Элементалы и элементарии ч. II К. Х. Бьеррегаард

И отношения между ними и людьми

«Путь» февраль 1887 года

(Продолжение)

Есть несколько обозначений для «ангелов» в Библии, которые ясно показывают, что существа подобные элементалам каббалы или монадам Лейбница, следует понимать под этим термином, а не так, как обычно это понимается. Их называют «утренними звездами» (Иов 38:7); «пламенем огненным» (Пс. 103:4.); «сильными мощью» (Пс. 102:20). Апостол Павел видит их в своем космогоническом видении (1 Кол. 1:16) как «начальства и власти». Такие имена, как эти, исключают представление о личности, и мы вынуждены думать о них как о безличных существах так же, как мы представляем себе ангела, который возмущал воду в купальне Вифезда, как о каком-то воздействии духовной субстанции или сознательной силы.

Я уже говорил выше, что каббала учит, что все события в природе и истории совершались под непосредственным наблюдением духов, элементалов и элементариев. В гармонии с такими учениями переводчики Септуагинты перевели стихи Книги Второзакония (32:8-9) следующим образом: «Когда Всевышний разделял народам их уделы и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу ангелов Божьих, и сделался частью Господа, народ Его, Иаков, наследственный удел Его, Израиль».

9

Согласно этому переводу, который коренным образом отличается (1) от традиционного перевода, ангелы, т.е. элементалы и элементарии, являются правителями, начальствами и властями среди народов, то есть всех людей за пределами Израиля. Что бы мы ни думали об исключительности этого отрывка и о работе, данной «избранному народу», мы можем проверить это место с исторической точки зрения.

Все люди земли (насколько нам известно об их религиозных и философских понятиях) вели свою духовную жизнь согласно источникам, очень отличавшимся от тех, откуда вожди Израиля получали свое вдохновение. Я говорю, вожди Израиля, так как израильтяне, как народ, никогда не понимали возложенную на них миссию, они постоянно скатывались к тому, что называется «идолопоклонством»  окружавших его народов. Все люди, как народ, были верны своим природным инстинктам, которые заставляли их следовать влиянию естественно возникающих идей (т.е. элементалам и элементариям).

Мне не нужно вам говорить, что идеи, упоминаемые сейчас, не являются просто понятиями, которым, в соответствии с общим правилом, мы имеем обыкновение верить. Идеи для античного мира были точно тем же, что Лейбниц называл монадами, а каббала элементалами и элементариями. Платон, например, приписывал идеям независимое, уникальное существование и гипостатическую силу. Он называет их богами (в «Тимее») и утверждает, что движение, жизнь, вдохновение и разум принадлежат им (в «Софисте»).

Народы земли, не все принадлежавшие к немногим избранным, действительно были (на добро или на зло) руководимы духами, которые называются то элементалами, то идеями, то богами. Поэтому, если кто-либо захочет изучать историю человечества, он должен начать со знания об этих оккультных силах. Если кто-либо захочет управлять историей человечества, он должен следовать законам этих оккультных сил.

Если мы признаем вышеприведенный перевод Септуагинты и находимся вне лона избранного народа, чья работа входит в «план спасения», мы знаем, где искать промежуточные силы между нами и Божеством; мы знаем, что это элементалы, силы природы, безмолвные, но непобедимые гиганты стихий.
Теософам современной школы важно иметь четкое представление по этим вопросам. Мне не нужно указывать вам, почему или по какой причине.

В Зоаре говорится, что, «когда духи нисходят, они облекаются воздухом или заворачиваются в стихии». А также говорится, что «некоторые духи имеют естественное сродство с воздухом (стихией), другие с огнем (стихией), и когда они приходят на землю, они обволакиваются либо в воздушную стихию, либо в огненную стихию, согласно своей природе».

Эти заявления, которые можно легко дополнить многими другими, подобными им, имеют огромное значение, когда речь идет о духовных проявлениях, так как этот вопрос имеет серьезное последствия, а именно, какими монадами мы окружены.

