Возбудитель чумы, увиденный Кирхером в 17 веке

                ***

Афанасий Кирхер, великий иезуит и великий энциклопедист 17 века: сколько языков он знал, сколько наук! Какими прекрасными иллюстрациями пестрели его труды! И пусть потом он оказался забыт, ибо наступили материалистические времена, но все же.. В 1656 году Рим был опустошён эпидемией чумы, которая была занесена из Неаполя и Генуи. В результате Кирхер написал в 1658 году трактат под названием «Scrutinium Physico-Medicum Contagiosae Luis, quae dicitur Pestis» («Физико-медицинское исследование заразных жидкостей, кои предвещают чуму»). Дело даже не в самом трактате как таковом.. Дело в том, что Кирхер использовал микроскоп, и открыл впервые в истории людей, что воздух, земля и вода кишат мельчайшими существами. Возможно, Кирхер даже наблюдал чумную палочку.. Но вот как он ее изображал.. Семнадцатое столетие – век перехода от средневековья к новым временам.. Впечатляет именно попытка совместить спиритуализм готики и рационализм позднейшей эпохи.. Кажется, что это невозможно в принципе, но ведь это было.. В  книге Кирхера поражают изображения этих самых мельчайших существ.. Вот, например, возбудитель чумы.. Нам сложно представить себе ученого того времени.. Вот был средневековый мир с его адом, раем, земным миром и чистилищем (у католиков); и вдруг выясняется, что земной мир не таков – его границы раздвигаются и в сторону отдаления горизонта, и в сторону приближения..  Но ведь там раньше располагался мир, где законы природы не действовали, а были ангелы, - истинные и падшие.. И вот теперь там есть неизвестные доселе объекты астрономии, и неизвестные объекты живого мира.. Куда их относить? Что они по сути? Они вызывают болезни, но чем они отличаются от бесов? Или не отличаются, и люди наконец-то увидели врагов рода человеческого? Чумная палочка у отца-иезуита напоминает что-то совсем уж сверхъестественное в сочетании с вполне естественной «мутацией» Нового времени.. Кошачья голова, женское тело с грудями, странные конечности, крылья – не то бабочка, не то летучая мышь.. Чем это хуже единорога или кентавра? Или – чем это отличается от сюрреализма 20 века – только здесь это попытка совместить два мира, потусторонний и наш? Вспоминаются и картины Босха, ставшие иллюстрацией  к трактату по биологии.. Вспоминаются и высказывания Лютера о соитии женщин с демонами – и во все это верили реально и во вполне физическом смысле.. Глядя на это изображение, мгновенно понимаешь: Господи, да это суккуб, средневековый демон женского пола, совращающий мужчин! Только теперь он стал бактерией и виновницей чумы… Как еще велик супранатурализм предшествующей эпохи! Бактерии и вирусы, эти демоны биологического мира настоящего, в то столетие не могли не казаться демонами преисподней, ибо в 17 веке мир метафизический и мир физический все еще переплетались в научном познании самым необычным образом.. И потому перед нами – и возбудитель чумной болезни, и адский бес из инфернального мира Данте, - но с чертами биологического существа.. Что увидел Кирхер, мы достоверно не знаем; но мы знаем, что точка зрения в ту эпоху и реальный мир, - совмещались так, что человеческий ум воспринимал как материальную реальность то, что было скорее картиной мира, унаследованной от мира чудес, с поправкой на открытие вещественного мира в ренессансный период.. И бактерии имели демонический облик.. Самый что ни на есть реальный.. И демоны казались бактериями ада.. И таких строгих границ между тем миром и этим – еще не было..


Рецензии
"Как еще велик супранатурализм предшествующей эпохи!" - и как прекрасно отражён в этом рассуждении. Интересные очертания приобретает комментарий по отношению к девушке: Вот это чума!)

Алевтина Ремаркина   14.11.2023 22:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.