Капитаны пьющие, непьющие и малопьющие

Уже не первый раз на новый сюжет меня наталкивают рассказы Андрея Абинского. В данном случае, это даже и не его рассказ, но прочёл я его у Андрея - http://www.proza.ru/2016/09/26/937. Называется он  "Записки капитана дальнего плавания". Очень интересно, грамотно, со знанием дела классифицировал своих коллег старый моряк, капитан дальнего плавания Юрий Петрович Панченко.


Конечно, я не обладаю ни правом, ни компетенцией характеризовать капитанов, но за пятьдесят лет в море я видел их столько, что очень хочется и самому попробовать. Поэтому  для характеристики  и классификации их я выбрал единственное качество, в котором я компетентен: отношение к алкоголю.


В качестве введения в моё "исследование" скажу, что на морском судне любой капитан - царь и Бог, или по крайней мере, его наместник на Земле. И спиртное, за исключением личных запасов, которых и быть-то не должно на борту, всегда находится под замком, а ключ от него - у капитана. А капитан - тоже человек, с огромной ответственностью, разделить которую ему зачастую не с кем.

Итак, вид  первый: капитаны-трезвенники.
 
Подвиды:
 
1. Не пьющий по состоянию здоровья - нормальный капитан.  Часто - хороший человек и специалист. К умеренной выпивке на борту относится с пониманием.
2. Не пьющий по убеждениям - ведущий здоровый образ жизни, но не навязывающий его другим.  Часто - хороший человек. Зачастую и моряк замечательный. Пьют при нём немного, но сухого закона на судне нет.
3. Не пьющий временно, именно в море, отдающий себе отчёт в том, что море пьяных не любит. Лучший подвид из трезвенников. Как правило, очень опытный и битый жизнью. Пьяниц на борту не держит, и старается списать их на берег при первой возможности.


Вид второй -  алкоголики.

Подвиды:

1. Пьющие в одиночку, "зеркальщики".  Нормальные капитаны, но в трудные моменты могут уйти в штопор. Непредсказуемы. Работать с такими неприятно и трудно, даже опасно.
2. Запойные - худший вид морских алкоголиков. Дверь на замке, решить какой-то вопрос в запойный период невозможно. Хорошо, если старший помощник способен принять на себя руководство, и принимает его.
3. Бывший алкоголик - страшный человек. На судне царит строжайший сухой закон. Но сам капитан может уйти в запой в самый неожиданный момент. Работать с таким тяжело и крайне нежелательно.

Вид третий - нормальный человек!

Пьёт мало и редко, и полностью контролирует ситуацию на судне. Под свою ответственность разрешает выпить и другим, по поводу общепринятых или семейных праздников. Работать с таким легко и приятно. Конечно, у него могут быть и недостатки, как у каждого человека, но это выходит за рамки моего "исследования".

P.S. Рассказ с претензией на юмористичность. Самих капитанов, вполне мною уважаемых людей, прошу не обижаться. Шутка юмора. Суббота.


Рецензии
Занятная классификация! Правда, для меня она осталась не совсем внятной, ибо плохо представляю себе функции капитана на судне, и какие трудности возникнут у коллектива, если капитана угораздит уйти в запой. Если судно не пойдёт из-за этого ко дну, то, может, капитан, хе, не так уж и нужен?.:))) Далекой от морской жизни публике, может, было бы понятнее с примерами.:))

Анна Лист   07.11.2025 11:39     Заявить о нарушении
У хорошего капитана и старпом хороший, готовый его заменить. Другое дело, что у него своя работа есть плюс вахта 8 часов в сутки.

Михаил Бортников   07.11.2025 12:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.