Закон един, но люди просто разные

1 января 1874 года был опубликован Манифест «О введении всеобщей воинской повинности» , согласно которому государство озаботилось более совершенном способом «пополнения Наших войск, с привлечением к воинской повинности всех вообще сословий».
Первым же пунктом новый Устав объявлял, что «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности».
Однако на деле громогласные эти фразы были лишь «сотрясанием воздуха», т.к. закон предоставлял отсрочки и льготы лицам определенного рода занятий, звания и имущественного положения. Так, от военной службы освобождались священнослужители, представители наук и искусств, врачи и ветеринары, преподаватели средних и высших учебных заведений. На ряд лет освобождались от военной службы владельцы торговых и промышленных предприятий. Кроме того, на военную службу не призывались большие контингенты населения нерусской национальности, проживавшего на окраинах России.

****

Тем не менее, определенным сдвигом в существовавшей прежней системе сословных взаимоотношений, этот закон можно было назвать (хотя и с большим трудом). Не только в теории, но и на практике стали появляться нижние чины из представителей привилегированных прежде сословий, чего раньше и представить-то себе было невозможно!
Например, в XVIII веке при «матушке Екатерине» служба на практике подчас была лишь формальной. Дворяне сразу после рождения записывали своих сыновей в полки рядовыми, получали для них отпуска «для образования» и к 14-16 годам недоросли получали офицерские звания. Ну, разве можно это назвать полноценной службой в нижних чинах?
В целом иерархия в русской армии была строго сословной. Если и были дворяне-рядовые, то явление это было из ряда вон выходящее – например, наказание за какую-либо провинность.
В целом, дворянин-нижний чин - это была полная нелепица тогдашнего времени. Точно такой же несуразицей можно считать и генералов из крестьян (однако, российская история до начала XX века таких примеров не знала).

****

Всеобщая воинская повинность, по крайней мере, декларировала определенное равенство: отныне сына дворянина и сына священника могли по закону призвать точно также, как и сына крестьянина, и определить их на службу В ОДНИХ ЧИНАХ и в один и тот же полк!
Хотя существовали и специальные законодательные «лазейки» - при определенных условиях можно было пойти вольноопределяющимся и самостоятельно выбрать место службы (чем, собственно, многие дворяне и пользовались).
Тем не менее, лично мне не совсем понятно, как могло быть, что, спустя всего лишь 13 лет (!) после отмены крепостного права дворянский сынок, которого воспитывала дюжина нянек, барчук, наследник громадного состояния, вдруг стал спать в одной вонючей казарме со своим бывшим холопом, да еще и рядом!

ВАМ САМИМ НЕ СМЕШНО?

С другой стороны, а что удивляться? Можно подумать, в СССР, например, сыновья членов Политбюро ЦК КПСС точно так же, как и мы, мотали портянки и спали на металлических кроватях?
Я честно сказать, такого не припомню…


Рецензии