Однажды в Голливуде

Тарантино…уже не тот?

Я выросла на фильмах этого гения. Все без исключения работы Квентина Тарантино были и останутся для меня настольным пособием по кинематографическому и драматургическому мастерству. Среди нынешней плеяды зажиревших в собственном скудоумии режиссёришек Квентин – эталонный пример фанатичной преданности делу и собственному стилю, который можно безошибочно узнать с первого же кадра любой его картины.

«Однажды…в Голливуде» стал девятым фильмом режиссёра и первым, к продюссированию которого не прикладывал руку Харви Вайнштейн, ославившийся своей любовью к прекрасному полу. Эту работу  The Hollywod Reporter окрестил «любовным письмом Тарантино Голливуду 60-х», и не солгал. Честное слово, это самый необычный тарантиновский фильм.

Сюжет

Фильм повествует о порядках в голливудской среде конца 60-х, то есть на закате так называемого «Золотого века Голливуда». Актёр телевестернов по имени Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) и его дублёр Клифф Бут (Брэд Питт) живут, пытаясь подстроится под стремительно меняющиеся уклады жизни богатых и знаменитых. Попутно показывается сладкая жизнь соседей Рика – супругов Романа Полански и Шэрон Тейт. Всё это приправлено сочными показами Америки 60-х, культуры хиппи с её не всегда красивой изнанкой, оборотной стороной кинобизнеса, уже тогда оставлявшего желать лучшего в плане моральных качеств и высших идеалов.
Фильм обыгрывает не какие-то конкретные события, а именно эпоху, которую Тарантино очень любит, поэтому назвать определённую линию сюжета я затрудняюсь.
Плюсы

Наверное, это самое непохожее детище Тарантино из увиденных мной (а смотрела я все его фильмы). «Однажды…в Голливуде» - это почти трёхчасовое признание в любви шестидесятым. Режиссёр и его команда учли буквально всё: из каждого утюга звучит радио того времени, практически все фрагменты фильмов с участием Рика Далтона оформлены в стилистике прошлого, даже с характерным потрескиванием, по телеку гоняют сериалы и телешоу, бывшие популярными пятьдесят лет назад. Одежда героев выглядит так, как будто все они надевают её уже не в первый раз, то есть – привычно. Нет этой киношной лощёности, которой зачастую веет от пошитых исторических костюмов. 

Тарантино не делит свою ленту на главы, что поначалу удивляет, потому как я привыкла к этому творческому жесту с его стороны. Но так кажется только на первый взгляд. На самом деле повествование очень чётко дробится на эпизоды, выстраивающиеся в отдельные линии, стремящиеся друг к дружке и феерично сходящиеся в кульминации.

Жирные куски фильма – фрагменты фильмов и моментов со съёмочной площадки, показывающие работу Рика Далтона и Клиффа Бута. И это ещё один плюс в копилку Ди Каприо и Питта, а также огромный бонус Тарантино-драматургу. Наклепать столько эпизодов, абсолютно разных по содержанию, степени накала конфликта и даже – времени повествования: такое может мастер уровня Квентина.
Весь каст просто ошеломляюще удачен. К месту пришлись абсолютно все: от тарантиновского дембеля Майкла Мэдсена, до новобранцев: Марго Робби, Аль Пачино, Дакоты Фаннинг и иже с ними.

После четырёхлетнего перерыва, стерев пыль с «Оскара», на большой экран летящей походкой возвращается Леонардо ДиКаприо. Что ж, Лео постаре…ээ, возмужал. И по-прежнему цепляет космической харизмой, хамелеонским умением перевоплощаться в кого угодно. Образ психованного алкаша (но алкаша творческого!), а по совместительству – звезды телевестернов, Рика Далтона удался блестяще. Все эти ужасные принты конца 60-х, безвкусные золотые перстаки на половину фаланги вкупе с покрытой похмельным багрянцем моськой так органичны и естественны, что кажется, будто Лео выскочил к нам прямиком из прошлого, в котором он может вполне себе неплохо существовать. Самокодирование от пьянства путём оскорблений собственного отражения в зеркале, ныряние лицом в салатницу со льдом, дабы ослабить похмелье, сентиментальные слёзы и метания истинно творческой личности – лицезреть сие было просто кайфом, ей Богу.

Сердце моё спокойно за Брэда Питта, который, разведясь с Анджелиной Джоли и поужинав с Эмилией Кларк, выглядит ничуть не хуже, чем в бытность свою Ахиллесом. А может быть, даже лучше. Его персонаж Клифф Бут вызвал у меня чуть ли не большие симпатии, нежели герой Ди Каприо. Ну, что поделаешь, люблю я военных людей, пусть даже отставных и без формы. Мне нравится их выправка, дисциплинированность и умение оперативно среагировать в любой ситуации. Вот, как герой Питта, например. Даже напившись в хлам и скурив косячок, он сумел-таки погулять со своей собачкой, по приходу накормить её и даже – оказать сопротивление троице ворвавшихся хиппи.
Наравне с людьми отработали животные. Вернее, одно – питбуль по кличке Брэнди. Я всегда мечтала о бойцовой собачке, которую можно с упоением тренировать, превратив в надёжного друга и защитника, но увы, в таком случае, мой Пулька пойдёт на бекон. Так что пока просто повосхищаюсь Брэнди. Это лучшая собака в кино за последние лет пять точно. В очередной раз убеждаюсь, что Квентин великий сценарист, и даже пса приписал к месту.

