По-прежнему ли Гэтсби велик?

Есть одна театральная ночь, которую было бы обидно пропустить по разным причинам, но всё по-порядку.

«Великого Гэтсби» Скотта Фицджеральда представлять не нужно, но адаптацию романа к лондонскому спектаклю – да, подтверждая поговорку, что искусство не стоит на месте. Приглашение появилось за день до представления, поэтому всё, что я успела прочитать на сайте театра буквально мельком, было просьбой к зрителям нарядиться по моде 20-х годов ХХ века и надеть танцевальную обувь, чего мы, конечно, делать не стали. Но когда в поезде метро я увидела женщину в переливающемся зелёном платье, по которому струились длинные бусы, с характерной диадемой на лбу и стеклярусным цветком в волосах, в чёрных чулках со швом и туфлях на высоких каблуках, то сердце моё дрогнуло… в очереди на вход в театр стояли такие же потрясающе красиво одетые женщины с говорящим макияжем,  в стильных платьях до колен, унизанные шикарными украшениями, навевающими шарм и атмосферу времени Арт Деко. Сказать «театр» было довольно смело с моей стороны, потому что без этих привлекающих внимание женщин мы бы точно прошли мимо крошечной двери на углу огромного унылого серого здания, скорее напоминающего склад в старом центральном районе города, чем что-то связанное с искусством. На этом фоне нарядная публика выглядела потрясающе: переливаясь всеми цветами радуги, она образовала небольшую очередь, очень напоминающую экзотическую змейку после дождя.
Вскоре одна створка дверцы открылась, и элегантный мужчина, в шляпе и с самыми вежливыми в мире манерами, пригласил нас войти в театр, который категорично не начинался с вешалки. Нет билетов… нет рядов и мест… люстр, зеркал, гардеробщиков с номерками, лестниц – словом, всё выглядело довольно необычно. Молодой человек с самой милой улыбкой проштамповал наши руки каким-то затейливым клеймом и одновременно с искренним любопытством заглядывал в наши сумочки, так что не улыбнуться было невозможно. Пропускал он по одному человеку, а другой галантный мужчина, стоявший неподалёку, лишь осведомлялся о наших фамилиях и забивал их в ноутбук, приговаривая: "Проходите, дорогие гости, добро пожаловать".

Нас, первых человек десять, завели в крошечную комнату, где экстравагантная актриса дружелюбно объяснила, что сегодня мы приглашены на вечеринку к мистеру Гэтсби, и что хозяева (актёры) будут с нами разговаривать и вовлекать в действо и вообще – мы должны чувствовать себя, как дома. Потом, тоже с весёлой вежливостью, она пригласила нас достать свои мобильные телефоны и перевести приём сигналов в режим полёта, после чего нас пригласили в другое небольшое помещение, украшенное в стиле винного заведения где-то в Америке. В уголке расположилась барная стойка, у входа на пианино играл тапёр, тускло светили лампочки, по стенам висели старые плакаты, был тут и уголок отдыха с подушками на мягком диване и креслах.
Набралось нас в этом душном помещении человек восемьдесят, и чего ожидать дальше мы совершенно не знали. Нарядная публика притацовывала, пила и выглядела счастливой. Вечеринка началась!

Вскоре среди толпы обнаружились актёры, которые ввели нас в тему спектакля и затем всё закружилось совершенно неожиданно, будто мир перевернулся с ног на голову, то есть опять всё шло абсолютно вразрез с ожидаемым гостеприимным залом с мягкими креслами, программками, билетёрами и другими атрибутами театральной жизни.

Нас просто выплеснули в большой полутёмный зал со столиками по бокам и свободной серединой, где актёры начали танцевать что-то типа фокстрота начала прошлого века, вовлекая всё больше зрителей и обучая их несложным па по ходу дела. Представление развивалось – без микрофонов, названий действующих лиц, фамилий актёров – мы же на вечеринке, а поэтому гости и хозяева должны приблизительно знать друг друга, хотя в романе мистер Гэтсби оставался загадкой для своих гостей. Минут через пятнадцать нас разделили на группы и развели в разные помещения, украшенные в том же стиле. Тут актёры продолжали разыгрывать сценки, садясь рядом и обращаясь так, словно между нами не было даже условной рампы.
Перемещаясь из одной комнаты в другую, мы познавали постепенно развивающуюся красную линию спектакля. При этом нас угощали натуральными спиртными напитками (на донышке стаканов), с нами разговаривали о жизни (по ходу представления), то есть никто не чувствовал себя зрителем, а скорее гостем, участником происходящего вокруг тебя действа, умело направляемого актёрами! Также нам доверяли небольшие роли – я с удивлением обнаружила своего обычно сдержанного супруга в середине танцевального зала, наряженного в красный передник с метёлкой в руках). Он улыбался и сметал со стола, а я смеялась до слёз и решила когда-нибудь поручить ему эту интересную работу на нашей кухне). К нему обращались не иначе как "сенатор",  что в его списке обращений было совершенно ново).

Продолжалось представление, продолжались танцы, гости ходили вокруг танцевального зала с напитками, в небольшом антракте общались с актёрами, играла музыка, крутились зеркальные шары, то есть «всё смешалось в доме Облонских»!
Драма сменялась улыбками и флиртом, обворожительные героини и герои подготавливали всё к завершающей трагедии, которой было не избежать в ту лондонскую театральную ночь.

Новаторство в сценическом искусстве всегда приветствуется и думается, что оно нужно для встряхивания и пересмотра основ любого искусства.
Поставленные во главу романа любовь и ревность раскрыли перед нами свою сущность вот в таком интересном изложении, и даже богатство основных героев-миллионеров отступило на второй план, а великого Гэтсби было и жаль, и не жаль, как и должно было быть скорее всего по замыслу автора.
Удалась ли нововведение постановщиков в полной мере? Мне показалось, что несмотря на все старания и талант исполнителей, без знания сюжета романа понять детали происходившего было сложно, хотя почувствовать себя приближённой к обстановке того гангстерского американского общества с бутлегерами и нуворишами, роковыми красотками и чувственными соблазнительницами, интригами, романтикой, гламуром, джазом, изысканностью и богатством удалось сполна.
...Хотя бы потому, что ночью мне снились длинные перчатки, боа, перья, меха, жемчуга, шляпки, разнообразные колье и браслеты, женственные платья с блёстками и вырезами на спине, откровенный макияж с кровавыми губами, многочисленные аксессуары, короткие стрижки на фоне Великого Гэтсби в розовом костюме, с лёгкой улыбкой на сжатых губах роскошного… Леонардо ди Каприо.

2019        И-Ф-М

Muna Nazak Photography http://iddavanmunster.blogspot.com/2014/03/dark-19...


Рецензии
Вы своим рассказом прямо заинтриговали меня, Ирина! Прямо захотелось там побывать)))
Помню, что смотрела этот фильм с Леонардо ди Каприо, но сюжет стал забываться.
Надо будет пересмотреть. Спасибо, что напомнили. Всегда с теплом, Татьяна

Татьяна Гармаш   11.08.2019 02:41     Заявить о нарушении
Таня, вот и я думала вспомнить сюжет,) а получились гораздо сильнее эмоции)
Это действительно было погружением в мир той эпохи, которая до сих пор будоражит наше воображение! Огромное спасибо, что поделились своим от прочитанного)
От души, И.

Ирина Фетисова-Мюллерсон   14.08.2019 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.