Посвящение отцу Ольги Аросевой 39

                ПРОЖИВШАЯ ДВАЖДЫ

                Книга, посвящённая отцу.
                Автор Ольга Аросева.

 Ольга Александровна Аросева(1925-2013), советская и российская актриса
театра и кино. Народная артистка РСФСР.

Продолжение 38
Продолжение 37 http://www.proza.ru/2019/08/08/756

                «21 ноября
 Мы будто продираемся сквозь дебри: так трудно жить, так трудно творить, так трудно охранять свою семью и воспитывать детей. Каждый день новые заключения детей под стражу говорят об этих событиях, потому что задерживают или защитников друзей моих дочерей, или учителей.
Люди сильно подавлены. Итак, сегодня они проводят новый процесс.
Я чувствую себя без специальности, без любви детей и жены, без матери и отца, как человек, которого крючком подхватили под хлястик жилетки и вот он повис в воздухе и болтается. Пишу с трудом пьесу или рассказы, с трудом потому, что самый воздух, который вдыхаю, невкусный, как в склепе… Но сил много и мог бы жить бурно и творчески. М. Кольцов, мальчишка из кадетской «Киевской мысли», сидит в Мадриде. А. Толстой только что вернулся из-за границы. Суммирует и сообщает впечатления.

                27 ноября
 Все дни на съезде Советов. Вчера не был на вечернем, т. к. принимал испанскую делегацию в моём учреждении. Сегодня вечером направился туда, но едва спустился на лифте к выходу, как начался мой обычный сердечный припадок. Я немедленно поднялся обратно. Вошёл в гостиную и по «рецепту» доктора Перекрестовой, опершись двумя руками о спинку кресла, сделал такой вдох, какой необходим, когда тебя тошнит. После этого лёг на диван. Тотчас же припадок начал ослабевать и через 2-3 минуты совершенно исчез. Я исключительно поражён. Неужели в самом деле я нашёл средство, останавливающее мои припадки?

                28 ноября
 Прежде чем лечь в кровать и начать читать книжку Макса Валье* о полётах в мировое пространство, хочу записать сейчас, в 0.30 ночи, несколько философских мыслей, пришедших мне в голову во время одиночной прогулки перед сном во время симпатичного тёплого снегопада.
Природа всегда великолепна. Идёт ли дождь, снег, палит ли солнце, или низко плывут свинцовые тучи, всегда природа прекрасна. Временами зимой в Париже меня начинал возмущать и беспокоить непрерывный надоедливый дождь, но ведь это не от дождя, а оттого, что это происходило в Париже. Неприятности были не от дождя, а от города. В лесу, в поле, в деревне – этот дождь мог бы навеять хоть и грустные мечтания, но всё же трогательные и приятные. Природа всегда очаровательна!
Пришла жена. Надо кончать записывание. До завтра. Прощай, мой дневник.
Все важные люди на съезде смотрят на меня холодно и недружелюбно. За что? Этот вопрос колом стоит в моём сердце, заставляет его волноваться. Жестокий век. Хочется уехать к испанцам бороться!

                13 декабря
 Ровно полночь. Вернулся от брата Авива. Там веселился. Плясал, пел, дурачился. Узнал, как жена моего покойного брата, Елена Владимировна, служащая у Вышинского (прокурора) секретарём, говорила летом будто я такой, что ко мне не безопасно ходить. Что об этом ей, Лене, сказал какой-то очень ответственный человек. Не этим ли объясняются косые, избегающие прямой встречи взгляды разных высоких особ. Стремлением избежать встречи измеряется человеческая глупость. Избегает меня старательнее тот, кто глупее. Все эти факты, все эти взгляды, все дела, совершающиеся ежедневно вокруг меня, и вся глубина моего одиночества заставляют меня философствовать и доискиваться сущности современного момента. Его нужно, прежде всего, записать, т. е. записать все факты в том виде и порядке, как они развертываются передо мной. Потом систематизировать и наконец обобщить и сделать выводы. Жить дальше и плыть по течению нельзя. Чтобы творить, надо мыслить. Поэтому начну завтра особую тему бытия человека нашей страны.

               14 декабря
 Начало книги бытия. Ничего не записал.
                15 декабря
Почти полночь. Ответ от секретаря ЦК Андреева: он против моей поездки в Швецию. Значит, заграница для меня и моей жены закрыта навсегда. Значит, что-то есть против меня. Даже Чернышёв больше ко мне не появляется. Его жена – агент НКВД, разведчица. Ей ставили задачу подойти ближе к моей жене и ко мне. Она сама говорила Чернышёву, что в НКВД настроены против меня, там имеют большое желание меня скомпрометировать. Жена Чернышёва 5 лет работает там. Уже была какая-то драма с Чернышёвым, он разводился с ней фактически, но она примирила его с собой и чем-то смирила! По-видимому, он теперь кое-что от неё знает. Но почему это должно относиться ко мне? Сам факт существования такого вопроса трагичен.

