Попытка жалости. Глава 2. Исключение

 Фронтовое (архивное) письмо вручено мне Альбиной - с обязательством  возврата.
Настало время вернуть сторицей!
Но, боже, сколь трудно сложить этот пазл, собрать воедино разорванные временем события и переживания, подбитые пылью забвения! Представляю, как после нечеловеческих испытаний, после утрамбованной трупами Волги, когда подвигом считалось преодолеть переправу или же просто зачерпнуть в котелок речной воды, после "дней и ночей" битвы, оконченной 02. 02. 1943 года - писать любимой девушке письмо, полное трогательной заботы о её благополучии, находясь в разрушенном Сталинграде!
Как принято у этого поколения советской молодёжи,- слово "любовь" произносится редко и потому звучит особо убедительно! Если сказано "дружба" - читай "любовь"! Подруга, друг - так определяют и называют друг друга влюблённые сурового времени, так воспринимаю сказанное я, поскольку в их случае любовь, как высшее чувство, не получила своего развития! Однако утверждать это наверняка было бы самоуверенно! Некорректно? Нет! Именно  самоуверенно! Поскольку об этом событии говорили даже десятилетия спустя:"Она (Варя) сошла с ума от любви!"

Письмо из разрушенного Сталинграда датировано 20.2.43 г.
Начало самое обычное, но в контексте дальнейшей судьбы героини прочитывается это самое "начало" трагично!  "Здравствуй Варя!"- обычный речевой оборот. Ставлю запятую:"Здравствуй, Варя"! И смысл усугубляется знанием трагедии: не случилось Варе "здравствовать"! Как не случилось жить на белом свете Саше, её возлюбленному другу, её надежде на счастье! Счастья "сейчас и сегодня"не бывает, оно относится к завтрашнему дню, поскольку суть истинного счастья - это его ожидание, предчувствие, это сначала  вера и надежда, затем наградой - осуществление ожидаемых событий! Правда, такое вознаграждение получают не все! Нередки разочарования.

Любовный архив в единственном экземпляре, некогда хранящийся в  мамином редикюле, принесла дочь, ищущая отца! Нет, не отеческие забытые строки, а именно этот документ - материнское достояние, с которым больная женщина не расставалась никогда!
Она могла лишь сидеть, жевать и говорить! Единственной подвижной рукой днём и ночью прижимала к себе потрёпанную временем , истёртую - некогда дамскую - сумочку, всякий раз волнуясь при необходимости расстаться со своим кладом! Этот редикюль всегда был при ней или в поле её зрения.

Алька ( так мать называла дочь) знала о содержимом с детства, но никогда не пыталась отнять у матери  утешение из далёкой юности, когда та была любимой, здоровой, красивой и дерзкой.
Варькин Саша был и остался при ней, их дружба оказалась неразрывной:
"Здравствуй Варя!
С большим приветом к вам ваш хороший знакомый друг Саша.
Варя, получил я от тебя письмо, и в этом письме фото. За что конечно сердечно благодарю. Варя, когда я распечатал конверт и увидел фото, то я как будто бы в самом деле встретился с тобой и увидел тебя живую.
Дальше на счёт вашей работы. Я рад всеми силами тебе помочь, пойти на все уступки в твоей жизни, но Варя! Если ты сделаешь такую подлость, как ты пишешь на счёт вербовки в Сталинград, то я не знаю, что могу сделать! Это всё выбрось из головы, иначе только загубишь сама себя, потому что я на своей шкуре испытал такую роскошную жизнь.
Эх, играет у меня в голове мысль! Если бы я находился там, вблизи от тебя, то ты бы ни знала ни нужды ни горя!
Дальше. Сколько я уже с тобой знаком, и знаем хорошо друг друга, пишем письма друг другу, обещаемся в любви и т.д. И всё же тебе до сознания не доходит, если у тебя появляются такие мысли и настроение, как ты мне пишешь совершенно ненужные слова, якобы давно друг друга не видели, можно забыть и познакомиться с другой девочкой и т.д. Хотя вы к этому пишете, что шутя. Но как бы вы не писали шутя или не шутя, но всё же я знаю, что у тебя в голове зарождаются иногда такие мысли.
Варя, я разбираюсь намного в людях и ты меня хорошо знаешь. Знаешь, что я смотрю на всё с высоты, знаешь, что я умею ненавидеть всё в мире. Кроме верных друзей, как ты (подчёркнуто Сашей). Ты знаешь хорошо, что я умею презирать женщин и сеять в их сердце любовь, а самому никогда не любить их.Но я же так не делаю. Я же имею большую силу воли в себе, я же тебя не менял и не меняю ни на какую шлюху. Нет и не будет этого никогда. Вот так Варя. Я не знаю, что там с тобою происходит, как ты себя ведёшь, но я верю тебе, верю, как самостоятельному человеку. И думаю, что свои мысли выполню уверенно по отношению к тебе.

Варя возможно это письмо покажется для тебя очень грубым, но зато справедливым. Не обижайся.
Варя, какие ещё трудности будут в твоей жизни, пиши, не стесняйся. С любой точки зрения, если возможно я могу помочь. Остаётся немного. Скоро немца разобьём.
Будь верна в своей победе надо мной, как и я над тобой. Знай мои адреса домашние и мы никогда не потеряем друг друга"...

Потеряли!- с тоской и яростным сожалением проносится мысль! Потеряли! И не только они! "Куда идти, когда идти некуда?"- кто пошёл замуж за калек и алкашей, Красавицы - за Чудовищ, а кто коротал бабий век водиночку, рожая бастардов от чужих мужей...
Варя прошла сквозь все женские беды и ушла...сначала - в безумие, затем в могилу. За несколько дней до кончины она , жалея загубленные жизни, оплакала бабью долю, сообщив Альке своё решение:" Умру я скоро, развяжу тебе руки, а ты не скучай! Возьми вот (редикюль с письмом) и поступай как знаешь! У тебя такого парня не было! Прости."- так Варвара Гусакова рассталась навсегда с Сашей и дочерью, которая числилась Афанасьевной и не могла быть Александровной: погиб, сгинул - во что его преданная подруга поверила лишь на смертном одре!

Последняя часть письма такова:
"Написано конечно плохо и содержание не важно. Если бы ты знала как я торопился чертовски. Крепко жму руку и ещё крепче (чем ты) целую тебя. Всё. Твой друг Саша".

Действительно, всё. Остаётся расставить акценты!
От какой и чьей любви сошла с ума Варя? Думаете, причиной безумия стал  некий Странник? Сомневаюсь! Да, родила от него дочь, да пыталась выстроить судьбу! Возможно, была приязнь! Но этот самый Беглец не стал Исключением из числа других мужчин...
Исключительным был Саша.
Я смотрю на письмо и - ком в горле! "Ах, война! Что ты сделала, подлая!" Рядом с письмом - коллективное фото тасеевской молодёжи предвоенного времени: флаги, портреты вождей, много парней - они все ещё живы!Варя- в первом ряду -"красивая и молодая"!


Рецензии