Грозный-1995 год

История конфликта в Чечне:причины и следствие.
=============================================
Откуда эта фундаментальная агрессивность наиболее несдержанной части чеченского народа: от Бога или земная? Неужели, чтобы разобраться, надо забраться в историю трёхвековой давности?.. Сами чеченцы своей истории не писали, только помнили. Но ведь нормальное в памяти стирается и только экстремальное остаётся и растёт адекватно росту населения ( оно за это время увеличилось в 10 раз). А вот ближайшая история даёт более объёмные представления. Попробуем призвать её на помощь для анализа фактов, чтобы достовернее разобраться: что же произошло на самом деле, начиная с 1944 года, и где искать виновных.
Итак, жили-были «плохие» люди – вайнахи. Их взяли, да и депортировали. 490 тысяч изгнанников оставили на своей земле 36 тысяч домов, которые за эти века построили. Пришли другие люди и заняли пустующие дома. Спустя годы выяснилось, что высланные не такие уж и плохие, чтобы отлучать их навечно от Родины. Их вернули домой, но только не в свои дома. Ситуация, согласитесь, странная: с одной стороны, а почему не в свои? С другой стороны, почему прежних хозяев должны встречать с хлебом и солью те, кто не по своей воле попал на эту землю, сам стал хозяином, перестроив на ней всё на новый лад. И как вообще уместить на одну и ту же площадь вдвое больше людей? Где взять жильё? Где найти работу, чтобы прокормиться? Где учиться детям? Где лечиться больным? Как вообще совместить поруганное сознание ссыльных с сознанием людей, преисполненных чувством выполнения гражданского долга, победой в Великой Отечественной войне и построивших новую, безбедную, послевоенную жизнь. В 5 раз увеличена за это время нефтедобыча и нефтепереработка (с 3 . т до 15 млн. т в год)! Во всё это был вложен колоссальный труд. Как сжиться трудящимся-промышленникам с людьми, отреченными от промышленности на 13 лет и потерявшими навыки к техническому ремеслу?
Нормальное вживание требовало длительного времени, терпения и деликатности, но и то и другое было в большом дефиците. Бешеный темп пятидесятых требовал всё новых трудовых рекордов: не успел – уйди в сторону, да ещё с приставкой «чурек».
Атмосфера стремительно электризовалась, и уже в августе 1958 года грянул первый гром межэтнической грозы.Как уже известно читателю поводом к этому послужило публичное убийство вернувшимся из ссылки чеченцем русского парня. Неприязнь оказалась такой силы, что за несколько часов взбунтовавшиеся «русскоязычные» разгромили обком КПСС и потребовали обратной депортации вайнахов. Приехавшего срочно Хрущёва Н.С. готовы были разорвать в клочья, а когда он укрылся в вагоне, попытались перевернуть и вагон, но успевший набрать обороты состав умчался. И только войска да танки, введённые мгновенно в республику, нейтрализовали бунтующих.
Вы помните о 36 тысячах домов, на которые претендовали два комплекта истцов? Вместо того, чтобы передать эти дома вернувшимся хозяевам и обустроить проживающих в них русских, власти приняли прямо противоположное решение: не допускать вайнахов в свои дома и расселять их на свободных территориях с приданием Чечне двух районов Ставропольского края. Трёхвековой опыт общения с горцами не подсказал, что Родина у горцев начинается с отчего дома.
Вайнахи не стали торопить события, дабы не вызвать гнев на ещё слабую, неокрепшую общину, и решение вопроса отложили до лучших времён. Но вернуть родовую обитель стало делом чести и достоинства каждого «настоящего мужчины»… Власти всячески пытались замалчивать происходящее, точно так же как замалчивали факт сохранения вайнахами судов шариата, параллельно сосуществовавших с советскими судами. А «русскоязычные», которые сталкивались с этим, как правило, покидали республику. Начиная с 1957 по 1991 годы их отток составил 425 тысяч человек (740 тысяч минус 315 тысяч, а в 1957-1959 гг. – 240 тыс. человек. Такое во времена Дудаева и не снилось! В 1963 г. наступило численное равновесие, когда и тех и других было по 470 тысяч человек. Начиная с этого момента «русскоязычные» только уменьшались (до 160 тысяч в 1994 году), а вайнахи только увеличивались (до 813 тысяч в 1994 году) в своей численности. Поэтому и встал вопрос о смене Верховной власти в республике: от русских первых секретарей обкома КПСС, правивших до 1989 года, к первому секретарю-чеченцу.
