На Карельском перешейке

За полемикой историков, спорящих до сих пор о том, кто первый начал войну на Карельском перешейке, мы забываем о тех, кто воевал и пал в этой хоть и непродолжительной, но жесточайшей бойне XX века. Всего 105 дней продолжалась особо не афишируемая в советской историографии война. Среди её участников Сергей Федорович Ячник.
Начало биографии
Сергей Федорович Ячник родился 12 сентября  1917 года в селе Рожны ныне Броварского района Киевской области Украины в крестьянской семье.
Окончил три курса рабфака. В 1936 году призван в ряды Красной Армии. Окончил досрочно Орловское бронетанковое училище (1939),  Во время советско-финской войны 1939—1940 гг. — командир танкового взвода 90-го танкового батальона 20-й танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта.
Советско – финская война  (1939-1940)
К марту 1940 года уже три месяца шли ожесточённые бои на Карельском перешейке. Боевые действия осложнялись необычайно суровой зимой. Глубокий снег почти исключал продвижение наших войск и особенно боевой техники вне дорог, а они были заминированы, прикрыты огнём долговременных сооружений противника.
Почти месяц тщательно готовились советские войска к прорыву укреплений линии Маннергейма. После длительного артиллерийского обстрела пехотные подразделения во взаимодействии с танками штурмом овладели многими опорными пунктами противника и продолжали развивать наступление. Но затем дальнейшее продвижение замедлилось. Сильным артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём на заранее пристрелянном рубеже были остановлены подразделения 20-й танковой бригады и 123-й стрелковой дивизии. Все попытки овладеть этим рубежом с ходу не давали результата. На пути продвижения советских войск оказалась сильно укреплённая высота 13,7, превращённая в мощный опорный пункт.
В ночь с 6 на 7 марта 1940 года финны открыли в районе города Выборга шлюзы Сайменского канала. Мощный поток устремился по системе рек и озёр, затопляя всё на своём пути. Вблизи станции Тали уровень воды поднялся почти на два с половиной метра. Огромная площадь превратилась в непроходимые топи.
Командир танкового взвода лейтенант С. Ф. Ячник на рассвете 7 марта 1940 года получил приказ танками своего подразделения поддержать наступление пехоты и с захватом высоты 13,7 перерезать железную дорогу в районе станции Тали.
Через речку сапёры находят переправу. Двое суток люди не смыкают глаз, днём работают в лесу, а ночью строят мост. К концу второй ночи переправа была готова. По ней и устремились к высоте танки. Но переправиться на вражеский берег успели лишь два танка да небольшое число пехотинцев. Противник разрушил часть моста своим огнём.
Враг с высоты вёл сильный огонь. Один за другим выбывали из строя наши бойцы. Погиб и командир стрелкового подразделения. Солдаты перебежками накапливались за камнями у проволочного заграждения. С. Ф. Ячник приказал заряжающему огнём танковой пушки проделать проход в заграждениях. Приказ был выполнен. Танк двинулся вперёд, преодолел заграждение, но при подходе к вражеским окопам прочно засел на каменном надолбе. Гусеницы беспомощно вращались, не доставая земли. Из траншеи выскочило около десятка финнов и стали бросать в сторону танка гранаты и бутылки с горючей смесью. Времени на размышления не было, и С. Ф. Ячник принял решение возглавить атаку пехотинцев. Он выскочил из танка и побежал вперёд, увлекая за собой бойцов.
Когда атакующие добежали до укреплений противника, по ним ударили пулемёты. Солдаты залегли. Тогда С. Ф. Ячник, зарываясь в снег, пополз к ближайшему доту. Первой же гранатой ему удалось угодить прямо в амбразуру. Пулемёт умолк, и белофинны по ходам сообщения стали отступать в глубь опорного пункта.
Рядом с С. Ф. Ячником упал смертельно раненный в голову боец. Лейтенант взял из его ослабевших рук винтовку. В этот момент из-за деревьев выскочила группа финнов. Впереди бежал офицер. Завязалась рукопашная схватка. Офицер выстрелил в С. Ф. Ячника из маузера, пуля пробила полушубок. В этом рукопашном бою С. Ф. Ячник вместе с бойцами уничтожил 15 вражеских солдат и офицера.
Когда красноармейцы начали продвигаться дальше, в глубь обороны противника, неожиданно сбоку открыл огонь вражеский дот. Не растерявшись, С. Ф. Ячник метнул в его амбразуру гранату. Из дота выскочило несколько врагов. Один из них пытался выстрелить, но лейтенант опередил его. Остальные подняли руки.
Вдали послышался шум мотора. Это советский танк, преодолев надолбы, спешил на помощь. Атака завершилась успешно. Вражеская оборона была сломлена. Путь к станции Тали расчищен. То был последний серьёзный рубеж на подступах к Выборгу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за мужество и отвагу, проявленные в боях при прорыве укреплений врага лейтенанту Сергею Фёдоровичу Ячнику присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 350).
Интересны воспоминания С.Ф. Ячника, опубликованные на сайте https://varjag-2007.livejournal.com/1224097.html:
