Жизнь и смерть Генриха фон Клейста

 Генрих фон Клейст родился 18 октября 1777 г. во Франкфурте-на-Одере, в прусской дворянской семье. Многие его предки, а также отец, принадлежали к военному сословию. Это предопределило начало жизненного пути Г.Клейста.
 В 1799 г. двадцатидвухлетний юноша сбросил офицерский мундир и ушел в отставку. С этого времени он начинает мучительные поиски своего места в жизни.
 Уже в это время у Клейста стала проявляться та психическая неуравновешенность, та резкая и необъяснимая смена настроений, которая бросала его от крайности в крайность и нередко заставляла принимать необдуманные и несвойственные его характеру решения. Это смятение чувств, по мнению советского германиста А.И.Дейча, проистекало, «главным образом от вечной внутренней борьбы между железной волей, которой обладал Клейст и грозными волнами чувств и страстей, заполнявших его сердце. Он претендовал на роль  наставника жизни, проповедника какой-то  высокой, не вполне им осознанной нравственности» [1, с.83-84].
 Сходное суждение о Г.Клейсте высказывает и другой его биограф С.Цвейг: «Клейст не был подготовлен к жизни … он был истерзан постоянным внутренним разладом и постоянно пребывал в трепетном напряжении, которое, как струна, звучало и отвечало прикосновениям гения. В нем было слишком много страстности, безмерной, неимоверной необузданной, сладострастно преувеличивающей страстности чувства, которая постоянно стремилась к взрывам и никогда не могла прорваться наружу ни словом, ни делом, потому что моральное чувство, столь же взвинченное и преувеличенное, кантовский и сверхкантовский «долг» насильственными императивами отталкивал страсть и подавлял ее … Отсюда – это постоянное напряжение, невыносимая мука душевной взвинченности с печатью на устах…
 Он весь был насыщен ненавистью, горечью, сдавленным, агрессивным раздражением». Помимо этого мрачная меланхолия – скорбь, с которой он не мог совладать, - сосала его кровь и мозг [2, с.625, 634, 643].
 Разочаровавшись в науке, в живописной местности, на Тунском озере в Швейцарии, Клейст со страстью берется за перо. Теперь он видит свое призвание в литературе. Вместе с тем в нем пробуждается жажда славы; честолюбие, не удовлетворенное ни военной карьерой, ни университетской наукой, заставляет его мечтать о лавровом венке древних трагиков и Гете. Здесь рождается его первое драматическое произведение – «Семейство Шроффенштейн».
 Почти одновременно с «Семейством Шроффенштейн» Клейст, воодушевленный честолюбивой мечтой, «сорвать венок с чела Гете» принимается за создание «Роберта Гискара» [1, с.84-86].
 Теперь он одержим мыслью, от осуществления которой зависит вся его жизнь, – создать великое произведение, победить или умереть. Но когда работа уже подходила к концу, Клейст испытал горькое разочарование и почувствовал невозможность осуществить свой замысел во всем его объеме.
 В минуту отчаяния он сжигает своего «Гискара» и, как бы в доказательство полной душевной неуравновешенности и непоследовательности, решил вступить в ненавистную ему французскую армию и участвовать в затеянной Наполеоном военной экспедиции против Англии. Убежденный в том, что эта авантюра окончится неудачей, Клейст ищет смерти в сражении. С трудом удалось родным выручить его из беды.
 После тяжелого душевного кризиса Генрих Клейст по настоянию родственников в конце 1804 г. переехал в Кенигсберг и поступил на службу в палату государственных имуществ. Начался короткий период оседлой жизни и вместе с тем период относительного внутреннего равновесия. Клейст ощущал себя прежде всего профессиональным литератором. В эту пору писатель твердо стал на землю, обнаруживая и живой юмор, рожденный меткой наблюдательностью, и умение правдоподобно обрисовывать разнообразные характеры и жизненные ситуации.
 Однако творчество давалось Клесту нелегко, словно он писал кровью сердца. Всю непреклонность натуры, психическую неустойчивость, непримиримость со своим временем, явную враждебность к нему вкладывал писатель в своих героев [1, с.84-86].
 Стефан Цвейг писал по этому поводу: «Как принуждение, как порок, тяготит его отныне искусство. Этим объясняется удивительная надуманность, взрывчатость и разорванность его драм.
 Все они…взрывы его глубочайших чувств, бегство из ада собственной души… Они не оплодотворены мыслью, едва овеяны разумом» [2, с.649].
 В последний год своей жизни Клейст написал две новеллы «Обручение в Сан-Доминго» и «Поединок».
 «Обручение» - новелла нарушенной верности. Вражда и яростное недоверие – ее фон. В финале новеллы французский офицер  Густав стреляет в свою спасительницу, Тони, считая ее предательницей. Девушка умирает, а Густав, когда до него родные доводят истину стреляет в себя. Тот же мотив двойной смерти влюбленных присутствует и в другой новелле Э.Клейста "Землятресение в Чили".
 Эти сцены как бы напоминают самоубийство самого Клейста. О последних днях писателя повествует С.Цвейг: «На высшей ступени своего искусства, в год появления «Принца Гомбургского» , Клейст роковым образом достиг высшей ступени своего одиночества. Никогда он не был так забыт миром, так бесцелен в своей эпохе, в своем отечестве… Его страсти иссякли, силы истощены, надежды разбиты».
 С ранней юности преследовала Клейста мысль о добровольной смерти, всякий раз усиливаясь в часы бессилия.
 «Он мечтает о смерти как о мистической любовной смерти, как о вдвойне блаженной гибели». Каждому, кто ему дорог, писатель предлагает умереть с ним. Наконец, Клейст встречает женщину, больную раком, «почти чужую, которая благодарна ему за это странное приглашение» [2, с.672,674-676].
     21 ноября 1811 г. у озера Ванзее, неподалеку от Берлина, Клейст, не дрогнувшей рукой, убил сначала свою спутницу, а затем застрелился сам [1, с.108-109]; [2, с.681].
                Литература.
 1. Дейч А.Л. Судьба поэтов: Гельдерин, Клейст, Гейне. - М.,1968.
 2. цвейг С. Бальзак; Борьба с безумием: Гельдерин, Клейст, Ницше. - М., 1999.


Рецензии