К вопросу о веселии руси

                ХIII

                К ВОПРОСУ О «ВЕСЕЛИИ РУСИ»


       1
                Мёд был их (славян. - В. Б.) любимым питьём: вероятно, что они сначала делали его из меду лесных, диких пчёл; а наконец и сами разводили их.
Н.М. Карамзин. История государства Российского.  Том I. Глава III. О физическом и нравственном характере славян древних.
               Дать небольшую справку об истории вопроса и статистику пьянства в мире. Перечислить несколько основательных трудов о водке в России. Прыжов, Толстой…
«Я ничего вроде и не выпил, но бутылка кончилась». (Андрей Битов. «Человек в пейзаже»).

                2
                Кровавая месть, частая возможность убийства в ссоре, на пи¬рах (...) – вот нравы языческого общества. Скорость в обиде и скорость к мести, преобладание физи¬ческих стремлений, мало сдерживаемых религиозными и нравственными законами; сила физическая на первом плане - ей весь почёт, все выгоды; богатырь, которого сила доведена в народ¬ном воображении до чудовищных размеров, - вот герой эпохи. (...). При господстве материальной силы, при необузданности страс¬тей, при стремлении юного общества к расширению, при жизни в постоянной борьбе, в постоянном употреблении материальной силы нравы не могли быть мягки; когда силою можно взять всё, когда право силы есть высшее право, то, конечно, сильный не бу¬дет сдерживаться перед слабым (...). Славные подвиги нужны были для богатства, богатство нужно было для славных подвигов; обе страсти питали одна другую. Но при этом мы видим, однако, что в образе тогдашнего героя чистое корыстолюбие, страсть к богат¬ству для богатства была осуждено(...). Несмотря на уважение к силе, она не считалась единственно позволенным средством к торжест¬ву; хитрость ценилась так же высоко, считалась мудростью; пере¬хитрить, переклюкать было тоже подвиг. (...) Богатыри после под¬вигов силы не знали других наслаждений, кроме материальных: «Руси есть веселие пити», - говорит Владимир; в предании с восторгом говорится о количестве блюд на пирах этого князя.
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том I. Глава VIII. Внутреннее состояние русского общества в первый период его существования.

   
3
    - Нет, отлично! (слова Александра Сергеевича, отца главного героя –В.Б.) Люблю выпить! Замолаживает!
    Замолаживает - это слово употреблялось когда-то на винокурнях, и человек выпивший хотел им сказать, что в него вступает нечто молодое, радостное, что в нем совершается некое сладкое брожение, некое освобождение от рассудка, от будничной связанности и упорядоченности. Мужики так и говорят про водку:
     "Как можно! От ней в человеке развязка делается!" Знаменитое "Руси есть веселие пити" вовсе не так просто, как кажется. Не родственно ли с этим "веселием" и юродство, и бродяжничество, и радения, и самосжигания, и всяческие бунты - и даже та изумительная изобразительность, словесная чувственность, которой так славна русская литература?
И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева. Книга вторая. XII.

 Пьют все, но только у русских это еще и выражение характера, души, особое миросозерцание. «И сердце чему-то радуется, хотя чему радоваться, а вот видно и этой малости ему достаточно — вино, рыбина, солнце, и птички поют. Хорошо еще, что я не виконт или маркиз. А то и вовсе было бы невыносимо хорошо». (Э. Лимонов. Дневник неудачника).

4
…хмель, это единственное лето русских, расцвечает все характеры, расплавляет тайны.
А.А. Бестужев-Марлинский. «Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века». Сочинение Н. Полевого.М.,1832.

 
5
   …пьянства в домосковской Руси не было, — не было его, как порока, разъедающего народный организм. Питье составляло веселье, удовольствие, как это и видно из слов, вложенных древнерусским грамотником в уста Владимира: «Руси есть веселье пити, не можем без того быти». Но прошли века, совершилось многое, и ту же поговорку «ученые» стали приводить в пример пьянства, без которого будто бы «не можем быти…». Около питья братски сходился человек с человеком, сходились мужчины и женщины, и, скрепленная весельем и любовью, двигалась вперед социальная жизнь народа, возникали братчины (нем. gilden), и питейный дом (корчма) делался центром общественной жизни известного округа.
И.Г. Прыжов. История кабаков в России в связи с историей русского народа.  Глава I. Черты старинной жизни русского народа


                Прыжов Иван Гаврилович (1827-1885) - Русский историк, публицист, этнограф. Родился в семье писаря, вольноотпущенного из крестьян, образование получил в 1-й Московской гимназии и Московском университете на медицинском факультете (не окончил).
Автор ряда работ по истории России и Украины, в которых особое внимание уделял народному быту. Наиболее важные среди них: "Нищие на святой Руси" (1862) и "История кабаков в России в связи с историей русского народа", (1868).
 
6
                Мы придаем делу трезвости большее значение потому, что здесь выказалась в русском народе гораздо большая твердость духа и гораздо меньшая степень приверженности к сивухе, чем обыкновенно предполагали.
Н. А. Добролюбов. О трезвости в России. Сочинение Сергея Шилова.

   
7
                А эти общества трезвости, возникающие сами собою в народе, для которого было единственное веселие пити, не показывают ли возможность дружного и сильного пробуждения чувства челове¬ческого достоинства? Нет, не мы предлагаем народу нравственное образование, а он сам его хочет, просит и требует от нас, обязанных своим образованием его тяжелым трудам.
К. Д. Ушинский

                О здоровых силах русского гражданского общества.
    До каких пределов может дойти резкое неприятие спиртного можно определить по остроумному наблюдению Сергея Довлатова: «Моя жена уверена, что супружеские обязанности — это прежде всего трезвость». (С. Довлатов. Чемодан).

8
                Возьмем те времена, когда еще не было публицистов, а были только проповедники, и не было повода нарекать на жидов за растление русского народа пьянством. Развертываем дошедшие до нас творения св. Кирилла Туровского в XII веке и что же слышим: святой муж говорит уже увещевательные слова против великого на Руси пьянства; обращаемся к другому русскому святому - опять тоже Кириллу (Белозерскому), и этот со слезами проповедует русским уняться от "превеликого пьянства", и, к сожалению, слово высокого старца не имеет успеха. Святость его не одолевает хмельного загула, и Кирилл делает краткую, но ужасную отметку: "Люди ся пропивают, и души гибнут".
Н. Лесков. Еврей в России

                Проверить тему в жизнеописаниях святых.
    «Говорят, товарищ комиссар, что при коммунизме все станут получать по потребности, это как же тогда будет, если каждому, особенно с утра, по потребности — сопьются все?» (В. Гроссман. Жизнь и судьба).

9
                Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых.
В. Ключевский

Да и как может быть иначе, если современный человек, пусть и поэт-художник (эдакий Агния Барто для старших классов) пишет такие стихи, очевидно, из неизданного,: «Даже если спирт замерзнет, Все равно его не брошу. Буду грызть его зубами, Потому что он хороший…»
Об авторе: «Григорьев Олег Евгеньевич был очень обаятельным человеком, которого отличал острый ум и трезвость суждений. За всю жизнь этот человек попробовал себя в различных сферах. Он работал и музыкантом, и художником, и писателем. Особенно хорошо у него получалось писать детские произведения». (из статьи).
 