Но, прежде чем говорить об атмосфере монад, которые окружают нас, я должен дать определение ауре или эманации, которая исходит из всех объектов природы.

Как аромат исходит от цветка, так и все остальные тела излучают либо цвет, либо лучи «невесомой» материи. Медь и мышьяк испускают ауру из красной материи; свинец и сера испускают вещество синего цвета; золото, серебро и сурьма – зеленого цвета и т.д. Одним словом, наука учит, что вся материя светится, т.е. светит своим собственным светом.

Человеческие существа, будь они духовно мыслящими или нет, также окружены своими сферами. Мы все знаем, что это так. Мы все чувствуем влияние этих сфер, а некоторые из вас, возможно, видят их. Говорят, что высоко духовные люди имеют красивые ауры белого и синего, золотистого и зеленого цветов различных оттенков; в то время как низшие природы излучают в основном темно-красные эманации, которые в жестоких и грубых людей темнеют почти до черных.

Импульсом, движущей силой или причиной, если хотите, этих эманации является, конечно, душа человека. В соответствии с состоянием души эти эманации являются более или менее мощными, более или менее обширными, более или менее отчетливыми. Из какого материала они сделаны? Конечно, из физического материала, хотя его нельзя измерить или взвесить с помощью нынешних научных аппаратов.

Эти эманации являются лучами души и отражаются уже описанными небольшими монадическими телами. Я не могу доказать вам это экспериментально, но могу видеть эти отражения так же ясно, как физический эксперимент может продемонстрировать вам отражения света солнечный лучей в капле дождя.

Сведенборг утверждал, что чувствовал запах внутренней природы некоторых духов, встречавшихся ему в духовном мире, и мог определить их нравственную ценность по этому излучению. В своём сочинении «Рай и ад», он записал несколько таких переживаний. Только врожденная способность души позволяет ей такое излучение. Она делает это по необходимости, так как, не выходя за свои пределы для самовыражения, душа никогда бы не смогла реализовать себя. Душу, однако, можно натренировать испускать такие лучи или ауру сознательно.

Если поверить упомянутому выше знаменитому шведскому путешественнику и исследователю духовной земли  Эманнуилу Сведенборгу, мы можем узнать из его сочинения «Тайны небесные», что «особое качество духа сразу воспринимается при его вхождении из своей сферы в другую жизнь»; что «сфера есть образ духа, окружающего его»; «на самом деле, это – образ всего того, что есть в нем». Причиной сфер вокруг духов тот же автор называет «деятельность вещей во внутренней памяти» и  «правящую любовь».

Сведенборг далее говорит, что «с помощью сферы, которая испускается духом человека, даже когда он живет в теле, каждый поступок, каким бы  тайным он ни был, проявляется в ясном свете», и что хорошие или злые духи узнают его по сфере. Хорошие духи не могут присутствовать у тех, кто испытывает мирскую и плотскую любовь, даже если внешне человек благочестив, потому что они мгновенно воспринимают сферу зла, как нечто грязное; и, с другой стороны, хорошие духи легко соединяются с теми, кто окружен чистыми и небесными сферами. Но не надо прибегать к провидцам и духовным людям, большинство из нас имеют об этом представление из повседневной жизни. Кто из нас не воспринимал низкую и грязную сферу, которая окружает чувственных людей, или невыносимую атмосферу гордого и надменного духа, или не испытывал подавленность в присутствии меланхолических или страстных мужчин или женщин? В самом деле, все мы имеем представление об этом в большей или меньшей степени.

Как я уже говорил, сама жизнь души распространяется через все ее окружение. Без такой деятельности не было бы души. Бездеятельная, инертная душа не имеет существования.

Затем душа, активизируясь, берет материал из описанных выше монад, и образует из них такие образы и формы, какие ей необходимы для ее собственной жизни и намеренного воздействия. Душа имеет способность формировать их в любое возможное состояние. (Более подробно об этом позже.) Такая способность является ее способностью по созданию образа или формирующей силой души.