Мне нравится, как нестандартно Тарантино изобразил культуру хиппи через образы «семьи» Мэнсона и реплики персонажей. Тот же Рик Далтон не скупится на изящную лексику, когда замечает кого-то из «Детей Цветов» вблизи своих владений. С младых ногтей ностальгирующие любители пропаганды вкручивают нам в ухо, что хиппи – это полусвятые люди с благородными порывами пацифизма и пустяковыми пороками. А у Тарантино они развязные, грязные, с мозолистыми стопами и небритыми подмышками полудурки, у которых нет ни пункта назначения, ни цели, ни собственного мышления. Они могут быть настолько внушаемы, что слушают наветы постороннего, приказывающего им вломиться в чужой дом с ножичками наперевес, чтобы почикать всех, кто попадётся. Нет, такими извергами были далеко не все представители хиппи, но, повторюсь, мне нравится, как Квентин преподал отдельные экземпляры.

Пародия, именно пародия на Брюса Ли, сделанная одной сценой, но зато – хлёстко, сочно и по-тарантиновски. Недавно Квентин комментировал своего Брюса Ли, который де, совсем не похож на настоящего. В «Однажды…в Голливуде» он позёр, пустомеля и скорее – бойцовый петух, чем реальный воин. Не удивительно, что Клифф Бут запросто навешал ему, толком не напрягаясь.

Резня в особняке –  прямо-таки старый добрый Тарантино. Господи, надо было видеть, как воспрял духом наш зал в кинотеатре, когда с экрана раздалось это любимое: «Бах! Бах! Бабах!!» и полилась кровища. 

В этом фильме Тарантино вновь возвращается к приёму альтернативной истории, коренным образом меняя развязку сюжета и киношной действительности. На то он и Тарантино. Ему можно. Сначала со знанием дела он нагнетает, описывая почти почасово события 8 августа 1969 года, и показывая беспечную Шэрон Тейт, занимающуюся привычными делами. Затем появляются зловещие хиппари со сверкающими в лунном свете ножами. Зритель ёрзает, ибо ожидает, что сейчас будет жуткая резня и множество трупов. Квентин, конечно, не обманул. И резня была, и трупы были. Но…

Минусы

Это не минус, а точка зрения человека, который очень просил меня написать её моём обзоре. (Так и быть, Васил, выполняю!). Короче, некоторые думают, что нехорошо было со стороны Тарантино использовать драматические события августа 1969 года, в результате которых были зверски убиты невинные люди, в том числе Шэрон Тейт и её не рождённый ребёнок. Это нам с вами, простым зрителям, было умильно смотреть, как беременная Шэрон стоит на крыльце своего дома, встречая 9 августа живой, невредимой и полной надежд на счастливое будущее, предвкушая грядущую радость встречи со своим малышом. А вот для родственников погибших такая идеалистическая развязка может стать солью, растравляющей застарелые раны. Но, с другой стороны, Квентин никого не опорочил, никого не выставил идиотом (хотя, пародия на Брюса Ли – это шедевр!) и не плюнул ни на чью память. Кроме того, Тарантино сделал фильм, отрывающий нас от грубой реальности, дарящий возможность передохнуть от суровой действительности. Это не тошнотворный реализм Звягинцева. «Однажды…в Голливуде» выполняет главную миссию кино – завлечь зрителя в свой прекрасный полувымышленный мир.

И вот это тоже не минус, а наблюдение. У Марго Робби под глазами то появляются мешки толщиной с мой большой палец, а то в других эпизодах она уже свежа как майское утро. Сдаётся мне, дело кроется в традиции Квентина наливать всем на площадке, когда группа снимает каждые 100 метров плёнки. Видимо, Маргошин организм не всегда успевал переработать поступивший в него этил, что сказалось на внешности. Но не на таланте и гениальности воплощения образа прекрасной Шэрон. Так что, это можно счесть моей придиркой.

Да, я поначалу ждала больше действий и меньше пустых диалогов. Но у Тарантино их не бывает. Потому что каждый его фильм – цельный в собственном своеобразии. Да, «Однажды…в Голливуде» не отличается быстрым темпом развития сюжета, обилием действий и прочими фишками Квентина. Это совсем другое направление, друзья мои. Усвойте это, прежде чем раскрывать рты и орать, что наш гений выдохся.

Итого

Я не могу ругать Тарантино, чей «Убить Билла» является символом моего безоблачного детства. С каждым новым пересмотром его лент я открывала для себя очередные грани  мастерства, которые не заканчивались на бомбезных постановках трюков, кровище, отрезанных конечностях и простреленных головах. Я открывала для себя Тарантино-драматурга, Тарантино-философа, вкладывающего в уста персонажей бесценную жизненную мудрость, которую каждый понимает по-своему.

«Однажды…в Голливуде» - это новое творение режиссёра, не прекращающего расти над собой и желающего рассказать историю через конфликт персонажей, остроумный диалог, и захватывающую экшн-сцену, связав всё воедино, а не пичкая зрителя чем-то одним до блевотины. Поэтому, если вы рассчитываете пойти в кино и увидеть, как через пятнадцать минут после начала банда хиппи в жёлтых костюмах кромсает голливудских селебрити самурайскими мечами Хаттори Ханзо – увы, мои одноклеточные друзья, я вас разочарую.

В этот раз мы увидим мир глазами философа-созерцателя, отчаянно ностальгирующего по прошлому с его романтичной атмосферой и давно ушедшими порядками.
Но прежде чем вложить меч, мать его, в ножны, Квентин посулил миру ещё один фильм. Так что, лично я включаю режим Ждуна и начинаю предвкушать грядущий проект – по-тарантиновски дерзкий, глубокий, ироничный и остроумный: жемчужину главного постмодерниста этого мира.

За статейкой с более сочными комментариями и гифками из фильма милости прошу сюда
https://galka-zheglova.livejournal.com/4708.html


Рецензии