                10
                С Николаем Максимычем Путохиным приключилась беда, от которой широким и беспечным российским натурам так же не следует зарекаться, как от тюрьмы и сумы: он невзначай напился пьян и в пьяном образе, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам.
А.П. Чехов. Беда.

Проблема настолько человеческая и безвыходная, что рассказ заканчивается совсем не по-чеховски банальной сентенцией: «Порок не в том, что мы пьянствуем, а в том, что не поднимаем пьяных». Хотя, чтобы понять и поднять пьяного, нужно самому напиться.

             11
 - Запил, проклятый!
- Экая важность! Проспится.
- Скорей издохнет, чем проспится! Я его еще с Москвы знаю: как начнет водку лопать, так потом месяца два без просыпа. Запой!
Чехов Антон Павлович, "Средство от запоя" 1885

Запой и запел. Гримасы русского языка. Отсюда и широко известная в узких кругах фраза: «Хочешь петь, пей».

             12
Где же доверить русскому: он напьется и вас пропьет.
Розанов Василий Васильевич, "Семейный вопрос в России" 1903

 
                13
Пристав пришел к судье совещаться. Оба напились в стельку.
В. Шишков. Угрюм-Река

Этимология идиомы «напиться в стельку». Похожие обороты.
В.И. Даль. Сапожник накуликался, портной наутюжился, купчик начокался, приказный нахлестался, чиновник нахрюкался, служивый подгулял. (Пословицы и поговорки русского народа).


14
У К** священник не говорит никакой проповеди, но, зная насквозь всех мужиков, поджидает только исповеди. И на исповеди так проймет из них всякого, что он как из бани выходит из церкви. З** послал к нему нарочно исповедовать 30 человек рабочих с своей фабрики, пьяниц и мошенников первейшего разбора, а сам стал на паперти церковной, чтобы посмотреть им в лица в то время, как они будут выходить из церкви: все вышли красные, как раки.  А, кажется, немного и держал их на исповеди; по четыре, по пяти человек исповедовал вдруг. И после того, по сказанию самого З**, в продолжение двух месяцев не показывался ни один из них в кабаке, так что окружные целовальники не могли приложить ума, отчего это случилось.
Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. XXII.
Русской помещик.

                Мастерство передается из поколения в поколение: цитата из Бориса Пильняка уже в 20-м веке: «Священник у нас был, от пьянства заговаривал, очередь к нему, вся паперть в пробках, - значит, перед заклятьем последний раз...» (Пильняк Б. А.  "Голый год" 1920).


             15
                - Запой никаким чёртом не вылечишь!
                - Не говорите-с. Наш парикмахер превосходно от запоя лечит. У него весь город лечится.
         А.П. Чехов   "Средство от запоя" 1885.

                Каково же это лечение? Прочтите у Чехова, очень поучительно.
                Может, что-нибудь из «Москва-Петушки».

                16
                Ах, эта вечная русская потребность праздника! Как чувствен¬ны мы, как жаждем упоения жизнью, - не просто наслаждения, а именно упоения, - как тянет нас к непрестанному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд! Россия в мои годы жила необыкновенно широкой и деятельной, число людей работа¬ющих, здоровых, крепких в ней всё возрастало. Однако разве не исконная мечта о молочных реках, о воле без удержу, о праздни¬ке была одной из главнейших причин революционности. И что та¬кое вообще русский протестант, бунтовщик, революционер, всег¬да до нелепости отрешённый от действительности и её презираю¬щий, ни в малейшей степени не хотящий подчиниться рассудку, расчёту, деятельности невидной, неспешной, серой? Как! Служить в канцелярии губернатора, вносить в общественное дело какую-то жалкую лепту! Да ни за что, - «карету мне, карету!»
И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева. Книга вторая. XII.

                Главные слова в этой цитате: «Россия в мои годы жила необкновенно широкой и деятельной…» Кому это  мешало? Хмель от огромных проектов, хмель от созидания. Хмель от огромности своей страны.

  17
                Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку, или как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в Истории Российской!
А.Н. Радищев.  Путешествие из Петербурга в Москву. София.(1790).

Что же «гадательного» видел в этом Радищев?

18
                В течение последних двух столетий обычаи русских крестьян почти вовсе не изменились, - и в старину так же, как нынче, редкий мужичок, продав на базаре привезенный им товар, не завернет, бывало, в царское кружало, то есть в кабак; а уж если русский человек хватит лишнюю чарку, так вы его никак не заставите ехать по-немецки, то есть шагом или маленькой рысцою; он будет кричать, орать песни и скакать до тех пор, пока не одолеет его сон и вожжи не вывалятся из рук.
Загоскин Михаил Николаевич, "Русские в начале осьмнадцатого столетия" 1848


                19
                Первое событие было с какими-то сольвычегодскими купцами, приехавшими в город на ярмарку и задавшими после торгов пирушку приятелям своим устьсысольским купцам, пирушку на русскую ногу, с немецкими затеями: аршадами, пуншами, бальзамами и проч. Пирушка, как водится, кончилась дракой.
Н.В. Гоголь. Мертвые души. Том I. Глава девятая. 

                Гоголь о «своем» и «чужом». Затеи «чужие», а размах и драка «своя», по старому русскому обычаю. Любопытно, что немецкими напитками Гоголь называет английский пунш - спиртной напиток из рома, сваренный с сахаром, лимонным соком и другими приправами из фруктов, и испанский аршад (или оршад) - напиток, приготовленный из сладкого растительного молока чуфы с запахом и вкусом миндаля. Слово «немецкие» здесь используется в характерном для XIX века значении «иностранный»,

                20
                Самое доброе, совершенное и милое существо в мире - это пьяный - на первом взводе - мужик.
Л.Н. Толстой. Письма. 21. С. А. Толстой. 1884 г. Января 29. Ясная Поляна. // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная
литература, 1984. Т. 19. С. 29—30.

  А начинается цитата так: «Пьяный мужичок подвез меня, целовал меня и Бульку и говорил, что я отец».

 21
    ...Ничего. Меня очень интересует этот труп... Федя.
    - Да он должен у вас выйти особенно хорошо.
    - И это чисто русский тип. Он и алкоголик, и беспутный, и в то же время отличной души человек.
Л.Н. Толстой. Литературное наследство. Т. 37–38. Изд. АН СССР. М., 1939. С. 547.

                П. А. Сергеенко пересказывает свой разговор с Толстым по поводу его пьесы «Живой труп».
               
 22
                Так-то был у нас Илья Мосеич, (слова дяди Ерошки из повести «Казаки» – В.Б.) ваш, русский, так мы с ним кунаки были. Молодец был. Пьяница, вор, охотник, уж какой охотник!
Л.Н. Толстой. Казаки.


23
    «Жаль, что я не выпивши, а то дал бы оплеуху этому мерзавцу», - говорил один оскорбленный, но трезвый мудрец.
Петр Вяземский.
                "Старая записная книжка", М: Захаров, 2003.


 24
                Иван Яковлевич (цырюльник – Б.В.), как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный. И хотя каждый день брил чужие подбородки, но его собственный был у него вечно не брит.
Н.В. Гоголь.  Нос.