Время «Ч» наступило в 1991 году, когда горбачёвский Верховный Совет принял декларацию «О реабилитации репрессированных народов», война за оставшиеся дома вспыхнула с новой силой (к этому времени во всех горных сёлах хозяева уже обрели свои дома: где выкупом, где шантажом, а где и силой). К началу военных действий в 1994 году оставалось невозвращённых 1224 дома в Грозном и примерно столько же в районах.30 ноября 1990 года Верховный Совет ЧИАССР по указанию сверху принял Решение о выходе из состава РСФСР.Воспротивились этому лишь ингуши,боявшиеся потерять окончательно земли Пригородного района Осетии и заявили "особое мнение о желании остаться в составе РСФСР до решения этого вопроса". Русские депутаты,которых было около половины,единогласно проголосовали "ЗА". Таким образом,Чечню из РСФСР выводил не Дудаев,а Горбачов.Его секретная доктрина заключалась в том,что он обещал Бушу-старшему отпустить на "ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБА" Прибалтику,а вместо них сделать Союзными Республиками:ЧИАССР,Татарстан и Башкирию.Так что- это вовсе не прихоть Дудаева.
Ельцин посчитал это покушением на развал России и объявил войну СССР в лице Горбачева и негласно, через Старовойтову, пригласил Дудаева в "ПОМОЩНИКИ".
Таким образом, имущественный конфликт в Чечне,стал основой конфликта межэтнического, причём, если в 1958 году опасное сечение напряжённости в конфликте составляло 60%, то к 1991 году оно не уменьшилось, а, наоборот, выросло до 85% по совокупности всех противоречий. Это и привело к распаду Чечено-Ингушской АССР при воздействии внешних сил.
И теперь попробуйте решить: откуда взялась эта непримиримая злоба и кто её посеял? Знаю одно, что в моменты безумия противоборствующие видели лишь друг друга, так как остались один на один, и поэтому русские винили чеченцев, а чеченцы винили русских. За эту человеческую близорукость и безграничную злобу и грянула кара небесная. Боги лишили защиты эту грешную землю и туда устремились авантюристы и дьяволы с «гражданской позицией». Карательная операция, последовавшая в конце 1994 года, была самой жестокой, начиная с 1725 года. Она унесла жизни ни в чём не повинных 86 тысяч жителей: 25-ти тысяч «русскоязычных» и 61-й тысячи чеченцев. Неужели мы и после этого не сделаем правильных выводов? Неужели мы так и не вспомним, что все мы – единое творение БОГА и что все религии ведут к ОДНОМУ БОГУ. Неужели из-за пищи, жилищ, одежды, которые одни мускулистые люди могут отнять у других, мы и дальше будем убивать друг друга?
Юридическая суть понятий:
- восстановление Конституционного порядка в Чечне;
- антитеррористическая операция;
- этнический сепаратизм;
- религиозный экстремизм (ваххабизм);
- национально-освободительное движение;
- месть или карательная операция.
Всё это лишь формулирует суть происходящих событий в Чечне, являющихся следствием. Причины гораздо масштабнее по значению и корнями уходят в застойные времена. Это, прежде всего, конфликт между светской и религиозной формами правления народом одновременно, где последняя, получив неограниченную свободу в застойные времена, превратилась в кланово-мафиозную структуру, не обременённую никакой ответственностью и пронизавшую чеченский народ насквозь. Используя религиозные чувства и душевную тревогу после депортации – реабилитации, когда официальные власти не смогли вовремя обустроить реабилитированных, вернуть им имущество и жильё, дать работу, вернуть уверенность в завтрашнем дне, подпольные клановые группировки под благовидными предлогами, исподволь стали забирать бразды правления в свои руки для извлечения выгоды путём обложения повальными оброками. Заработали тейповые связи, хотя сами тейпы существовали скорее виртуально, а главными лозунгами стали: «бедный чеченец – недостойный мусульманин»; «Для того, чтобы жить достойно, - все средства хороши»; «Если хочешь, чтобы этот берег стал твоим, – говори, что тот берег тоже твой».
Чтобы людей заставить беспрекословно повиноваться, возникли кланы «старейшин», объединённых «советом старейшин» - «Мехк-Кхел».
Муллы и имамы, проповедовавшие истинную религию – ислам, стали гонимы, и на смену им стали приходить мошенники от религии. Вера превратилась в свою тень.. Освободилась ниша для ваххабизма. В руках «старейшин» скапливались огромные деньги, при помощи которых они могли подкупать суды и милицию официальных властей, даровать жизни или заставлять убивать при кровной мести внутри и между тейпами. «Старейшины» приобретали авторитет всемогущих.
