Чайковский по-китайски
Дирижер - Ся Сяотанг (Китай).
Солист - Ань Тяньсю, лауреат 4-й премии XVI Международного конкурса имени Чайковского (Китай).
В программе:
Ректор Берлиоз. Увертюра "Римский карнавал".
Петр Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром N 1.
Петр Чайковский. Симфония N 5.
На этот концерт я попала случайно. На улице во Владивостоке адская жара даже вечером, а театр в трёх минутах ходьбы. Редкое везение! Слушать музыку вечером - приятное занятие. И Берлиоз - моя слабость, и Первый концерт Чайковского знаком и любим с детства, и Пятую симфонию стоило освежить в памяти. А ещё мне вспомнилось, как живя на Дальнем Востоке, мы слушали совершенно непривычную русскому уху китайскую музыку по китайскому радио, которое легко ловилось в Благовещенске, отделенном от Поднебесной только широким Амуром. Так что идти на концерт Китайского филармонического оркестра было абсолютно логично. Раз прилетела в такую даль, надо не упускать открывающиеся возможности.
Концерт оказался очень поучительным, он явственно высветил ряд особенностей современного состояния музыкальной исполнительской и слушательской культуры.
Скажу сразу, оркестр замечательный, темпераментный дирижер, прекрасный пианист! Похвально, что китайцы осваивают и пропагандируют русскую классическую музыку, играют Чайковского, который считается и автором первого выдающегося русского фортепианного концерта, и первой русской симфонии.
В советское время Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром не слышал только глухой, даже если и не подозревал о его названии и авторе. Его регулярно исполняли по радио, торжественное начало первой части концерта звучало на всех официальных мероприятиях, его мелодии лились из уличных репродукторов около зданий обкома партии, они придавали торжественность майской демонстрации, ведь у Чайковского такие явственные весенние ликующие мотивы.
Сегодня же по реакции публики на исполнение этого хрестоматийного концерта главного музыкального гения России, стало многое понятно! Дорогие господа музыканты, деятели культуры и искусства! Поздравляю вас! Задача решена! Огромный зал культурной столицы Дальнего Востока не знает этого непревзойденного концерта Чайковского для фортепиано с оркестром! Его светлых, ликующих, пронзительных мелодий, рождающих в душе истинно русские картины родной природы - белоствольные берёзовые рощи, от белизны которых режет глаза, яркий солнечный весенний день с легким ветерком, бескрайние поля с тропинкой среди нескошенных хлебов и темной полоской леса на горизонте, со щемящей прелестью "застенчивой русской природы". А в этом Чайковский - настоящий страстный живописец. Никого в зале не смутило, что почти ничего этого не было в музыке, которую по-своему хорошо исполнял китайский оркестр. С готовностью хлопали и даже кричали "Браво"! Может это особая форма гостеприимства?
Надо отдать должное, некоторые фрагменты и концерта, и симфонии звучали очень неплохо, но не было в них важной для исполнения Чайковского детали - души не было! А это смерти подобно для этого композитора! Складывалось впечатление, что и у китайских музыкантов эти произведения Чайковского не на слуху. Не знают они ни некогда невероятно популярного исполнения концерта Ваном Клиберном, победителем конкурса Чайковского ещё на заре его проведения. Не слышали Рихтера, да что так далеко ходить, даже Дениса Мацуева, иначе не напоминал бы Первый концерт, время от времени, то виртуозные этюды Черни, то танцевальные номера из "Спящей в красавицы", то Революционный этюд Шопена, то миниатюры Дебюсси или музыку Сибелиуса или даже Брамса (которого Чайковский на дух не переносил). При безусловно высокой техничности и виртуозности игры, пианист Ань Тяньсю, злоупотреблял скорыми темпами со смазанной музыкальной фразировкой, странно расставлял акценты, уделяя большое внимание в исполнении внешним эффектам и не наполненным смыслом блестящим пассажам. А ведь этот концерт является обязательным на конкурсе Чайковского. Фактически пианист играл конкурсную программу, отработанную до мелочей. Все стало понятно, когда солист исполнил на бис виртуозную пьесу китайского композитора. Ань Тяньсю любит и понимает китайскую музыку, темпераментную, бравурную, трюковую, полную внешних эффектов и экспериментов со звуком, она ему понятна. Так он и Чайковского играл, который был чужд его сердцу. Пьесой на бис он просто сделал "чистосердечное признание" в этом. От Чайковского в концерте в исполнении Ань Тяньсю осталось только торжественное и яркое начало первой части и ряд других фрагментов.
Ещё очевидней это непонимание Чайковского стало в Пятой симфонии. Вот тут и обнаружился пробел в знании традиций исполнения этого произведения, его музыкальной трактовки. То ли дефицит записей Пятой симфонии, то ли просто их игнорирование, приводило к тому, что только отдельные фрагменты, которые когда-то звучали в разных советских документальных и художественных фильмах, звучали широко, распевно, проникновенно. С форте и торжественностью было все в порядке. А вот пиано было не просто чрезмерным, а неинтересным, блеклым, каким-то рабски согбенным, словно нытье безвольного старика или безнадёжные воспоминания об утраченной молодости. А временами в музыке возникал "ребенок, резво скачущий на игрушечной деревянной лошадке". Хуже всего звучали похоронные мотивы, это напоминало шествие обречённых людей, у которых не осталось даже сил на какие-либо чувства. Так и хочется сказать, что игралась симфония без широты и раздельности, составляющих главную прелесть русской музыки, без трагизма и печали, а как-то "мелким бесом".
Вся Пятая симфония напоминала лоскутное одеяло, собранное из каких-то понятных европейских аналогов и часто исполняемых фрагментов балетов, например, балета "Спящая красавица". В двух местах в симфонии Чайковского явственно соышалась мелодия, хорошо знакомая по Блокадной симфонии (тема немецкого нашествия) Шостаковича. Погрешность музыкальной фразировки исполнителей или цитата?!
Надо признать, что жизнерадостная и танцевальная увертюра "Римский карнавал" Берлиоза звучала у оркестра очень впечатляюще, так же как и балетный мегахит - увертюра к балету "Спящая красавица", исполненная на бис. А завершившая концерт патриотическая музыка песни Александрова "Вставай, страна огромная" была просто симфоническим шедевром! Восторг зала трудно передать!
И тут возникает резонный вопрос: почему Китайский филармонический оркестр не стал знакомить российскую публику с китайской музыкой, которую они понимают и знают с пелёнок. Она нам незнакома, это было бы интересно. Отсюда рождается и второй: зачем предлагать россиянам Чайковского, словно переведенного на китайский язык и записанного иероглифами, с совершенно не русскими образами, странными ассоциациями, набором музыкальных трюков? И третий вопрос ко всей российской музыкальной общественности: не пора ли начать бороться с "культурным одичание" людей и снова продвигать хорошую музыку всеми доступными средствами и потеснить русской классической музыкой уже всем надоевшую попсовую тусовку на ведущих телевизионных каналах и на радио. Стыдно русским людям ее не знать! Единственный город, где на улице мне недавно довелось слышать классическую музыку из радиорепролуктора - это Владикавказ. Может, у него стоит поучиться?
Свидетельство о публикации №219080801797