                25
  Тогда (когда сильно приступала необходимость – Б.В.) завидно рисовалась в голодном его воображеньи участь богача-живописца; тогда пробегала даже мысль, пробегающая часто в русской голове: бросить всё и закутить с горя на-зло всему.
Н.В.Гоголь. Портрет.

   
26
                Русская сказка показывает нам ясно, чего русский народ боится: он боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится «горя», которое привязывается к нему. И горе это как-то страшно является к нему, как будто по его собственному приглашению: возвращается бедняк из гостей, где его обидели, и пробует затянуть песню. Поет он один, а слышит два голоса. Остановился и спрашивает: «Это ты, Горе, мне петь пособляешь?» И Горе отвечает: «Да, хозяин, это я пособляю». «Ну, Горе, пойдем с нами вместе». «Пойдем, хозяин, я теперь от тебя не отстану». И ведет горе хозяина из беды в беду, из кабака в кабак. Пропивши последнее, мужик отказывается: «Нет, Горе, воля твоя, а больше тащить нечего». «Как нечего? У твоей жены два сарафана (по-французски можно просто „платья"): один оставь, а другой пропить надобно». Взял мужик сарафан, пропил и думает: «Вот когда пир! Ни кола, ни двора, ни на себе, ни на жене!»
    И непременно нужно было дойти до конца, до предела, чтобы подумать о спасении. Эту тему потом развивал Достоевский. Замечательно тоже, что «горе» здесь сидит в самом человеке: это не внешняя судьба греков, покоящаяся на незнании, на заблуждении, это собственная воля, или скорей какое-то собственное безволие. И пьет русский человек обыкновенно больше с горя, чем ради веселья. Даже его кутеж, его веселье как-то незаметно переходит предел и становится источником расточения материальных и духовных сил, источником «горя».
Б.П. Вышеславцев. Русский национальный характер.

       Цитату надо из современного, запил горькую.
 Может из Людмилы Улицкой; «Незабвенный Виктор Черномырдин оставил замечательный афоризм «Вино нам нужно для здоровья, а здоровье – чтобы пить водку».  (Детство 45-53. А завтра будет счастье).


27
   Крестьяне продают свои гигантские труды на медные деньги, которые тотчас же проматывают на воду, приправленную сомни¬тельным спиртом.
А. И. Герцен. DUBIA. Состав русского общества.

 В наше время мужики довели эту способность до совершенства. «Пить просто водку, - размышляет Венечка, - даже, из горлышка, - в этом нет ниче¬го, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколо¬ном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафо¬са. А вот выпить стакан «Ханаанского  бальзама» — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизи¬ческий намек». (См.: В. Ерофеев. «Москва-Петушки»).

 28
                Простой народ по праздникам предавался тем безмернейшему разгулу, чем более терпел лишений в простые дни. Очень обык¬новенным случаем бывало, что, пропив всё, даже одежду, человек выходил из кабака в одной рубашке (или даже и без рубашки) и падал в грязь (Олеарий).
Н.Г. Чернышевский

О записках иностранных путешественников.

29
                Как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели; поломается, поколотят его раза два, ну, он и доволен, и идет спать.
Островский Александр Николаевич, "Бесприданница" 1878

«Эх, Русь-матушка! Ну, выпороли Козонкова-отца, а он у писаря денег занял, косушку купил. Идет домой да поет песни с картинками... Волосья на одну драку осталось, а он песни похабные шпарит... Да». (Белов Василий Иванович, "Плотницкие рассказы" 1968).

30
                Пьянство и леность развиваются в русских главным образом от необеспеченности имущества. Они только о том и думают, как бы из рук да прямо в рот, - иначе, всё равно, отнимут же у них, полагают они (Чернышевский приводит слова путешественника Флетчера. - В. Б.).
Н.Г. Чернышевский

   
31
                Погода на Сахалине мерзопакостная, располагающая к нудному, беспробудному пьянству.
А.П. Чехов. Остров Сахалин.

Уже известным в России писателем Антон Павлович Чехов в 1890 году совершил уникальное для своего времени путешествие: через всю Россию - на "каторжный" остров Сахалин. Результатом этой поездки стали книги "Из Сибири" и "Остров Сахалин". Они без преувеличения потрясли всю читающую Россию. Газеты оценивали «Остров Сахалин» так: "Если бы господин Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы." Писатель  противопоставил официальной точке зрения на сахалинскую действительность всестороннее, объективное ее исследование; нарисовал правдивую, основанную на точных фактах, картину русской каторги; пробудил в обществе внимание к "месту невыносимых страданий".

32
    ...Крестьянин, чувствующий шаткость и ненадежность своего положения, часто с небрежением, почти с нелюбовью обращает¬ся с собственным достоянием, часто предается пьянству, и за не¬сколько часов самозабвения, приобретённых им на счёт здоровья, проводит остальную жизнь в нужде и бедности.
И. С. Тургенев. «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине».
  33
    Сколько могучих талантов гибнет в нашем отечестве от бес¬порядочной жизни, от пьянства и кутежа! Зачем пьют, зачем ку¬тят? Человек с умом и с душою такого наглого вопроса не пред¬ложит. Кабы не было тяжело, так не стали бы пить. Пить с горя не изящно, я с этим согласен, но жалок тот человек, который посто¬янно смотрит на себя со стороны и всю жизнь думает о том, что¬бы сохранить внешнее благообразие... Есть люди, которые могут помириться с неполною или помятою жизнью, с перекошенною и перекрашенною деятельностью; есть и другие люди, которые не умеют делать уступок; им подавай или все, или ничего; при первой разбитой надежде, при первой попытке жизни прибрать их к рукам и скрутить их по-своему они бросают всё и с каким-то злобным наслаждением разбивают об дорогу и свой идеал, и свои стремления, и молодость, и силы, и жизнь. Являются вспышки отчаянной энергии, попытки повернуть дело по-своему и головой пробить себе дорогу к любимой деятельности; но такие попытки одному человеку не по силам, и за энергическим движением впе¬ред следует обыкновенно страшная, часто отвратительная реак¬ция. Кабы этим силам да другую сферу - было бы совсем другое дело. Тип широкой натуры, разбрасывающейся в простом народе на сивуху, а в среднем кругу на шампанское, мог бы переродиться в тип талантливого, живого, веселого работника.
Д.И. Писарев
«Московские мыслители»
(Критический отдел "Русского вестника" за 1861 год)

 
34
    Разврат в России вообще не глубок, он больше дик и сален, шумен и груб, растрепан и бесстыден, чем глубок. Духовенство, запершись дома, пьянствует и обжирается с купечеством. Дворянство пьянствует на белом свете, играет напропалую в карты, дерется с слугами, развратничает с горничными, ведет дурно свои дела и еще хуже семейную жизнь. Чиновники делают то же, но грязнее, да, сверх того, подличают перед начальниками и воруют по мелочи. Дворяне, собственно, меньше воруют, они открыто берут чужое, впрочем, где случится, похулы на руку не кладут.
Герцен Александр Иванович, "Былое и думы" 1869.

