Писатель - это не тот, кто написал книгу

Председатель жюри одного из конкурсов кинофестиваля «Окно в европу» Виктор Владимирович Ерофеев родился в семье политического помощника Молотова и личного переводчика Сталина. Окончил филологический факультет МГУ и получил известность в литературных кругах благодаря статье о творчестве Маркиза де Сада, с некоторыми аспектами философии которого он согласен и даже считает французского аристократа своим учителем. Человек изначально добр, если зло окружить безнаказанностью оно неминуемо приведёт к саморазрушению. В 1990 году сначала в Париже, а затем и в России, выходит его роман «Русская красавица» и становится международным бестселлером, несмотря на то, что в России он получает 200 отрицательных рецензий и лишь одну положительную, написанную французским профессором из Сорбонны. Его книги переведены на 27 языков, а по его рассказу «Жизнь с идиотом» поставлен кинофильм и написана опера композитором А. Шнитке. Он вёл курсы в ведущих отечественных и зарубежных ВУЗах, рубрики в журналах и передачи на телевидении, является обладателем национальных премий и высоких наград. В 1979 году прозаик был исключен из союза писателей (спустя десять лет восстановлен), как один из организаторов скандально известного альманаха «Метрополь», в который входили неподцензурные тексты: Высоцкого, Ахмадулиной, Вознесенского и других. Всего было выпущено 12 экземпляров альманаха, один из которых был нелегально вывезен в США и там опубликован, из трёх ныне существующих экземпляров - один находится у Ерофеева.
      Вдыхая обогащённый кислородом воздух в парке имени Ленина и внимательно разглядывая фасады старинных зданий, Виктор Владимирович сказал: - В вашем городе будущее превратилось в прошедшее, в этом есть какая-то загадка и желание что-то догнать.
      Первый раз Виктор Ерофеев приехал в Выборг в прошлом году, нынешний его визит по счету второй, может поэтому его высказывания в адрес нашего города, так отличаются от восторженных эпитетов других участников кинофестиваля, околдованных Выборгом и целый год ожидающих встречи с ним, а может у писателя есть свой особый взгляд на все происходящее вокруг.
      В детстве будущий прозаик очень любил играть в солдатики, когда ему исполнилось 9 лет, мама Галина Николаевна, снабдила его произведениями Жюль Верна, позже в нем пробуждается настоящая страсть к книгам, одной из его любимых становится роман Ремарка «Три товарища».
     Всех писателей Ерофеев делит на два типа: мастер слова и раб слова. В частности, к последней категории прозаик относит и себя самого, условно наделяя писателей такого типа антенной для приема сигналов извне.
-Писатель - это не тот, кто книжку написал, - рассуждает Виктор Владимирович, - а тот, кто понял где его «поляна» и смог расшифровать и записать все, что ему передано свыше. Такого рода условное сравнение (метафора) скорее всего не случайно, его прадедушкой по материнской линии, был изобретатель радио Александр Степанович Попов, а как известно радио - это разновидность беспроводной передачи информации. Такие люди, как Гоголь и Андрей Платонов, по мнению писателя, наиболее полно получали этот сигнал. Ерофеев убеждён, что если нет «сигнала», то писать и не нужно, но «радио» в любой момент могут выключить, предупреждает писатель. И действительно, истории известно много имён, прославившихся одним или двумя произведениями и более не написавших ни строчки. - Все развивается само, - продолжает свою мысль Виктор Владимирович,- происходит встреча с двумя мирами, замысел рождается взаимно, но их часть самая главная. Я никогда не знаю чем закончится мое произведение и как правило всегда пишу по ночам, как раз этой ночью, я написал статью для известной немецкой газеты «Франкфуртер альгемайне», но я заметил, что рядом с морем «сигнал» берет гораздо хуже, лучше всего «приём» в горах. В Москве тоже есть трудности с сигналом, поэтому в основном я пишу на даче.
        Рассуждая таким образом Виктор Владимирович, резюмирует, что практически все великие писатели испытывали нечто схожее с «радио» и ловит себя на мысли, что возможно об этом ему стоит написать книгу.
        И действительно схожие мысли и откровения можно найти у многих отечественных и зарубежных авторов. Приведём всего лишь один пример, Михаил Зощенко признавался, что всю свою литературную работу он разделяет на две категории: «Один способ – когда имеется вдохновение, когда я пишу творческим напряжением… Второй способ – когда нет вдохновения. В этом случае я пишу техническим навыком…». Зощенко, в состоянии вдохновения, писал свои короткие рассказы за 15 -20 минут, а когда он делал это техническим напряжением - это могло занимать несколько дней. Например его знаменитый рассказ «Баня», при всей казалось бы его внешней складности и легкости, был написан техническим навыком за пять дней. О необходимости писать каждый день, преодолевая боязнь перед белым листом, много говорил Бунин.
-Писать нужно для потомков, - искренне считает Виктор Ерофеев,- я это понял, когда в 90х годах в Голландии проходила презентация моей книги «Русская красавица», ко мне тогда подошла молодая девушка и вкрадчиво спросила: «А почему в вашей книге ничего нет про секс?». Выходит я так никому и не угодил. Хотя недавно в Пензе, состоялась презентация моей новой книги «Розовая мышь» и одна пожилая женщина, подписывая у меня книгу, очень сожалела о том, что не смогла принести на подпись «Русскую красавицу», объяснив это тем, что дала почитать её своей давней подруге и в случае если она ей не понравится, грозилась прекратить с ней дружбу.
      Очень надеемся, что девушка из Голландии и эта мудрая зрелая женщина из Пензы - ни одно и тоже лицо, ведь с момента первой презентации прошло уже тридцать лет, всякое может быть.


Рецензии