Для того чтобы понять эту способность по созданию образов, нужно сначала вспомнить, что это является аксиомой в любой мистической и духовной философии, и что духовный уровень человека (Атман) пребывает в единстве с вселенской душой и содержит  образы всех вещей, которые находят отражение через душу (буддхи и манас).

Если это так, то для того чтобы душе (буддхи и манас) понять принцип творения, нужно только спуститься вглубь себя, к духу (Атману), и там найти отражение. Обнаружив и поняв идею творения, душа может взять материал из эфирного мира, который называется на Востоке акашей, и из него построить любую желаемую форму; я называю её образом.

Если душа не придает такую форму и образ идеям или жизни, которая пребывает в своих собственных внутренних глубинах, то идеи останутся несотворенными, а душа – необученной, упустив благоприятную возможность.

Это то, что я называю способностью души по созданию образов. От нее зависит вся кардиология или наука о сердце и вся разумность. От нее зависит развитие психических способностей.

Не только врожденное и естественное стремление души (манас) выйти за пределы своего тела, чтобы найти материал, в который можно облечь жизнь, находит себе выражение. Душа (манас) может и должна научиться делать это ОСОЗНАННО.

Можно легко понять, что осознанное обладание этой способностью даст ее обладателю власть творить чудеса.

И это подводит меня непосредственно к теме использования ароматов, запахов и т.д. для создания благоприятной атмосферы вокруг нас, атмосферы близкой по духу к духовной природе.

Вы все помните великолепную сцену из «Занони» Бульвера, где Глиндон отвечает стражу порога. В этой сцене описываются все тайны ароматических паров, их влияние на человеческий разум, и помощь, которую они оказывают духовным проявлениям.

Одним словом, огромное значение имеет создание правильной среды с помощью правильного вида эманации, ауры  или атмосферы: «Что отдашь, то и получишь!»
Потребовалась бы целая книга, чтобы описать религиозную, политическую, экономическую и светскую историю запахов и парфюмерии. Приведу лишь несколько примеров.

В глубокой древности мы находим, что священники использовали ароматические вещества. Огнепоклонники, зороастрийцы, бросали благовоние пять раз в день в священное пламя, которое символизировало свет и жизнь. Греки  обильно использовали амброзии и считали, что боги всегда появлялись в благоухающих облаках. Вы все хорошо знаете о значении дыма и ароматов в ритуалах мистерий и вокруг священного треножника, на котором сидела пророчица в Дельфах. Использование римлянами ладана и душистых веществ зашло слишком далеко. Их обычай был заимствован христианской церковью. Был даже момент, когда римской церкви принадлежали крупные поместья на Востоке, посвященные исключительно выращиванию бальзамов и эфирных масел для использования в обрядах поклонения.

Но не только в религиозной практике  эти утончённые средства использовались для более быстрого схождения духовных существ. На всем Востоке, даже по сей день, они используются в частной жизни в тех же целях и не просто ради роскоши, как некоторые люди думают. Вполне уместно, в самом деле, греки зажигали ароматические вещества во время пиров, и кто может оценить успокаивающее влияние на диких и воинственных римлян  прекрасного обычая ароматизировать бани, спальни и кровати, а также  напитки. Не похоже, чтобы римляне были в неведении о высоком духовном значении этих практик. Зачем им перед битвой умащать римских орлов самыми богатыми благовониями, если они не думали, что это угодно богу войны и его посланникам, если они не хотели таким образом подготовить подходящую атмосферу для их нисхождения?

Я пропускаю современное использование этих вещей. Среди многочисленных злоупотреблений, с которыми мы знакомы, сильный человеческий инстинкт проявляет себя во всем мире. Мы полагаем, к примеру, что молодость и красота должны быть окружены благоухающей и возвышенной сферой; и наши инстинкты верны в этом, так как существует прямая параллель между чистотой и ароматическими запахами.