    Булгаковская цитата уже советского времени в тему: «Глаза его походили на две сургучные пробки с сороковок русской горькой, и температура  у  фельдшера  была  не свыше 30 градусов.  И до того ударило в избе спиртом, что председатель  собрания  курение  прекратил  и  предоставил слово Ивану Ивановичу в таких выражениях:
     - Слово   для   доклада   по   поводу   Международного   дня  работницы
предоставляется Ивану Ивановичу.
     Иван Иванович, исполненный алкогольного достоинства, за  третьим  разом взял приступом эстраду и доложил такое:
     - Прежде  чем  говорить  о  Международном  дне,  скажем  несколько слов о венерических болезнях!» (Булгаков Михаил Афанасьевич, "Праздник с сифилисом" 1925. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Москва, издательство "Художественная литература", 1989 год).

35
    Народ не может позволить себе го¬вядину, а водка дешевле говядины, оттого и пьет русский му¬жик, от нищеты своей пьет! Книжку он себе позволить не мо¬жет, потому что на базаре ни Гоголя, ни Белинского, а одна только водка, и монопольная, и всякая, и в разлив, и на вы¬нос! Оттого он и пьет, от невежества своего пьет!
Д.И.Писарев

   Вспомнили Д.И. Писарева в «Москва – Петушках», пусть и с             самодельной цитатой, уже хорошо.

    С книжками, вообще, -  особый случай. « Да, да! Я очень люблю читать! В мире столько прекрас¬ных книг! - продолжал человек в жакетке (один из героев «бессмертной» (догадайтесь с двух раз почему?) поэмы В. Ерофеева «Москва - Петушки»). - Я, например, пью месяц, пью другой, а потом возьму и прочитаю какую-нибудь книжку, и так хороша покажется мне эта книжка, и так дурен кажусь я сам себе, что я совсем расстраиваюсь и не
могу читать, бросаю книжку и начинаю пить: пью месяц, пью
другой, а потом...».
   Сергей Довлатов высказался еще проще: « - Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать» (С. Довлатов. Заповедник).

                36
    Уж сколько раз твердили миру, что русский мужик - пьяни¬ца, что он с горя пьет и с радости пьет, пьет на родинах, на свадь-6е и на похоронах, пьет в рабочий день - от усталости, вдвое пьет и в праздники - по случаю отдыха. Люди, по-видимому, хорошо знавшие народ, готовы были до слез спорить, что наш мужик ско¬рее с жизнью расстанется, нежели с сивухой, скорее детей умо¬рит с голоду, нежели перестанет обогащать откупщика. И трудно было не верить этим людям: факты так сильно говорили за них. В самом деле, как огромны, как непреодолимы, по-видимому, те побуждения, которые влекут народ к пьянству!.. И слова князя Владимира, что «Руси есть веселие пити», и вековой обычай, и суровый климат, и недостаточное питание, и тяжкий физический труд, и беспрерывная нужда и скорбь, и недостаток образованности, и отсутствие невинных развлечений, доступных наро¬ду, - всё способствует развитию в мужике наклонности к водке... Не говорим уже о приманках, искусственно поставляемых откуп¬щиками и целовальниками, которые, как известно, отличаются в этом деле редкою изобретательностью…
Н.А. Добролюбов. Народное дело. Распространение обществ трезвости. М., "Художественная литература", 1987.

«-- "Барин вы хворый; и потому от табаку да от водки скоро вам -- капут: сам, грешным делом, пивал: а таперича дал зарок. От табаку да от водки все и пошло; знаю то, и кто спаивает: японец!"
  -- "А откуда ты знаешь?"
  -- "Про водку? Перво сам граф Лев Николаевич Толстой -- книжечку его "Первый винокур"30 изволили читывать? -- ефто самое говорит; да еще говорят те вон самые люди, под Питербурхом".
  -- "А про японца откуда ты знаешь?"
  -- "А про японца так водится: про японца все знают...» (А. Белый. Петербург).

37
   Он (целовальник Николай Иваныч – В.Б.) знает толк во всем, что важно      или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках.
И.С. Тургенев. "Певцы" 1850.

    Вот, наконец, и столкнулись мы человеком, специальность которого зовется «целовальник».
   Это - одна из самых загадочных древних профессий на Руси. Летописи сообщают, что первое упоминание этого названия встречается в судебном уставе, Судебнике 1497 года.          
    Начиная с XV века и вплоть до начала XIX века в России целовальник был государственным служащим, который отвечал за сбор финансовых податей, выполнение судебных решений. Целовальники осуществляли и общий полицейский надзор за вверенные им участки или населенные пункты.
     Должность эта была выборной. На церемонии назначения на этот важный пост они давали клятву «служить верно и честно» и при этом в подтверждение своих слов целовали крест. Отсюда и пошло название «целовальник».
     Начиная с XIX века целовальниками стали называть владельцев кабаков и трактиров. Дело в том, что в России XIX века существовала и жестко контролировалась государственная монополия на производство и торговлю спиртным. А значит, человек, решивший открыть трактир, должен был получать у государства, как теперь говорят, лицензию. При этом он клялся не разбавлять водку в своем заведении и в подтверждение слов... тоже целовал крест.
     Термин дожил вплоть до советских времен.

38
    Нам в России, кстати замечу при этом, предстоит решить свою особен¬ную экономическую задачу,  какой на Западе нет: это - изобрести или создать другую большую отрасль дохода государственного, которая заменила бы питейный доход, а затем уже начать великое дело - отучать народ от пьянства. Это будет вместе и нравствен¬ная задача. Авось бог даст нам какого-нибудь финансиста и мора¬листа с светлой головой и великим сердцем между министрами, который примирит выгоды государства с нравственностью. Вино морально убивает большую часть, что есть лучшего в народном духе, в силах и дарованиях. Это не ново, но требует непрестан¬ного повторения, чтобы народ проникся идеею воздержания, как одиннадцатою заповедью.
И. А. Гончаров
    Письмо к С. А. Никитенко от 15 (27) мая 1869 г. Гончаров И. А. Письмо Никитенко С. А., 15/27 мая <1869> г. Берлин // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955.
Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. — 1955. — С. 402—405.

    А размышление это, безусловно тонкое и верное, вызвано к жизни простым наблюдением, которое автор и описывает перед приведенной нами цитатой: «Так пара лошадей и коляска привезли меня в ту же отель, только и перемены, что обер-кельнер другой. Прежний жил долго в России - и вывез оттуда, с уменьем говорить по-русски, пьянство - и спился, как мой Савелий!»

39
    Толки о поддержке правительством откупщиков против обществ трезвости, о содействии откупщикам со стороны тех помещиков, которые вовсе не желают, чтобы крестьяне привыкали к самоуправлению. Этою мерою недовольны; сравнивают с торговлей англичанами опиумом; боятся, что будут жечь кабаки; что содействие откупщикам не будет иметь результатов, но что сей мерою воспользуются раскольники, как оппозиционным средствам; обвиняют в том, что не дадут откупу лопнуть, заменив его акцизом. Вообще ожидают весьма худых последствий от сей меры. (Проблема эта всегда была не только на уровне менталитета, всегда к ней привязывалась и экономика и политика).
В.Ф. Одоевский. Дневник В. Ф. Одоевского 1859-1869 гг. "Литературное наследство", 1935, т. 22--24.

