Крепостное право - это самое хорошее и светлое...
"Крепостное право - это самое хорошее и светлое, это мудрость народа и патриотизм..."
"Большевики сделали вещь страшную; они стерли из памяти народа наше культурное наследие, воспоминания о всем том хорошем и светлом, что было в русском народе, включая память о крепостном праве. Восстановить историческую правду - наша задача"
"С подачи большевиков сейчас в России думают, что крепостное право было чем-то вроде североамериканского рабства. Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца. Многие крестьяне не хотели никакой «свободы». Да, иногда помещик порол крестьянина; так и отец же порет свое непослушное чадо".
"Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право - это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право - это мудрость народа, это четыреста лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают вычеркнуть эти четыреста лет из нашей истории вычеркнуть, я говорю «Братцы, так вы что же думаете, наши предки дураками были?».
"Я очень рад, что Путин сейчас возрождает нашу историческую память. Закон о прописке - это именно то, чего не хватает нашему народу, который оторван от корней, от земли".
Смущает только одно: публично известная и официальная фигура - проводник мракобесия и пошлейшей реакционности.
Свидетельство о публикации №219080901691
Как всегда, хочу сказать то, что знаю лично. Я - дальневосточник в третьем поколении, причём никого из предков под конвоем не возили, все приехали сюда сами (хоть некоторые, как бабушка, - в столыпинском вагоне, который идеально приспособлен был для перевозки больших крестьянских семей со скотом и скарбом). Крепостного права здесь никогда не было. От слова "совсем". Тюрьмы были, армейские гарнизоны стояли, но ни одного крепостного не было, даже лакеи у Муравьева-Амурского были вольнонаёмные. Я родился здесь. Вырос здесь. А потом уехал учиться в Свердловск... Екатеринбурга то ли еще не было, то ли уже не было... и увидел наяву, что такое крепостное право! Оно там было живо. Живо в очередном поколении потомков бывших крепостных. Причем это было крепостное право в квадрате, в кубе, в энной степени: уральское крепостничество, так называемая демидовщина, при которой и рабочий на заводе - крепостной, и мастер на заводе - крепостной, барин может обоих продать, как баранов, или запороть насмерть да концы схоронить, взяткой прикрыв, но мастер волен сделать с рабочим всё, что ему в его холопьих мозгах заблагорассудится, и тоже схоронить концы. Это было живо в общежитии, где я обитал. Это было живо на улицах, по которым я ходил и ездил на занятия. Только в роли бар (за неимением таковых) выступали старшие по возрасту в отношении младших по возрасту. Особо яркая примета: я не помню города, где бы детей так ненавидели, как в Свердловске! (А повидал я всю страну, в том числе Читу, куда ссылали в кандалах не только и не столько декабристов, да Комсомольск-на-Амуре, о котором разговор - вообще отдельный). Известный писатель Крапивин часто защищал своих ребят-каравелловцев от стариковски-старушечьих наездов (типа "мы в ваши года в фуфайках да кирзовых сапогах росли, в красивой форме не красовались, вся мода была - у меня ватник простежённый, у него ватник не простежённый, а с тринадцати лет работать ийшли, на парусных на лодочках по водохранилищу не раскатывали"). Мне тоже доставалось. Я всегда выглядел моложе, чем по годам, даже сейчас меня можно принять за старика, когда я пару-тройку дней не побреюсь и седая щетина отрастёт, а в студенческие годы я вообще выглядел, как восьмиклассник! Свердловские "блюстители нравов по-свердловски", вдруг узнав, что перед ними - не бесправный школьник, а взрослый парень, который может и в суд подать, сразу бледнели. И начинали объяснять-мотивировать свою правоту. Они МОГЛИ ВСЁ ОБЪЯСНИТЬ. Со своей, естественно, точки зрения и в своей системе понятий "хорошо"-"плохо". Объясняли чаще всего так: мир - зол, шанс встретить хороших начальников - у тебя исчезающе мал, вот и надо заранее привыкать к хамству; коли привыкнешь, то — если даже попадётся начальство вроде лагерного капо из немецкого концлагеря времён Второй Мировой войны, — тебе будет "легше" (а если не привыкнешь к хамству, — значит, соответственно, будет "вяще"). Я всегда боялся людей, которые МОГУТ ВСЁ ОБЪЯСНИТЬ со своей точки зрения и в своей системе понятий "хорошо"-"плохо". Так и убийство можно объяснить, и доведение до самоубийства. Михалков ведь тоже ВСЁ ОБЪЯСНЯЕТ с точки зрения своих предков, которые были не крепостными, а крепостниками!.. Под конец учёбы перестал спорить. А после учёбы вернулся на родной Дальний Восток, хотя были все возможности получить великолепную работу в Свердловской области, причём "сразу с квартирой" (для молодого специалиста позднесоветских лет — неслыханная льгота, а в Свердловской области, где местами советской власти не было вообще, всем заводы командовали, т. е. жильё было исключительно ведомственное, со скупыми квотами для всех незаводских, - вообще фантастика!!!).
Не принимайте аргументацию Михалкова всерьёз. Она - некорректна. Только будьте осторожны, видя и слыша эту словесную игру.
Сергей Калиниченко 11.09.2025 02:27 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию,
Збигнев Радзинский 10.09.2025 14:59 Заявить о нарушении