Кто-то, может быть, помнит?
Я внимательно смотрю на мужчину. Он пьян, одежда на нём мятая, грязная, волосы нечёсаные.
- Да, всё-таки трудно мужчине без женщины, - вздыхает бабушка.
- А причём здесь ручка? - недоумеваю я.
- Это выражение существует давно, так говорили о бедняках, - поясняет бабушка. - А всё потому, что они съедали ту часть бублика, за которую брались грязными руками. Все люди выбрасывали её, а они – нет.
Я пугаюсь.
- Ой, не знала, что нужно выбрасывать ту часть, за которую держишься, я её съедаю.
- Но ты же моешь руки перед едой! - успокаивает меня бабушка…
Так мой словарный запас постепенно расширяется: теперь я знаю, что существуют не только ручки дверные и те, которыми пишут...
***
- Ну, с какими отметками закончила Наташа первую четверть? – говорит мама.
Отец вынимает из нагрудного кармана табель отметок и протягивает ей.
Мама вытирает мыльные руки о фартук и берёт мой первый школьный документ.
- Тройка по чистописанию.
Я опускаю голову, на глазах слёзы: «Родители надеялись, что их дочка будет писать так же красиво, как и они, а я подвела их».
- Ничего страшного, она же только начала учиться! – говорит мама. - Но зато по другим-то предметам у неё четвёрки и пятёрки…
У мамы почерк очень красивый: буквы крупные, и пишет она грамотно, без ошибок. Её даже просят написать курсовые работы те, кто учится в техникумах и институтах. Пишет она быстро, легко, и буквы у неё как будто едва касаются страниц. У отца буквы с сильным нажимом, но тоже очень красивые и аккуратные - буковка к буковке…
И в кого я такая неумеха?.. Родители постарались, купили мне и тетради лощёные, и чернильницу - фарфоровую непроливайку - белую с голубой каёмочкой. И даже перочистка у меня непростая – внутри матерчатая, а снизу и сверху с коричневым дерматином. А какой красивый пенал - деревянный с несколькими отделениями!..
Олимпиада Петровна выводит на доске буквы, приговаривая:
- Нажим, волосяная…
Я очень стараюсь, но у меня плохо получается…
А что, если попробовать писать гусиным пером? Вон Пушкин же писал таким!..
Гусей поблизости никто не держит, поэтому я отправляюсь на поиски голубиных перьев. Нахожу, приношу домой, окунаю в чернильницу и начинаю писать.
У, ещё хуже получается. Беру нож и подтачиваю пёрышко. Опять начинаю выводить буквы и цифры. Плохо!.. И как птичьими перьями раньше писали? Так неудобно!..
1969 год, я учусь в третьем классе, мы продолжаем на уроках писать ручками со стальными пёрышками, но дома меня дожидается необычная ручка – шариковая. Её не нужно опускать в чернильницу, потому что внутри корпуса у неё стержень с чернилами. Эту ручку маме привезли из Москвы, и она подарила её мне. Придя из школы, я первым делом хватаю новую ручку! И почему нам запрещают пользоваться ими?.. Это ведь так удобно: никаких перочисток, чернильниц! И никаких помарок!
В пятом классе нам разрешили писать поршневыми ручками, но шариковые по-прежнему были под запретом.
Когда разрешили пользоваться в школах этими ручками? Может, кто-то знает?
В моей памяти почему-то не сохранилось это обстоятельство, только помню, что когда я начала работать учителем (это был 1978 год), мои ученики уже писали шариковыми ручками.
Свидетельство о публикации №219080900708
С началом учебного года, Наталья!
Галина Марчукова 24.08.2019 10:53 Заявить о нарушении
Наталья Катаева-Вергес 24.08.2019 10:58 Заявить о нарушении