    Можно избрать одну из трех систем: или систему казенного управления, казенной винной монополии, которая исключала всякую торговлю вином, кроме казенной, и которая существовала в России в тот именно момент, или систему винных откупов, которая существовала до начала 20-х годов, и заключалась в сдаче с торгов частным лицам права эксплуатации казенной винной монополии, или, наконец, систему свободной торговли винными напитками при акцизе, который собирается с каждой бутылки или другой посуды различными способами.
    Восстановление системы винных откупов оказалось большим злом; откупщики не только сами обогащались, но подкупали и поработили всю местную администрацию. Все тогдашнее губернское чиновничество получало от откупщиков второе содержание, не меньшее, нежели казенное.

40
    Как бы то ни было, но деятельность Двоекурова в Глупове была несомненно плодотворна. Одно то, что он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, доказывает, что он был по прямой линии родоначальником тех смелых новаторов, которые, спустя три четверти столетия, вели войны во имя картофеля. Но самое важное дело его градоначальствования – это, бесспорно, записка о необходимости учреждения в Глупове академии.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Известие о Двоекурове.

     Отзовемся из нашего далека великому сатирику. «А знакомая девушка рассказывала, каких двух персонажей наблюдала она во дворе собственного дома около мусорного контейнера. Роясь в этом самом контейнере, они о чем-то горячо и, как ей показалось вначале, довольно агрессивно спорили - из-за пустой ли бутылки, из-за выброшенной ли кем-то меховой шапки. Так нет же. Когда она чуть прислушалась, до нее стали долетать такие слова, как «Бахтин», «полифонизм» или «помните, в Пушкинской речи?» Никакого сомнения не было в том, что речь шла о Достоевском». (Л. С. Рубинштейн. «Духи времени»).


41
    Урожай будет не важный; цена на хлеб и на сено растет. Болез¬ней нет. Водку трескают отчаянно, и нечистоты нравственной и физической тоже отчаянно много. Прихожу всё более к заключе¬нию, что человеку порядочному и не пьяному можно жить в де¬ревне только скрепя сердце, и блажен русский интеллигент, жи¬вущий не в деревне, а на даче.
А. П. Чехов.  Чехов – Суворину 21 июня 1897 г. Мелихово.

    Антон Павлович имел в виду свое имение в деревне Мелихово. Непосредственной причиной внезапного изменения взглядов Антона Павловича на житьё в деревне, которое раньше он считал «блаженством», послужило резкое ухудшение его состояния из-за болезни и связанный с этим подавленный душевный настрой. До этого он регулярно снимал дачу и был несравненно моложе и здоровее.

42
    Говорят: «находит же он (мужик. - В. Б.) деньги на водку; луч¬ше бы их употребить на улучшение своего быта». Да ведь это хо¬рошо со стороны рассуждать человеку, у которого весь годовой бюджет так прекрасно распределён, который имеет в виду посто¬янное и свободное получение достаточного количества денег и у которого вследствие того всё может катиться как по маслу. Бед¬няк-крестьянин не может так ровно устроить свою жизнь. Даже если он и зажиточен, и тут его может каждую минуту сломить са¬мая пустая случайность. Не говоря о неурожае, о скотском паде¬же и тому подобных случайностях хозяйства, - его положение может расстроить немилость старосты, гнев барина, наезд стано¬вого, - какое-нибудь мёртвое тело, оказавшееся близ его огорода, проезд его по лесу во время тайной порубки, совершавшейся там неизвестными людьми... Эти нравственные причины, препятс¬твуя ровному течению жизни, постоянно и производят то без¬расчётное, разгульное расположение, в котором человек говорит: «Ну их всех! Хоть день, да мой, а там что будет, то будет!» А что же уж говорить о том, когда нравственная тяжесть гнетёт челове¬ка, обречённого ещё и физическою нуждою! Тут почти нет друго¬го выхода, как затопить свою тоску в вине...
Н.А. Добролюбов. О трезвости в России.

    О благотворном влиянии алкоголя следующая цитата: «Мир изменился к лучшему не сразу. Поначалу меня тревожили комары. Какая-то липкая дрянь заползала в штанину. Да и трава казалась сыроватой.
    Потом все изменилось. Лес расступился, окружил меня и принял в свои душные недра. Я стал на время частью мировой гармонии. Горечь рябины казалась неотделимой от влажного запаха травы. Листья над головой чуть вибрировали от комариного звона. Как на телеэкране, проплывали облака. И даже паутина выглядела украшением...
  Я готов был заплакать, хотя все еще понимал, что это действует алкоголь. Видно, гармония таилась на дне бутылки...» ( Довлатов Сергей. "Заповедник").

43
                Русский человек способен на все крайности: увидя, что с полученными небольшими деньгами он не может вести жизнь, как прежде, он с горя может прокутить вдруг то, что ему дано на долговременное содержанье.
Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями.
    
44
    Максим Телятников, сапожник. Хе, сапожник! «Пьян как са¬пожник», говорит пословица. Знаю, знаю тебя, голубчик; если хо¬чешь, всю историю твою расскажу: учился ты у немца, который кормил вас всех вместе, бил ремнём по спине за неаккуратность и не выпускал на улицу повесничать, и был ты чудо, а не сапожник, и не нахвалился тобою немец, говоря с женой или с камрадом. А как кончилось твоё учение: «А вот теперь я заведусь своим дом¬ком, - сказал ты, - да не так, как немец, что из копейки тянется, а вдруг разбогатею». И вот, давши барину порядочный оброк, завёл ты лавчонку, набрав заказов кучу, и пошёл работать. Достал где-то втридёшева гнилушки кожи и выиграл, точно вдвое на всяком сапоге, да через недели две перелопались твои сапоги, и выбрани¬ли тебя подлейшим образом. И вот лавчонка твоя запустела, и ты пошёл попивать да валяться по улицам, приговаривая: «Нет, пло¬хо на свете! Нет житья русскому человеку, всё немцы мешают».
Н.В. Гоголь. Мертвые души. Том I. Глава седьмая.

    Неразлучны мы с немцами и в радости и в печали. Вот и Достоевский о том же: «- И заметили ль вы, Родион Романович (слова Катерины Ивановны – В.Б.), раз навсегда, что все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!» (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).
 
46
    …в России удобнее (слова Тетерева – В.Б.), спокойнее быть пьяницей, бродягой, чем трезвым, честным, дельным человеком.
А.М. Горький. Мещане. Действие 4. 1901.

«В Академии между тем от него отвязались: репутация пьяницы была своеобразной индульгенцией. Ни к одному пороку в нашей стране не относятся так снисходительно, как к пьянству. Все пьют – цари, архиереи, академики, даже ученые попугаи...» (Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого»).

47
Задумался ли он (Чичиков - В. Б.)  над участью Абакума Фырова, или задумался так, сам собою, как задумывается всякий русский, каких бы ни был лет, чина и состояния, когда замыслит об разгуле широкой жизни? И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы и ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь, а носильщики между тем при кликах, бранях и понуканьях, нацепляя крючком по девяти пудов себе на спину, с шумом сыплют горох и пшеницу в глубокие суда, валят кули с овсом и крупой, и далече виднеют по всей площади кучи наваленных в пирамиду, как ядра, мешков, и громадно выглядывает весь хлебный арсенал, пока не перегрузится весь в глубокие суда-суряки и не понесется гусем вместе с весенними льдами бесконечный флот. Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню.
Н. В. Гоголь. Мертвые души. Том I. Глава седьмая.

