Пять огнетушителей

С глаз долой – из сердца вон! – наконец-то заявила Лариса Станиславовна. Класс не замедлил выполнить это требование, и уже через десять секунд в кабинете химии никого не было. Нехорошая какая-то в нём атмосфера, холодная, недаром в перемены кабинет обыкновенно пустует. Если, конечно, в нём не проходит самостоятельная или контрольная. А подобные мероприятия совсем не редкие гости в нём. Впрочем, мне ли бояться самостоятельных по химии? Я учусь уже в одиннадцатом классе и лучше всех в классе готова к итоговому экзамену по химии. Так чего мне бояться?
А вот только что я чисто инстинктивно боялась нашего учителя химии Ларису Станиславовну. Когда она ругается, становится страшно даже подготовленному человеку. Умом понимаешь, что уж тебе-то, отличнице, бояться нечего, но инстинкты упорно говорят обратное. Так вот, ругалась Лариса Станиславовна в сегодняшний понедельник по поводу нашего провального дежурства. Дескать, не дежурил почти никто, а те немногие, кто это всё же делал, выполняли это задание хуже пятиклассников.
Конечно, многие обвинения в данном случае справедливы и не подлежат сомнению, однако один момент в речи Ларисы Станиславовны мне всё же показался спорным. Она заявила, что по вине нашего класса, из школы пропало пять огнетушителей, висевших на лестницах подъёма и спуска. Дело в том, что во время нашего дежурства обе эти лестницы ремонтировали, и украсть огнетушители вполне могли ремонтировавшие лестницы рабочие. Однако Лариса Станиславовна заявила, что это именно мы помогли кому-то украсть огнетушители, или даже украли их сами. Не знаю, почему она считает, что в исчезновении огнетушителей виноваты мои одноклассники, но в подобных вопросах ей можно доверять. И зачем только могли понадобиться? Ну зачем, это как бы подразумевается в самом названии прибора, здесь более уместен вопрос «Кому они могли понадобиться?». Кому потребовалось утаскивать сразу пять огнетушителей из школы?
Пока я так думала, вышла на недавно отремонтированную (читай – заново покрашенную) лестницу. Лестницу ремонтировали уже целых две недели, и только сегодня по ней стало можно ходить. Впрочем, сдав одну лестницу, ремонтники заняли вторую. И рассчитывать, что они очистят её быстрее, чем предыдущую, не приходилось.
Ну, где они тут висели? Никогда не присматривалась к этим огнетушителям, честное слово! Поэтому то и не помню, висели они на прошлой неделе или нет. Да, действительно, на своём пути я повстречала несколько пустых кронштейнов, но никак не могла припомнить, было ли что-нибудь на них раньше. И что-то мне подсказывало, что огнетушители исчезли с кронштейнов несколько раньше, чем утверждала Лариса Станиславовна. Не во время нашего дежурства, а до него.
Поднявшись на третий этаж, я хотела было спуститься с него по другой лестнице, однако этот путь был перекрыт старой деревянной партой. Из-за тяжёлой стальной двери явственно чувствовался неприятный запах побелки - ремонтные работы не заканчивались - они просто перекочевали с одной лестницы на другую. Неужели для того, чтобы покрасить и побелить лестницу требуется целый месяц?
Тут я заметила, что ко мне приближается Петрунин Андрей - как бы самый умный мальчик в классе. Правда, с моим соседом Кириллом он не сравнится - тот не только умён, но и увлекается плаванием. Так о чём это я? Дело в том, что заметив меня, Петрунин, как бы невзначай, одной рукой, принялся быстро запихивать в карман пиджака какой-то провод.
- Что это там у тебя? - поинтересовалась я, указывая взглядом на оттопыренный карман.
- Так, ничего, - смутился Андрей, прижав выпирающий карман рукой, - электротехнические материалы...
- Андрей, сколько раз тебе уже говорить, будь проще! И вот зачем ты всё тащишь из школы какую-то ерунду... Кстати, как ты относишься к пропаже пяти огнетушителей?
- Ты хочешь намекнуть, что это я стащил огнетушители? - возмутился Андрей, - ну на что они мне сдались, скажи, пожалуйста?
- А на что тебе сдались тогда противогазы? - передразнила его я.
- Противогазы? - стушевался Петрунин.
- Да, противогазы! Я отлично помню, как в пятницу ты утащил из кабинета Галины Павловны (или ГП, что расшифровывается также как Гражданский Противогаз - самой тяжёлой классной руководительницы в мире) несколько противогазов. Ну, что ты на это скажешь?
- Так. Согласен. Действительно, Галина Павловна разрешила мне взять два старых противогаза. И что тут такого?
- Зачем?  Как ты их собираешься использовать?
- Я и не собирался их использовать.
- ?!
- Я их уже отослал своей троюродной сестре в Киев.
- А зачем они твоей сестре в Киеве?
- Скоро понадобятся. Советую тебе почаще смотреть новости по телевизору, - и Андрей, озадачив меня, удалился в направлении открытой лестницы.
А я решила сопоставить все факты и понять, что же действительно произошло. Андрей врать не любит, но, если ему не хочется говорить, может извернуться и отделаться полуправдой. Но сейчас он утверждает, что огнетушителей не брал. А сколько человек видели, что он брал противогазы? Он из этого особой тайны не делал. Что, если Андрея с противогазами заметила Лариса Станиславовна и решила раздуть из мухи слона, заменив такие похожие слова? Нет, такая ложь не под стать Ларисе. Скорее всего, она просто перепутала. Ведь это действительно очень похожие слова - и по структуре, и по значению... Точно, увидев, как из школы уходят противогазы, Лариса Станиславовна списала это на наше плохое дежурство. Значит, мой долг - зайти в кабинет к Ларисе и осторожно указать ей на её ошибку...