Перестройка и реформы в СССР, стали сигналом к легализации всей этой подпольной машины в ЧИАССР. Знали в 1991 году обо всём этом молодые Российские власти? Знал ли об этом Дудаев, взявшись руководить чеченским народом? Конечно нет, в чём он признался сам.
При всём дискомфорте своего проживания в последнее время на территории Чечни, не вайнахские диаспоры всю драматичность ситуации, в которую они попали, осознали лишь тогда, когда заработали в открытую шариатские суды, а Ельцин объявил финансовую блокаду.
Парламент Чечни сразу же попытался вместе с демократической интеллигенцией Грозного помешать легализации Мехк-Кхела и кланово-тейповым группировкам. Свидетельство тому Конституция Чечни 1992 года, которая провозгласила светский путь развития Чечни, а впоследствии ратифицировала договор о невыходе из состава России. Но последующие события помешали этому осуществиться, и роковую роль в этом сыграло бывшее руководство России, не сумевшее сориентироваться вовремя. Ставленник Ельцина-Старовойтовой- Д.М. Дудаев, лишившись поддержки российских властей, которые его направили в Чечню с миссией освобождения от "ГКЧП"-ского влияния, войдя в конфронтацию с собственным Парламентом, обложенный «оппозицией», сделал ставку на мафиозно-клановые группировки. Внешние подстрекатели в лице прибалтийских националистов, отверженного Президента Грузии Звиада Гамсахурдия, Мусы Шанибова – председателя Конфедерации Горских народов из Кабарды, лидеров Народного фронта из Азербайджана во главе с Эльчубеем, дагестанских сепаратистов братьев Хачалаевых, в пику официальной российской политике, предложили Д. Дудаеву создать политическую организацию «Кавказский Дом», под лозунгом «Восстановления исторической справедливости на Кавказе».
В июне 1993 года, разгромив Парламент и разогнав оппозицию с помощью оружия оставленного советской армией в 1991 году, при помощи нефтедолларов, подаренных правительством Е. Гайдара, отгружавшего до 9 млн. т. нефти по Грозненскому нефтепроводу, якобы для переработки, а на самом деле для продажи и присвоения, Д. Дудаев начал создавать регулярную Чеченскую армию, проводя официальные призывы в её ряды из чеченской молодёжи и, нанимая «добровольцев» из-за рубежа. «Воины аллаха» были поставлены на полное самообеспечение и самоснабжение за счёт грабежей. Как шутили чеченцы; «Македонский после побед отдавал захваченную территорию на трёхдневное разграбление, а Дудаев отдал свою – на бессрочное.
Российские власти,боясь,что вскроются их секреты тайного вывоза валюты и контрабандных товаров через Грозненский аэропорт,куда самолеты ближневосточного направления с помощью Дудаева садились якобы на "дозаправку" , скатились на силовые методы воздействия и, тем самым, окончательно объединили чеченский народ воедино, посчитавшего это чистой провокацией,направленной на сокрытие "дворцовых тайн".  А танковый поход в ноябре 1994 года, придуманный и организованный лично Ельциным совершенно секретно, без предупреждения русскоязычного населения для оказания содействия и помощи, окончательно убедил их в этом. Представляете: ночью в центре города появляются танки без опознавательных знаков,а танкисты остаются на своих местах,пока их не начали расстреливать из противотанковых орудий масхадовские артиллеристы? Случившееся расценили не иначе, как разборку в борьбе олигархов за нефтяные и прочие богатства под патронажем правительств, и большинство народа полностью выключилось из политического процесса, предоставив возможность радикалам сеять на чеченской земле чужие интересы и средства их достижения: чужую веру, чужие нравы, чужих наёмников, чужие средства запугивания – терроризм.
  Как после этого вернуть доверие людей любой национальности,проживающих в городе  Грозном? Это вопрос вопросов,который теперь можно было разрешить только началом открытых военных действий,что немедленно и произошло,как Новогодний подарок!  Во всяком случае, поиск путей выхода из кризиса должен быть продолжен с использованием достоверной информации, знания положения дел не только в Чечне, но и изучения настроений вынужденных переселенцев, мнения всех россиян, которые до сих пор не знают истинных причин конфликта, а действия экстремистов и террористов воспринимают как волю чеченского народа, две трети которого не питали и не питают к россиянам  ни малейшей неприязни и готовы жить с ним одной семьей в многонациональном Российском Доме.


Рецензии