                Бурлаки, бурлачество. как сообщается в различных источниках, сугубо российское явление, волжское. Появились они в 14-15 веках. В начале 19-го века было их не менее шестисот тысяч. Занималось этим промыслом преимущественно население Поволжья: в большинстве своем русские люди, довольно часто татары, мордва, чуваши, марийцы, то есть представители всех национальностей, селившихся по берегам великой русской реки.
                Бурлацкие артели отличались четкой организацией: староста, кашевар, шишка - передовой, возглавлявший артель. У всех были равные права, без преимуществ, исключая передового как самого сильного физически, ловкого. Как правило, он был «песельником», запевалой. Без песен бурлак не мыслим. Песня задавала рабочий ритм, заменяла беседу, веселила душу. Просто бурлаки любили ее.
Суряк - тип сплавного грузового судна, применявшегося до нач. 20 в. на реках Суре (отсюда название), Волге и др. Оно имело постепенно суживающееся к корме и носу дно, вертикальные борта; дл. 20–30, ширина 8–12, осадка 1,5 м. Строилось из соснового и елового леса без применения металлических креплений, вместо них использовались нагели (дерев. гвозди). Грузоподъемность 10–25 тыс. пудов. На Волге судно ходило до Астрахани не только по течению, но, с участием бурлаков, и против течения.

48
                Сидят сапожнички какие-нибудь и дуют водку. Сквернословят, лаются. И вдруг вот заходят, заходят сапожнички мои, забудут брань и драку, забудут тяжесть лютой жизни, к которой они пришиты, как дратвой... Перекидывая с плеча на плечо фуляровый платок, за отсутствием в зимнюю пору цветов заменяющий вьюн-венок, заходят и поют:
   Со вьюном я хожу,
   С золотым я хожу.
   Положу я вьюн на правое плечо.
   А со правого на левое плечо.
   Через вьюн взгляну зазнобушке в лицо.
   Приходи-ка ты, зазноба, на крыльцо,
   На крылечушко тесовенькое,
   Для тебя строено новенькое...
   И поется это с таким сердцем и душой, что и не замечается, что зазнобушка-то нечаянно - горбатенькая... Горбатого могила исправит; а я скажу - и песня...
Ф.И. Шаляпин. Маска и душа. Часть первая. II. У Лукоморья дуб зеленый… 6.

                Вот что пишет наш современник на этот счет: «В винном отделе, до которого, наконец, я добрался, они (продавцы – В.Б.) были снисходительны и  чуточку фамильярны. Я стоял и разглядывал вертушку с бутылками, конусом возвышающуюся возле колонны. Здесь хранились эмоции. Разлитые по бутылкам, прихлопнутые сверху сургучем, они были снабжены случайными этикетками: "Коньяк", "Столичная", "Гурджаани"; а на самом деле туда загнали меланхолию, веселье, необузданный гнев, трогательную доверчивость, обидчивость и отвагу. Эмоции ждали своей поры. Они должны были выйти на свет из своих стеклянных тюрем, услышать глупые напутственные тосты и взыграть в руках, сдергивающих скатерти, в нечаянно целующих губах, в легких, набирающих побольше воздуха, чтобы достойно исполнить "Подмосковные вечера". "Время работает на нас -, думали они, разноцветно поблескивая в свете электричества,- наше дело правое, будет и на нашей улице праздник..." Я купил бутылку коньяку (грузинского, на лучший у меня не хватило), лимон и вышел из магазина».  (Н. Аржак. Говорит Москва).

50
    Если порою русский разгул бы¬вает тяжел и мрачен — тут сказались и татарская кровь и московский гнет, — то часто он весел, щедр, великодушен. Таков разгул Пушкина, соединявшего европеизм с русской вольной волей. Много талант¬ливых русских людей стало жертвой своей натуры (Ап. Григорьев), но до сих пор эта черта, если она хоть сколько-нибудь умерена дисциплиной и культу¬рой, не отъемлема от русского гения. «Люблю пья¬ных», как-то против воли вырвалось у Толстого.
    Мрачность и детскость и здесь поляризируют русскую вольность. И в детской резвости, в юноше¬ской щедрости, в искрящемся веселье - русская ду¬ша, быть может, всего привлекательнее. Нельзя за¬бывать лишь одного. Эта веселость мимолетна, без¬отчетная радость не способна удовлетворить русско¬го человека надолго. Кончает он всегда серьезно, тра¬гически.  Если не остепенится вовремя (по-москов¬ски), кончает гибелью — или клобуком...
Г. Федоров. Письма о русской культуре. § 6.

                «С этого и началось все главное (слова черноусого в жакетке – В.Б.) — сиву¬ха началась вместо клико! разночинство началось, дебош и хованщина! Все эти Успенские, все эти Помяловские — они без стакана не могли написать ни строки! Я читал, я знаю! Отчаянно пили! все честные люди России! а отчего они пили? — с отчаяния пили! пили оттого, что честны, оттого, что не в силах были облегчить участь народа! Народ зады¬хался в нищете и невежестве, почитайте-ка Дмитрия Пи¬сарева! (…)
                Ну как тут не прийти в отчаяние, как не писать о мужике, как не спасать его, как от отчаяния не запить! Социал-демок¬рат — пишет и пьет, и пьет, как пишет. А мужик — не читает и пьет, пьет, не читая. Тогда Успенский встает — и вешается, а Помяловский ложится под лавку в трактире — и подыхает, а Гаршин встает — и с перепою бросается через перила... (здесь герой ошибается, Гаршин был душевнобольным – В.Б.).
                (…) А теперь - вся мыслящая Россия, тоскуя о му¬жике, пьет не просыпаясь! Бей во все колокола, по всему Лондону — никто в России головы не поднимет, все в блево¬тине и всем тяжело!..» (См.: В.В. Ерофеев. Москва-Петушки. Есино – Фрязево).

                51
                Я теперь живу: Новгородская губ., Устюжненского уезда, почтовая станция Круглицы, имение Даниловское - мне. Старая усадьба, дом с колоннами и сторожевой узорной башней; сад - такой густой, что в нем в полдень темно, и этого благополучия на три десятины, три аллеи - березовая, липовая и кедровая, пруд с карасями, вот такой величины: -------------------- рядом роща в 300 десятин, за обедом крестьянская брага-пиво, хмельная и холодная, под окнами все бело и лилово от сирени, мычат коровы, скрипят ворота, кусают комары, мошкара лезет в уши, в глаза и в нос; на 50 верст вокруг нет аптеки, мужики стоимость продуктов определяют не копейками, а водкой: "да что, дайте на бутылочку, или на полбутылочки", у девок одежды наполовину красные, наполовину белые и с чудесными узорами, названия рек и сел живописные: Звана, Ижина, Портково.
А.И.Куприн. А.И. Куприн – М.П. Чеховой. 11 мая 1906.
 Хозяйка чеховского дома. Воспоминания. Письма
   Издательство "Крым", Симферополь, 1969
   OCR Ловецкая Т. Ю.