- Нет, Наташа, ты ошибаешься, - сурово произнесла Лариса Станиславовна, когда я выложила перед ней своё видение ситуации, - так как я ничего в этом случае не путаю. Огнетушители действительно исчезли!
- Ну, тогда я окончательно ничего не понимаю! - вздохнула я.
Лариса Станиславовна уже хотела идти по своим срочным делам, как в кабинет вошёл Андрей - как ещё недавно мне казалось - виновник всей этой суматохи. Он, отчего-то улыбаясь, сказал:
- Здравствуйте, Лариса Станиславовна. Вы искали огнетушители? Мне кажется, что я их нашёл.
- Неужели ты и огнетушители в комплекте с противогазами забрал? - воскликнула я, - может быть и они нужны сестре?
- Нет, не брал я эти огнетушителей, - бросил мне Петрунин, и, отвечая на вопросительный взор Ларисы Станиславовны, сказал:
- Когда вы говорили о том, что в пропаже огнетушителей участвовали ребята из нашего класса, а никто не хотел сознаваться, я подумал, что в пропаже огнетушителей были замешаны те, кто сегодня не приходил. Сегодня не было Кирилла Исаева и Сергея Овчинникова. Кирилл, как обычно, на соревнованиях по плаванию, а Сергей... - начал было говорить Андрей, но...
- Ты же хочешь сказать, что это они украли огнетушители? - возмутилась я.
- Нет. Я хочу сказать лишь, что две недели назад на уроке математики к нам приходила Тамара Павловна - школьный завхоз. Она попросила Галину Павловну отпустить двух мальчиков для таскания тяжестей. Помнишь,  Наташ? - спросил меня Андрей.
-  Нет, меня наверно в тот день не было, - ответила я.
- Так вот, я тогда не знал, что за тяжести они таскали, но, совместив это таскание тяжестей с пропажей огнетушителей, можно было догадаться, что в тот понедельник Кирилл с Сергеем таскали огнетушители, - сформулировал своё умозаключение Андрей.
- Так куда же Тамара Павловна велела тащить огнетушители? - подала голос Лариса Станиславовна, - я сегодня всю школу оббегала, а их нет нигде.
- А вот это мы сейчас спросим у неё самой, - заметил Андрей, высунулся в коридор и позвал, - Тамара Павловна, входите, пожалуйста.
- Тамара Павловна, - начала Лариса Станиславовна, - вот Андрей утверждает, что это от вас исходил указ убрать огнетушители с лестницы. Можно теперь, две недели спустя узнать, куда они делись?
- А в чём проблема, Лариса Станиславовна? - натурально удивилась Тамара Павловна, - Моё дело маленькое - ведать учётом материального обеспечения школы. Если вам так интересно, то да, это я велела убрать раньше времени огнетушители, потому что они мешали ремонту. Я могу идти?
И Тамара Павловна,  семеня, скрылась из нашего поля зрения.
- Вот видите, Лариса Станиславовна: эти огнетушители мешали красить лестницу, и Тамара Павловна временно убрала их, - подвёл итог Андрей.
- Уф... - Лариса Станиславовна вытерла пот со лба, - значит они всё-таки в школе. Теперь необходимо повесить огнетушители на их законные места. Пошли!
- Только мы забыли спросить Тамару Павловну, куда она их убрала, - заметила я.
- Так куда - это понятно куда, - с уверенностью сказал Андрей, - все ненужные вещи обыкновенно сносятся в кабинет технологии.
- Или в кладовку между дверьми, - добавила я.
Тамара Павловна уже ушла домой, но мы, уверенные в скорой находке огнетушителей, проверяли кладовые одну за другой. Однако ни в технологии, ни между дверьми, ни в одной из кладовых огнетушителей мы не нашли. Это было странно, так как подобные вещи всегда занимают уйму мест и видны издалека.
- Так куда они всё-таки пропали? - задала риторический вопрос Лариса Станиславовна, когда все помещения школы, включая подвал, были проверены на наличие огнетушителей. Мы с Андреем лишь недоумённо пожали плечами.
Неожиданно в вестибюль, где стояли мы, вошёл виновник всей этой неразберихи - Тамара Павловна.
- Я требую немедленного объяснения! – прямо таки зарычала Лариса Станиславовна, на которую в этот момент было страшно смотреть.
- Я - что? Я - ничего... Я только ключи забыла... - забормотала Тамара Павловна, не ожидавшая подобной атаки.
- Где. Сейчас! Находятся!! Огнетушители!!! - по нарастающей говорила Лариса Станиславовна, а бедная Тамара Павловна с каждым словом отступала на один шаг.
- Они в Горьком... - так тихо сказала она, что Лариса Станиславовна, по-видимому, не расслышала.
- Что? Огнетушители выбросили на помойку? - ошибочно догадалась она.
- Что значит "выбросили"? - возмутилась теперь Тамара Павловна, - это же запрещено по инструкции! Я вызвала специальную машину и их отвезли в Нижний Новгород на утилизацию.
- Утилизацию? - наконец поняла Лариса Станиславовна.
- Да, утилизацию! - гордо заявила заведующая хозяйством, - пройдёмте ко мне в кабинет, я могу показать вам, во сколько эта утилизация обошлась нам.
- Но зачем надо было утилизировать огнетушители только из-за того, что надо было красить лестницу? - не сдавалась Лариса Станиславовна.
- Нет, лестница тут ни при чём. Просто у огнетушителей истёк срок годности, вот и всё! - поставил точку в споре победивший завхоз.


Рецензии