« В январе 1939 г. после окончания танкового училища я получил назначение в Ленинградский военный округ в 19-ю танковую бригаду, которая дислоцировалась в городе Пушкине. В апреле меня и еще нескольких командиров взводов перевели в 20-ю танковую бригаду в Павловск. Командир Семён Васильевич Борзилов отличался строгим нравом. Поговаривали, что он был царским офицером. В новой бригаде я был назначен командиром взвода 1-й роты 1-гобатальона. До начала войны мы довольно интенсивно занимались боевой подготовкой. И вот в конце ноября 1939 г. произошёл инцидент в районе советского пограничного селения Майнила, в ходе которого были жертвы с нашей стороны. В части состоялся митинг, и выступающие осудили провокационные действия финской военщины.
А на рассвете 30 ноября 1939 г. мы на танках Т-28 перешли реку Сестра. Наступали на Выборгском направлении. Тяжело далось нам то наступление! Доты глубиной в два этажа, имевшие на вооружении несколько пулемётов и орудий, система огня которых позволяла финнам обеспечить многослойность его на всём участке с фронта и тыла. Толщина наружных стен и потолочных перекрытий достигала полутора-двух метров. А значительные запасы боеприпасов и продовольствия позволяли гарнизонам длительное время самостоятельно обороняться. Разветвлённая система сообщения между дотами давала возможность обороняющимся менять огневые позиции в случае опасности.
Необходимо также признать, что финская армия была неплохо организована, вооружена и обучена. Высокая индивидуальная подготовка позволяла финнам действовать очень эффективно. К тому же для них мы были все-таки врагами, захватчиками. Особенно хотелось бы отметить экипировку элиты финской армии — шюцкоровцев. Небольшие, но очень маневренные отряды лыжников, вооруженные пистолетами-пулемётами «Суоми», а также легкими миномётами, действовали особенно дерзко и умело в нашем тылу. Финны отменно знали местность, были прекрасными разведчиками. Свои вылазки шюцкоровцы совершали, как правило, ночью. Они были также мастаками в организации засад.
А ещё обе стороны вели агитационную войну. Мы им свои листовки сбрасывали, значит, за советскую власть, чтобы они своих буржуев повыгоняли. Ну, а финны нам свою «бумагу» — на самокрутки. Так что недостатка в бумаге мы не чувствовали. А если серьёзно, то от финских листовок нужно было держаться подальше. Ведь соответствующие органы не дремали.
На той войне многие мои товарищи были героями. А что касается меня, то я выполнял свой долг. Тот бой, за который я получил высокую награду, до сих пор жив в моей памяти. Это было 7 марта 1940 г. Наша 20-я танковая бригада во взаимодействии со 123-й стрелковой дивизией наступала юго-восточнее Выборга. После того, как сапёры ночью навели переправу через реку, мы ринулись на противоположный берег. Но враг не дремал, мощный артналёт разметал наш мост. Всего лишь три машины успели проскочить на ту сторону. Финны открыли шлюзы Сайменского канала, превратив местность в непроходимую топь. Мы были отрезаны от своих, но паниковать было некогда. Ожесточённый пулемётно-ружейный огонь прижал нашу пехоту, остановились танки. Пришлось мне переквалифицироваться в пехотного командира, чтобы оторвать от спасительной земли штурмовую группу и повести её в атаку. Короткий рукопашный бой позволил овладеть железнодорожной станцией Тали...В бою страха не чувствуешь. А эта схватка была настолько скоротечна, что мне запомнилось лишь то, что я бегал от дота к доту и бросал во вражеские амбразуры гранаты. На ремне у меня было два подсумка Ф-1, поэтому я остановился, когда они оба оказались пусты. Финны были настолько деморализованы нашим напором, что им ничего не оставалось делать, как капитулировать. Задача была выполнена. Всего мы в тот день пленили 32 человека. Ваш покорный слуга взял девять «языков». После боя меня вызвал комбриг Борзилов. Поздравив с успехом, он назначил меня командиром роты 90-го танкового батальона. А 12 марта 1941 г. я по радио получил приказ о прекращении наступления. Между СССР и Финляндией был подписан мир. Спустя девять дней мне было присвоено звание Героя Советского Союза».

Великая Отечественная война
В годы Великой Отечественной войны С.Ф. Ячник воевал на Западном, Воронежском, 2-м Украинском, 2-м Белорусском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях под Москвой, на Курской дуге. Затем он командовал танковой бригадой в Корсунь-Шевченковской и Уманско-Днестровской операциях, в Румынии, в Прибалтике и Восточной Пруссии. В этих боях был три раза ранен.
В 1951 году отважный офицер-танкист окончил Военную академию бронетанковых и механических войск.
С мая 1951 года по июль 1955 года возглавлял Омское танко-техническое училище (ныне Омский танковый инженерный институт).
С 1961 года полковник С.Ф. Ячник — в запасе. Жил в Киеве. Работал директором республиканского учебно-методического кабинета.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Указом Президента Украины от 5 мая 2008 года Герою Советского Союза С.Ф.Ячнику присвоено звание «генерал-майор».
Умер 23 августа 2010 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.


Рецензии