…водка в России с давних времен заменяла любой материал.  ????
 Людмила Улицкая «Лестница Якова».


52
                Засим, подошедши к столику, где была закуска, гость и хозяин выпили, как следует, по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то-есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями...
Н.В. Гоголь. "Мертвые души". Т. I. Глава пятая. 

                Такая параллель: «Вон - справа, у окошка - сидят двое. Один такой тупой-тупой и в телогрейке. А другой такой умный-умный и в ко¬веркотовом пальто. И пожалуйста - никого не стыдятся, на¬ливают и пьют. Закусывают и тут же опять наливают. Не выбегают в тамбур и не заламывают рук. Тупой-тупой выпьет, крякнет и говорит: «А! Хорошо пошла, курва!» А умный-умный выпьет и говорит: «Транс-цен-ден-тально!» И таким  праздничным голосом! Тупой-тупой закусывает и говорит «Заку-уска у нас сегодня - блеск! Закуска типа «я вас умо¬ляю!». А умный-умный жует и говорит: «Да-а-а... Транс-цен-ден-тально!..»
                Поразительно! Я вошел в вагон и сижу, страдаю от мысли, за кого меня приняли - мавра или не мавра? плохо обо мне подумали, хорошо ли? А эти - пьют горячо и открыто, как венцы творения, пьют с сознанием собственного превосходства над миром... «Закуска типа «я вас умоляю»!»...  (См.: В.В. Ерофеев. Москва-Петушки. Карачарово – Чухлинка).


53
                Петр Данилыч жил по-русски, попросту; стол у него незатейливый, крестьянский: любил простоквашу, баранину, жирные с наваром щи. Одевался без форсу, просто; в запойное время пил до потери сознания, исключительно водку.
В.Я. Шишков. "Угрюм-река". VIII.

Следующий абзац дополняет картину: «Все-таки за три-четыре месяца он успел проспиртоваться основательно: нос стал красный, лицо опухло, во сне пальцы на руках плясали, всего подергивало. А когда увидал двух мелких чертенят, сидевших, как два зайца, на шкафу, твердо решил: «Надо сделать перерыв».
Два дня отпивался квасом, ел капусту и на третий уехал верст за пятьдесят в тайгу. Даже с Анфисой не простился».
Набоков осознанно солидарен: «Длительным, упорным, одиноким пьянством я довел себя до пошлейших видений, а именно - до самых что ни на есть русских галлюцинаций: я начал видеть чертей. Видел я их каждый вечер, как только выходил из дневной дремы, чтобы светом моей бедной лампы разогнать уже заливавшие нас сумерки. Да: отчетливее, чем вижу сейчас свою вечно дрожащую руку, я видел пресловутых пришлецов и под конец даже привык к их присутствию, благо они не очень лезли ко мне». (В. Набоков. Владимир Набоков. Памяти Л.И. Шигаева. Рассказы. Воспоминания). Только у одного это было от нечаянно пришедшего богатства, а у другого от страданий любви.



            54
                Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли ее беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что все вынесут русские желудки.
Н.В. Гоголь. Мертвые души. Том I. Глава  IV.

   «Царская водка - смесь азотной и соляной кислоты, способна растворить золото и платину»- это из комментария к тексту. У Гоголя данный ингридиент - для остроты ощущений читателя.

55
    Хорошо на Москва-реке, будто дача. Далеко-далеко зе¬леные видно горы - Воробьевку. Там стоят наши лодки под бережком, перевозят из-под Девичьего на Воробьевку, и там недавно чуть не утоп наш Василь Василич Ко¬сой, на Троицу, на гулянье, - с пьяных, понятно, глаз. Горкин рассказывал, сам папашенька его вытащил и накостылял по шее, по самое первое число, и при всем наро¬де. Иначе нельзя с народом с нашим. Василь Василич по¬сле даже благодарил - проспался. Папашенька так и ныр¬нул, в чем был, пловец хороший, а другой кто, может, и утонул бы, - очень бырко под Воробьевкой, а Косой грузный такой да пьяный, как куль с овсом, так и пошел ключиком на дно. Ну, теперь поквитался с Косым папа¬шенька: Василь Василич его тоже от смерти спас, разбой¬ники под Коломной на них напали.
И.С. Шмелев. Рассказы. Мартын и Кинга.

   
                56
    Евгений рассказывал об отце Николки Мудрого, которого звали Хмеру, за привычку его говорить к каждому слову "к хмеру", т. е. "к примеру". Он пьянствовал совершенно как одержимый, старуху жену убивал чуть не каждый день до полусмерти. Наконец, она сказала ему, что идет к земскому, просить, чтобы у него отобрали все имущество. И ушла к соседкам. Он посидел, посидел на пороге, потом встал, вошел в избу, взял веревку, поцеловал дочь девченку, пошел в закуту и удавился.
И.А.Бунин. Устами Буниных.

    Страшная цитата. Еще одна, но полегче, из нашего времени. «Мать отправляет свою дочь отца искать - ага. "Иди, - говорит, - в забегаловку, опять он, такой-сякой, наверное, там". Он, понятное дело, там, где ему еще быть? Дочь к нему: "Пойдем папка, домой, мамка велела". Он послушал ее и стакан с водкой ей в руки: "Пей!" Она отказывается, я, мол, не пью, не хочу. "Пей, кому говорят!" Дочь из стакана только отхлебнула и закашлялась, руками замахала, посинела: "Ой, какая она горькая!" Тут он ей и говорит: "А вы что с матерью, растуды вас туды, думаете, что я здесь мед пью?" (В. Распутин. «Последний срок»).

                57
    Загорелось село и в селе церковь, вышел целовальник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь, а отстоят кабак, то выкатит народу бочку. Церковь сгорела, а кабак отстояли.
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876 год. Январь.

    
                58
                «А водки, - княгиня спрашивает, - сколько ты любишь употреблять?»
    «Не могу знать,— говорит,— ваше  сыятелство. Я ее еще досыта никогда не пил».
Н.С. Лесков. Захудалый род.

    А дальше по тексту и совсем приятные для героя Петра Грайвороны слова княгини, решившей облагодетельствовать верного солдата своего мужа,: "Ну так тебе от меня положение будет три стакана в день пить; довольно это?"
    "Не могу знать, ваше сыятелство, а только я три стакана всегда могу пить".
    "Ну и на здоровье".
    Правду сказать, трех стаканов, действительно, не хватало.

59
                …в Питере я выпил столько, что мною должна гордиться Россия!
А.П. Чехов. А. С. Суворину, 20 февраля 1890 года.

                Фраза эта приведена как цитата из другого письма Плещееву, в котором Чехов с юмором кается за пьянство: «...за что меня следовало бы в одно и то же время повесить и произвести в генералы». При этом акцент делает все же на другом: «живя в Питере, в один месяц я сделал столько, сколько моим молодым друзьям, которые за что-то на меня сердятся, не сделать в целый год».

             60
    Пьет он тоже хорошо... да на Руси этим отличиться мудрено...
И.С. Тургенев. Записки охотника. Лебедянь.