Всем известна истина, что дух не сразу действует на материю. Всегда есть посредник между ними. Это – логично. Дух и материя, будучи двумя полюсами одной и той же субстанции, нуждаются в промежуточной середине в качестве точки соединения и обмена энергией.

Применяя этот общий закон к рассматриваемым нами частностям, представляется наиболее естественным заключить, что элементалы являются носителями, посредством которых все наши духовные усилия воздействуют на природу, и что ничего нельзя сделать без их вмешательства.

Но также возникает вопрос: как заставить элементалов выполнять работу для нас? Как мы можем влиять на них?

Оккультная наука учит, что «чистые сердцем», т.е. те, кто, пройдя «путь», достигли «освобождения», могут простым усилием мысли или с помощью руки «совершать все эти вещи».

С учетом этого учения я приведу несколько фактов относительно силы мысли или руки.

(1) Произнесенное слово состоит из мысли или идеи, которую мы хотим донести до человека, и
(2) эта мысль облечена в форму, своего рода сосуд, с помощью которого мы посылаем мысль, летящую через пространство. Эти два элемента являются основными факторами слова.

Давайте теперь рассмотрим немного подробнее каждый из этих двух факторов.

Когда животное, попавшее в беду, зовет другое животное, мы, люди, понимаем, что оно вкладывает свое желание или животную жизнь в звуки, которые исходят из горла, и другое животное отвечает инстинктивно, и говорим, что это совершенно правильно, поскольку мы не думаем, что животные рассуждают о своих поступках.

Такого рода «язык», если его можно так назвать, в целом не очень отличается от человеческого языка. Язык, используемый в обычной повседневной жизни, лишь немного выше, по своему характеру, но не отличается по степени.

Язык  или слово употребляется, когда сообщается какая-то идея. В истинном смысле, мы говорим или произносим слово только тогда, когда Высшее находит канал в реальном мире с помощью наших голосовых органов.

Это и есть Слово! Теперь о его форме. Откуда берётся материал? Ведь формы – это нечто существенное. Недостаточно того, что у архитектора в голове есть проект здания, ему нужен реальный материал, из которого можно возвести дом, если он должен быть реализован на реальном плане существования. Точно так же, как он добывает камни, дерево и т.д., нам также нужны материальные субстанции, из которых мы строим наши мысленные здания. Из какого мира мы черпаем эти субстанции? Из астральных или эфирных молекул! Из Монад!

Благодаря заранее установленной гармонии подходящие монады группируются вокруг небесной идеи, собирающейся раскрыть себя на нашем языке, когда мы произносим Слово. Таким образом, мысль получает свою форму.
До сих пор я говорил о мысли или идеи нисходящей, чтобы выразить себя на нашем языке, причем мы являемся простым инструментом идеи. И так почти всегда. Мы не порождаем ни мысль, ни ее форму. Мысль или дух говорит через нас, как через пассивных посредников. Тем не менее, известно, что мы хвалимся своими оракулами, пророками и провидцами, даже если они выступают в качестве пассивных посредников.

Но есть еще более высокий язык. Человек может порождать мысль и управлять формой такой мысли. Адепты знают эту тайну, и они обрели такую способность, выйдя за пределы «обычных» законов жизни. Они не являются простыми каналами для приема и передачи мысли; они генерируют мысли и управляют ими.

Первым небесным законом является порядок. Как нам известны некоторые законы, согласно которым мы формулируем речь логическим образом, так и другая сфера вовне (или внутри, если хотите), которая полна зародышей жизни, имеет свои законы. Поэтому адепты тоже следуют определенным правилам или законам, когда хотят порождать мысли, управлять ими и их формой. В просторечии такие законы или методы называются заклинаниями или заговорами.

Перед тем как сознательно работать с заклинаниями или управлять духами и их энергией, мы должны достичь состояния адепта, когда он находится за пределами законов, которые регулируют, так сказать, поверхность вещей. Но мы не можем достичь этого каким-то прямым или кратчайшим путём. Мы можем идти путём самоотречения или путём иллюзии.

