и ХОТЕЛ чувствовать, но не мог.

"Я сам не понимаю. Я ничего не чувствую. Этот цветок растет сам для себя, как и миллионы других цветов. Я должен медитировать на этот цветок, но я не вижу в этом смысла. Это же просто растение, которое завянет через несколько часов."

Аахи задумался…

"Если бы ты чувствовал любовь к этому цветку - ты бы добился просветления всего за несколько лет. Если бы чувствовал неудовлетворение от работы - я бы помог тебе обрести покой и даже счастье. Но ты ничего не чувствуешь, ни к цветку, ни к метле, потому что ты болван!"


Аахи расхохотался и крепко обнял молодого задумчивого монаха. Через мгновение монах ощутил в своем желудке слабое тепло, а окружающий мир показался чуточку ярче. Вместе с тем, монах почувствовал любопытство, надежду, прилив сил, запах свежего хлеба доносящийся с кухни, и нежность, с которым солнце дарило свою любовь каждому человеку, каждому животному, каждому цветку. Весь мир ему представился в виде большой семьи, связанной друг с другом невидимой надежной нитью. На мгновение он стал одновременно муравьем, несущим ветку в свой тесный муравейник, пчелой, собирающей сладкую пыльцу, наивной девочкой, играющей с куклой, и даже настоятелем Аахи крепко обнимающим молодого монаха. Он обрел частицу прозрения, того ЗРЕНИЯ, которое так необходимо чтобы увидеть ЯВНОЕ, отбросив все искажения.

Настоятель Аахи давно ушел, а молодой монах улыбался сам себе и боялся заговорить, дабы не растерять то простое, ясное и волшебное ощущение НАСТОЯЩЕГО.

На счастье или беду, молодой монах даже не подозревал что готовит ему судьба. А судьба была к нему благосклонна.


Рецензии