    Отставной поручик Виктор Хлопаков обладал другим уменьем: «подделываться к богатым петербургским шалунам», курить, пить и играть с ними в карты. Особенность его состояла в том, что он в продолжение года - двух, употреблял постоянно одно и то же выражение, кстати и некстати, выражение не забавное, но которое почему-то всех смешило. Лет восемь тому назад он на каждом шагу говорил: «Мое вам почитание, покорнейше благодарствую», и тогдашние его покровители всякий раз помирали со смеху и заставляли его повторять «мое почитание»; (…) И что же! эти, как видите, вовсе незатейливые словечки его кормят, поят и одевают».

                61
    Но и на него (дьячка Ивана Ивановича – В.Б.) иногда находил час греха. Начнет он бродить по комнате, - бродит день, другой, не ест, не пьет, не говорит ни с кем, и все точно перемогается. Наконец скажет: "нет, грех уж, видно, такой!" и через полчаса является пьян-пьянехонек, и лыком не вяжет авторитет села К. Однако, пьяный он никогда не шумит, сидит молча, подгорюнившись, и ничто не заставит его говорить. На другой день он опять начинает старую, трезвую и разумную жизнь, как будто вчера ничего не случилось, а жена и не намекнет ему о вчерашнем. У ней есть такое убеждение - "не спрашивай: пьет или нет; кто не пьет ныне? ты смотри, какой он во хмелю". Ну, а Иван Иванов был хорош во хмелю.
Н.Г. Помяловский. Данилушка. Н.Г. Помяловский "Сочинения", библиотека "Огонек"": Правда; Москва; 1949.

    
62
    И Кузьма, блестя запухшими глазами, внезапно подхватил:
    - Да здравствует веселье! Да здравствует вино!
    А проходившая мимо старуха-мещанка, похожая лицом на старую львицу, остановилась, исподлобья поглядела на него и, подняв костыль, раздельно, зло сказала:
    - Небось молитву-то не заучил так-то!
И.А.Бунин. Деревня. 
    64
    - Однако ж  нужно нам чем-нибудь вспрыснуть сделку, -  сказал Хлобуев. - Эй, Кирюшка! принеси, брат, бутылку шампанского.
    «Куска хлеба нет, а шампанское есть», — подумал Чичиков.
    Платонов не знал, что и думать.
Н.В. Гоголь. Мертвые души. Том II. Глава IV.

   Добавим для красоты из И.Ильфа и Е. Петрова: «А ваш дворник довольно-таки большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль?»

                65
    …знаменитость лежала у себя на кровати и со злобой глядела на висячую лампу. Лампа висела спокойно, но Дикобразов 2-й не отрывал от нее глаз и бормотал:
    - Ты у меня повертишься! Я тебе, анафема, покажу, как вертеться! Разбил графин, и тебя разобью, вот увидишь! А-а-а... и потолок вертится... Понимаю: заговор!
А.П. Чехов. Средство от запоя.

      
66
     - А что, Кирьяныч,- сказал дворовый человек, отпущенный по оброку,- кабы этак тебе вдруг тысяч десять... а... что бы ты стал делать?
    - Ну а ты что?
   - Десять тысяч! Много десять тысяч. Опьешься! Нашему брату, дворовому человеку, коли сыт да пьян да глаза подбиты, и важно... хоть трава не расти! да еще целовальники бы в долг без отдачи верили.
    - Ну а барин-от?
   - Барин, что барин? Оброк отдал, да я и знать-то его не хочу... а и не отдал, бог с ним... Побьет, побьет, да на воз навьет... Десять тысяч! Горячо хватил - десять тысяч, Нечего попусту бобы разводить... четвертачок бы теперь - и то знатно... ух! как бы знатно! На полштофчика, разогнать грусть-тоску...
Н.А. Некрасов. Петербургские углы.
(Из записок одного молодого человека). Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
   Художественные произведения. Тома 1-10
   Том седьмой. Драматические произведения 1840-1859 гг.
   Л., "Наука", 1983


67
    Ожидание выпивки самое тяжелое из ожиданий. Лучше пять часов прождать на морозе поезд, чем пять минут ожидать выпивки...
А.П. Чехов. Мошенники поневоле.

   И тут же у Чехова решение проблемы: «Дядечкин с ненавистью глядит на часы и, походив немного, подвигает большую стрелку дальше на пять минут...»

68
                Увы! не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Дневник провинциала в Петербурге. Собрание сочинений в 20 томах. Т. 10.
   М.: "Художественная литература", 1970.

      
69
    - Да, брат! - продолжал Николай Герасимович (Помяловский – В.Б.). - Бурса наложила на меня такие вериги принижения человеческой личности, что я никак не могу ориентироваться среди непроглядной и грозной тучи "вопросов жизни"... а в конце концов, по примеру многих своих собратий, я стал искать Veritas in ... vino (Истину в... вине (лат.))... тем более что такой авторитет, как Николай Алексеевич Некрасов, уверяет каждого из своих сотрудников, что на Руси жить хорошо одному только пьяному. Вот пьянство и сделалось мне широковещательным знаменем, под которым я считаю своей обязанностью стоять и даже этим знаменем гордиться…
Г. И. Успенский. Встреча с Н. Г. Помяловским. 

    «Тыщу лет Россия пьет. Дело в том, что пьют сивушное говно, от которого наступает перерождение клеток мозга, дуреют, сволочи, на работе и дома! Шмурдяк какой-то жрут, бормотуху, Солнцедар, чернила, и главное, с ЦРУ это никак не увяжешь, или с жидами. Вот в чем трудность антиалкогольной пропаганды». (Юз Алешковский. Рука).
     Уникальный долгожитель Алешковский дает классический пример русофобской поливки. «Перерождение клеток мозга» – это так вдохновляет писателя и так созвучно с генетическими процессами, которые происходят в его организме. Хотя язык хорош.
«А что, разве русскому человеку и выпить нельзя? Нет, ты скажи, можно выпить русскому человеку?» ( В.С. Белов. Привычное дело. 1966).

70
    Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
А.П. Чехов

Откуда цитата?

                71
    - Так кому же (на Руси жить хорошо – В.Б.)? - переспросил я.
         И тогда Н. А. (Некрасов – В.Б.), вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой:
    - Пья-но-му!
    Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову, и т. д. Деревни эти "смежны", стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, "подпоясанного лычком", и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
             Это окончание поэмы в литературных кругах известно, по всей вероятности, не мне одному. Сообщаю его для провинциальных читателей.
Г. И. Успенский

    «Россия – пьющий Гамлет», написал Фазиль Искандер. Неверно, потому что в России вопрос «пить или не пить» не стоит. Он решен уже давно, откуда же взялась пословица: «Кто пьян да умен, два угодья в нем».
    «Вся Россия - пьющий Гамлет».
    Ловкая характеристика Фазиля Искандера. Я бы ее осмыслил так: неприкаянный, не находящий себе места в жизни, уязвимый, но с крепким внутренним стержнем. Вопрос быть иль не быть задает не он себе, а окружающий мир ему, и он каждый раз отвечает - быть, и все напасти преодолеть!
     Стресс и победа, как тут не выпить. Он-то и погибает с отравленным кубком в руке. Но это – Гамлет, а это - Россия.
 


Рецензии