Как можно проникнуть в святилище храма с помощью грубой силы, так можно овладеть формулами и заклинаниями, которые творят чудеса, хотя мысли у нас не чистые, а сердце не сильное.

Будут ли формулы и заклинания в таком случае полезны для нас? Возможно, да! Возможно, нет! Они могут также работать на наше уничтожение. Нас учили, что они более опасны для нас, чем обнаженный меч в руках ребенка. Ребенок может случайно сделать какую-то полезную работу с помощью острого инструмента, но он также может повредить себе.

Исходя из этого, мы должны знать, что истинным путем, приводящим к совершению чудес с помощью элементалов или элементариев, является сначала достижение состояния адепта: умение управлять  жизнью и мыслями.

Если произойдет так, что мы узнаем заклинания или магические формулы, не зная правильного их использования, то лучше не использовать их!

Но как же нам достичь вышеупомянутого состояния?


Я не могу ни определить путь, ни научить кого-нибудь, как сделать это, но я думаю, что путь должен быть очень похожим на путь, по которому прошел Господь Будда и которому теперь следуют «адепты».

Но, так  как нашей прямой обязанностью не является подготовка к совершению чудес, нас предупредили воздержаться от таких напрасных занятий.

Нам гораздо лучше следовать указаниям нравственной жизни:
«Постарайтесь подойти как можно ближе к мудрости и добру в этой жизни. Не тревожьтесь о богах. Не любопытствуйте о будущем существовании. Заботьтесь только о плодах благородного пути совершенствования себя и владения собой». Вот, слова из буддийских писаний.

Мы можем управлять элементалами и элементариями не только с помощью мыслей. Рука является наиболее важным элементом среди инструментов, используемых в оккультной науке.

Я не буду рассказывать о науке хиромантии, но опишу некоторые магнетические точки на пальцах.

Вы когда-нибудь обращали внимание на руку? Как правило, мы смотрим на голову человека и даем ему оценку в соответствии с размером его мозга. Но мы пренебрегаем рукой. И все-таки рука – это такой же важный фактор при исполнении духовных действий, как и мозг.

Рука является исполнительным органом динамико-сакральных действий человеческого духа. Через руки осуществляются психико-соматические действия. Например, при возложении рук на больного  через них истекает духовно-психическая энергия.

Достаточно легко понять, что духовная деятельность духа человека проявляется в делах, и что почти все они выполняются руками, но, вероятно, малоизвестно то, что при исцелении, например, в руке есть своеобразная физическая основа, от которой зависит исцеление, а именно, корпускулы Пачини.

Прошло уже много лет (это было в 1830 и 1840 годах) с тех пор, как Пачини, врач из Пистолы, сделал свое открытие; но, за исключением литературы, которую оно породило, и о которой известно только нескольким ученым мужам и  библиотекарям крупных библиотек, мало или вообще ничего не известно об его открытии.

Пачини обнаружил во всех чувственных нервах пальцев много мелких эллиптических, беловатых корпускул. Он сравнивал их с электрическими органами торпеды и описывал их как животные магнето-моторы, как органы животного магнетизма. То же самое сделали Генле и Кёлликер, два немецких анатома, которые скрупулезно изучили и описали корпускулы.

В человеческом теле они встречаются в большом количестве в нервах кисти, а также стопы. Почему бы им не быть в стопах? Вспомним ритмическую структуру человеческого тела, особенно стоп, и становится понятно, почему они там. Экстатические танцы фанатов, непотопляемость сомнамбулы в воде или их способность использовать подошвы ног как органы восприятия, а также древнее искусство исцеления с помощью подошвы ног – все эти факты объясняют тайну.

Они в редких случаях обнаруживаются на спинномозговых нервах и в сплетениях симпатической нервной системы, но никогда в двигательных нервах.

Они наиболее многочисленны на мелких ответвлениях нервов и как правило, расположены параллельно им, хотя часто и под острым углом. Они имеют более или менее овальную форму, но  иногда удлиненную или изогнутую. Они почти прозрачны с беловатой линией, пересекающей их по оси. Корпускулы человека имеют длину от одной двадцатой до одной десятой дюйма.

