Взаимодействие педагогов и родителей, как один из

VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КУЛЬТУРОГЕНЕЗНЫЕ ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ»
Чебоксары, 25 марта 2019 г.

Организаторы: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

 


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДИН ИЗ  ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ДОУ
                В.В. Васильев
                ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары


      Аннотация.   В  статье   рассматривается необходимость комплексного сопровождения адаптации детей к ДОУ, участниками которого должны являться как педагоги образовательного учреждения, так и родители детей.
Ключевые слова: адаптация, комплексное сопровождение, сотрудничество педагогов и семьи.

    Проблема  адаптации ребёнка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений. Она не утратила своей актуальности сегодня и является одной из самых сложных социальных проблем. Видный отечественный педагог Н.М. Аксарина, участвовала в создании нового типа детских дошкольных учреждений – яслей-сада. Занимаясь вопросами  адаптации ребёнка к условиям детского учреждения, профессор Н.М. Аксарина трудности решения этой задачи выделяла в отдельную проблему. В качестве сравнения привыкания ребёнка к детскому саду она приводила пример с пересаженным деревцем, которое нуждается в особом уходе и заботе садовника.
    Если  мы  обратимся  к  истории  становления детских образовательных  учреждений,  то  выясним,  что  их создателей,  как  за  рубежом  (Ф.  Фребель,  Р.  Оуэн,  П.  Кергомар),  так и у нас в России (С. А. Люгебиль, А. С. Симонович, Е. П. Сидович, В. Соловьева, Е. Н. Водовозова) волновали проблемы взаимодействия педагогов  учреждения и семьи  в  вопросах  воспитания и образования детей.
    Л.С. Выготский, изучая вопросы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников, определил образующие его  компоненты:   дидактический, воспитательный, социально-педагогический. Они  обусловлены учебно-воспитательной деятельностью и опосредованы целями обучения и воспитания.  В основе взаимодействия педагога с семьями воспитанников в период адаптации к ДОУ лежит процесс воспитания всесторонне развитой личности ребенка. 
    Ребёнку в любом дошкольном возрасте очень непросто начать посещать детский сад. Затрагиваются все сферы его жизни: тут и разлука с близкими, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым в новой обстановке, перемена привычного режима. Перечисленные факторы усугубляются незрелостью нервной системы, вызывают стресс.
    Этот опыт адаптации особенно важен в жизни малыша именно потому, что он – первый. Адаптация должна привить ребёнку желание ходить в детский сад и общаться с коллективом. В то же время она не должна способствовать насильственному изменению характера ребёнка, что может стать причиной немалых психологических проблем. Отложившийся в подсознании ребёнка негативный опыт адаптации может в будущем вызывать стресс, психологический шок при каждой новой адаптации: в школе, в вузе, в армии, на работе и т. д.
     В сложном процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество механизмов привыкания на физиологическом и на социально-психологическом уровне. Адаптационный стресс у детей младшего дошкольного возраста наносит большой ущерб ещё только формирующемуся иммунитету, дети начинают гораздо чаще болеть, реагируют на самое незначительное переохлаждение.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку как можно менее болезненно войти в жизнь детского сада. Для этого необходима подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
    Исследования, описанные Н.М. Аксариной, Н.В. Кирюхиной,  Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я. Черток, Н.Д. Ватутиной, Т.А. Рониной, Р.Б. Стеркиной, К.Ю. Белой, А.И. Донцова и др., приводят к  выводу о прямой связи характера адаптации с такими мотиваторами как состояние здоровья малыша, особенности его нервной системы, развитие у него навыков общения. Трудно переоценить необходимые в этот период  грамотные действия родителей и сотрудников детского сада.
   Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
    Идея, заложенная в основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, такова: за воспитание детей ответственность несут родители, другие социальные институты призваны помочь им, направить и дополнить их воспитательную деятельность.
    Особенности детско-родительских отношений определены учёными как один из важнейших моментов успешной адаптации детей к ДОУ.  В помощь родителям существует обширная систематика, феноменология родительских позиций, отношений, стилей воспитания. Описаны их следствия в виде формирования индивидуальных особенностей характера ребёнка, соответствующих норме или же имеющих отклонения.
    Адаптация дошкольников к детскому саду должна осуществляться в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей. В него входят такие направления профессиональной деятельности: психологическая, педагогическая диагностика, методическая и организационная работа, консультирование.
    Сотрудничество воспитателей с семьями детей в период адаптации к ДОУ проходит как социальное партнерство дошкольного учреждения и семей воспитанников. Результатом его становится формирование у родителей осознанного отношения к своим взглядам на воспитание ребенка.
    Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимный процесс. Он предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной направленности педагогического процесса, рассматривающего  ребенка в единстве с его семьей. 
    Проведя анализ психолого-педагогической литературы по нашей теме, мы пришли к заключению: взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к ДОУ должно осуществляется через создание общности интересов, взаимной поддержки в разрешении проблем и организации общей деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания детей, осуществления психолого-педагогического просвещения родителей, развитии практических навыков, индивидуальная адресная помощь в воспитании детей и реализации педагогического партнёрства, обмена информацией о развитии ребенка, его особенностях, приобщения родителей к педагогическому процессу, создания условий для творческой самореализации родителей и детей.   
    Итак, взаимодействие педагогов с родителями представляет собой способ совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (процесса восприятия и познания человека человеком) с помощью общения, основанном на сотрудничестве.

                ЛИТЕРАТУРА
1. Аксарина, Н.М. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. – М. : ЦОЛИУВ, 1974. – 39 с.
 2. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2003. – 276 с.
3. Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили , 1996. – 222 с.
4. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / под ред. Б. Д. Парыгина // Социальная психология и философия. 1973. № 2. С. 2;120.


Рецензии