                18 декабря
 «Сосны». Усиленно готовлюсь к завтрашней лекции «Европа сегодня».
                19 декабря
Утром А. П. Чертополохова, моя секретарь, позвонила мне, что в «Правде» есть выступление против меня. Я попросил прочитать по телефону. Она это сделала. Действительно, незаслуженная и ненужная, морально грязная вылазка против меня.
Публикация о сборнике воспоминаний А. Я. Аросева в газете «Правда»
 «Реклама врагу»
 «Тов. А. Аросев решил сохранить для истории воспоминания об Октябрьской революции в Москве. В серии «Библиотека „Огонька“» он выпустил в нынешнем году брошюру «В октябре 1917 года». Дело заслуживало бы всяческих похвал, если бы… если бы автор сколько-нибудь добросовестно выполнил свою задачу. Тут-то и загвоздка. Что можно сказать по поводу этих воспоминаний, если из них выпал… рабочий класс? В брошюре Аросева действуют солдаты, прапорщики (сам тов. Аросев был тогда прапорщиком) – на стороне революции, генералы, полковники, юнкера – на стороне
контрреволюции. И всё. Заслуженное возмущение читателя вызывает конец
брошюры, где автор, что называется, «под занавес» выводит… Томского, создавая ему ничем не заслуженную славу. Откуда такое трогательное «внимание» к человеку, боровшемуся против партии в рядах её отъявленных врагов?»
«Правда» 19.12.36

  Я ответил на эту публикацию письмом Молотову и Андрееву. Кроме того, пошлю Ежову и Ворошилову, а также в отдел печати Центрального Комитета, в издательство «Огонёк» и, может быть, Ромэну Роллану. Вот оно:
Письмо в редакцию «Правда»
«19 декабря в „Правде“ была напечатана заметка о сборнике моих очерков-воспоминаний. Очерки эти написаны мною в 1919-1920 гг. Сборник выпущен в июне 1936 г. Считаю неправильным, что в своих воспоминаниях об октябрьских днях в Москве я ошибочно сослался на Томского. Этого тем более не следовало делать, потому что он не принимал никакого участия в октябрьских днях в Москве, даже отказался войти в военно-революционный комитет как представитель профсоюзов и к тому же немало напакостил партии. В своих очерках я пытался показать, как было тяжело рабочим и солдатам вести вооружённую борьбу почти без командного состава против квалифицированных кадров юнкеров и офицеров. Я не упоминаю в очерках о московских рабочих, но я пишу о солдатах, а ведь это были рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели.

 Некоторые читатели „Правды“, прочитав заметку, могут подумать, что я, будучи офицером, случайно оказался „на стороне революции“. Между тем, я член партии с 1907 года. С 1909 по 1916 г. я был в ссылках и побегах. Февральская революция дала мне офицерский чин. После июльских дней я был арестован и за большевистскую деятельность обвинён по статье, угрожавшей мне смертной казнью. Освободили меня по требованию московской большевистской организации за несколько дней до Октябрьской революции. К двадцатой годовщине Великой пролетарской революции я готовлю свои воспоминания, где попытаюсь дать возможно полнее картину участия московских рабочих в октябрьских боях.
С товарищеским приветом А. Аросев».

                20 декабря
 Вчера моя лекция не состоялась из-за малого количества собравшихся. По-видимому, многие побоялись в связи с заметкой в газете.
Утром гулял. За мной гуляли шпики. Их много на всех углах.
У меня и у жены настроение сверх тяжёлое. Каким-то подлецам, моральным уродам нужна атмосфера болезненной злобы и интриганства. Зашевелились, как могильные черви, и мои сотрудники в ВОКСе. В общем, все как будто рады, что старого революционера можно ущемить. На моей истории можно написать трактат: «Как из-за ничего гибнет человек».

                21 декабря
 Гулял утром. Шпики гонялись по пятам. Им, поди, странно, что, дескать, человек гуляет. Готовлюсь к приёму Фейхтвангера. Приём прошёл хорошо. Начался в 8 вечера. В 6.15 делал доклад о Международном положении на районном активе. Говоря об испанской республиканской авиации, назвал её нечаянно нашей. Аплодировали, а доносчики писали донесения.
Фейхтвангер – маленький, круглый, всё видящий и жадно наблюдающий. Весь – глаза да… яйца. Он был с Вилли, с художником Германом Тихомирновым и с публицистом Маркузе. Многие из приглашённых не пришли, эти многие мне сочувствовали… Лёг поздно, в 3 ночи.

                22 декабря
 День рождения Оли. Встал поздно. Гулял. Шпиков нет. Много писал, работал. Потом ВОКС. Надо написать пространное письмо Сталину и Ворошилову. А может, и Молотову, на тему о том, как ни за что и ни почему гибнет человек, верный Ленину и Центральному Комитету. Кажется, именно за это и гибнет, но губят его под предлогом якобы неверия, под предлогом, выработанным клеветой.
Оля бледна, мила и умна. Но всё-таки после хорошего вечера опять оскорбительно для меня скандалила с Леной, ленилась, ходила по комнатам, бездельничала и не ложилась спать. Странные у меня дочери. Они будто специально разрушают мои терпеливые и хорошие отношения с ними. Ни смех, ни ласка, ни угрозы – ничто не действует, они морально-глухие!»

* Макс Валье – немецкий конструктор ракетной техники, автор книги «Полёт в мировое пространство как техническая возможность».

 Продолжение в следующей публикации.


Рецензии