Они состоят из ряда мембранных капсул, в количестве от тридцати до шестидесяти или более, заключенных одна в другую. Внутри этих капсул есть одно нервное волокно трубчатого типа, заключенное в ствол, и направленное к центральной капсуле, которую оно пересекает из конца в конец. Иногда капсулы соединены поперечными полосами.

Анатомов интересуют корпускулы Пачини из-за нового аспекта, в котором они представляют собой составные части нервной трубки, расположенные в самом центре системы концентрических мембранными капсул с промежуточной жидкостью, и лишенные слоя, который они (анатомы) расценивают как изолятор и защитник внутренней более потенциальной центральной оси.

Этот аппарат, похожий вольтов столб, является инструментом своеобразной жизненной энергии, известной более или менее всем искателям как магнетизм животных.

Так как кошка известна в некотором степени колдовством, позвольте мне заявить, что в брыжейке кошки корпускулы можно увидеть в больших количествах невооруженным глазом в форме небольших, овальных зерен немного меньше, чем семена конопли. Некоторые из них были обнаружены у быка (символ жреческой должности); но их нет у птиц, амфибий и рыб.

Хотя его открытие тогда было оспорено, с тех пор оно было проверено и его теория подтверждена. Эти органы являются благотворной средой, через которую действует дух.

С незапамятных времен человеческая рука считалась средоточием таинственной магической силой, но только после открытия Пачини мы узнали ее местонахождение. Это – корпускулы. Возможно, они являются агломератами выше описанных монад, и, таким образом, средой, с помощью которой высшие духовные силы выполняют свою работу?

Мы находим элементалов по всех формах существования, как простых природных сил, по нашему пониманию совершенно лишенных какой-либо сознательной жизни. Мы находим также, что они принимают форму очень близкую к  человеческой форме. Нет никаких веских оснований не считать их материалом, из которого мы формируем мысли, гораздо меньше оснований не считать их животворными элементами корпускул  Пачини.

Давайте придерживаться теории, что не существует такого понятия, как мертвая или неживая сила во вселенной. Каждый атом, сам по себе являющийся формой энергии, есть живая сила. Каждый атом в пространстве отражает вселенский Атман, который есть:

 Душа вещей.

Я завершаю свою работу несколькими словами, в которых содержится практическая цель моей лекции.

(1) Вышеупомянутые монады, независимо от того, отражают ли они ауры, которые окружают нас сознательно или бессознательно, используются ли они в качестве вещества ума или находиться в корпускулах Пачини в руке, являются физическими средствами общения элементариев и адептов.

Почему бы и нет! Если восточные адепты и западные медиумы владеют способностью распылять «тело», чтобы оно стало мельчайшим из мельчайших и могло войти например, в алмаз; если у них есть сила увеличивать «тело» до любых размеров, изменять полярность тела, чтобы оно стало легчайшим из легчайших, как в хорошо известных явлениях левитации, то почему бы элементариям, существующим в гораздо более благоприятных условиях, не быть в состоянии войти в материю, войти в атомы, которые «содержат солнце», и там некоторое время управлять его жизненным принципом и вселенскими сферами в своих целях, чтобы заставить их служить по воле адепта или мага, который ищет помощи или просветления?

(2) Я утверждаю, что они так и делают! И я выступаю за необходимость создания такого окружения из аур монад, которое будут способствовать повышению уровня того, что обычно называют «медиумизмом».

(3) Я выступаю за развитие способности души создавать образы, чтобы мы могли сознательно направлять и использовать связь с элементариями.
(4) Я хотел бы распространить знание о корпускулах Пачини, чтобы возлагать руки на человечество и исцелять его недуги.
Я лично убежден, что на этом пути изучения и действий можно обнаружить «свет и жизнь».

СНОСКА:

1. Традиционный перевод: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сыновей человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых».


Рецензии