Про фиговину и марсиан

В субботу Мишка Красавкин прогулял физру. Ну, бывает, чего там. Вместо физры пошёл шляться по окрестностям и за Светлой Горкой наткнулся на Фиговину. Там, за Горкой, в последнее время сносили частные дома и сваливали разный мусор, и можно было наткнуться на вполне интересные вещи. Мишка там нашёл керосиновую лампу, вполне рабочую, в которую за отсутствием керосина налил бензин- ничего, горела, как миленькая. И ещё пластинки старинные нашёл, много. Кидались ими всем двором. Пластинки, как оказалось, замечательно летают по довольно замысловатой траектории… Батя отловил одну, сильно огорчился и послал искать все остальные, но где уж там… Ругался потом и обзывал «поколением пепси» и «покемоном». Подумаешь, какой- то там редкий диск какого- то «пинк флойда». Ну что такое этот «пинк флойд» и зачем этот древний диск, если его слушать даже не на чем? В старину для них специальные проигрыватели были, теперь таких уже нету… а батя за него неделю психовал. Странные люди, эти взрослые. И челюсть дома держать запретили, а она гораздо интереснее какой- то там пластинки. Она с зубами. От непонятно какого животного. Может, вовсе от древнего, вымершего. Мамка ругалась и выкинула. И противогаз выкинула. Ну и что, что немного рваный? Хорошая же вещь, нужная. Хорошо хоть, магнитофон старинный не выбросила, а просто прогнала к бате в гараж. Мишка с Костяном тогда магнитофон разобрали и вдумчиво изучили начинку, а потом починили, и он теперь радио передаёт. Можно всякое- разное слушать, какое хочешь. Ну ладно, батя тогда помог и чего куда подсказал, и паять научил. Разбирать вещи и смотреть, как они устроены, Мишке нравится. Костяну уже не очень, он больше «в контакте» сидит и в игрухи долбится…
Обо всём этом и ещё о сотне вещей размышлял Мишка, когда увидел Фиговину. И сразу понял, что это именно «Фиговина», вот так, с большой буквы. Она самая и есть.
«Фиговина»- слово взрослое и уважительное. Веское такое. Увесистое даже. «Петрович, одолжи ту фиговину»,- говорит батя соседу по гаражу. «Не вопрос, Алексеич.» Солидное слово- Фиговина. Про мелочь всякую, чепуху, говорят- «фигня». Слово мелкое, легковесное, не вкусное на языке.
Ни на что совершенно не похожая вещь. Не пластмасса и не железо. А внутри гладенькая, как ракушка, а в глубине- пористая, что ли… не разглядеть толком. И местами блестящая, а местами- нет. Странная штука. Никогда Мишка таких не видел и сравнить даже не с чем.  Сунул он её в мешок со «сменкой» и порысил домой.
А дома, как на зло- мамка. Потому что- суббота. Мишка морду кирпичом состроил и навострился незаметно в свою комнату прошмыгнуть, но мамку разве проведёшь? Встала посреди коридора и смотрит хитро.
- Чего припёр?
- Ничего не припёр. - Ворчит Мишка. А сам уже понимает- всё, спалили.
- А в «сменке» что?
- Тебе бы в полиции работать. Вместо Мухтара. - Ворчит Мишка уже громче и обиженно. Вот отнимет сейчас Фиговину и выбросит, как пить дать. А сериал про Мухтара- хороший. Там один пёс за всю полицию работает и все дела раскрывает, и про воровство, и про убийства всякие. Потому что умный очень. Овчарки- они вообще умные и красивые. Мишка овчарку с детства просил, а они вместо неё Ростика завели. И не посоветовались, кстати. Поставили перед фактом- у тебя, мол, братик будет. А Мишка никакого братика не хотел, между прочим, он овчарку хотел. Ну вы прочувствуйте разницу, а? Где надоеда- детсадовец, который с тобой в одной комнате, а где овчарка?
- Фигня какая- то. - Пожала плечами мамка, покрутив Фиговину.- И внутри- дрянь. Липкая… ладно уж. Курочь на здоровье. Только возьми «белизну» и ёршик унитазный, что ли… и перчатки… почисть хорошенько, тогда курочь и пластай. А то будет у нас проказа и лишай стригущий.
Очень хотелось объяснить мамке разницу между презренной «фигнёй» и солидной «Фиговиной», но Мишка сдержался. Разрешила, не выкинула- и слава Богу.
- Ну вот почему так бывает? - думал в ванной, наливая в Фиговину вонючую «белизну».- Вот сначала есть девчонки. И некоторые- вполне себе нормальные и с ними даже можно водиться. Как Светка из третьего подъезда, у которой крыса. Нормальные такие девчонки. А потом они выходят замуж и рожают детей. И становятся мамками. И начинают сразу- «не ходи, не бери, не трогай, помой, почисть, проказа, вши, лишаи»… Выходит, что женщины нормальные- только, пока они девчонки? А как вырастут- с ними и водиться не стоит?
Не додумал. В почти одиннадцать лет не до того. Тщательно отчистил Фиговину, чтоб мамка не придралась, всю липкую дрянь изнутри, сколько ёршиком достал. И потащил к себе в комнату.
Молоток эту штуку  не брал. Шуруповёрт, как выяснилось, - тоже. Мишка с Костяном извели две батины биты, - и не просверлили дырки, как ни старались. Ростик внёс свою лепту в исследование, положил на неё доску и долго прыгал, а он тяжёлый, Ростик. Маленький, но толстый, потому что в нём много… вредности. И тоже- никакого толку. Потом Мишка с Костяном кидали Фиговину с девятого этажа и даже немного пожгли в костре. Опять-никакого результата. Сунули внутрь петарду. Только стенки закоптились.
Костику быстро надоело, он такой. Легкомысленный. Быстро зажигается, но потом ему становится скучно и бросает. Мишка не такой. «Упёртый, как гном в шахте, весь в отца»- жалуется мамка тёте Наде. А Мишке даже лестно. Гномы- народ надёжный, солидный. Вот что бы мамкины эльфы делали вместе с красавчиком- Леголасом, когда на них орки всей толпой попёрли, если б не гномы? То- то. А Леголас вовсе на девчонку похож. Торин- Дубощит получше будет, уж точно. Мишка вдумчиво измывался над Фиговиной неделю, но никакого результата не добился. Понял, что своими средствами не обойтись и отправился за помощью к бате.
- Нет ничего на свете, мой друг Горацио, с чем не справится наш лучший друг- болгарин. - Сказал батя и надел пластмассовые очки. Извёл три разных диска и заинтересовался. Закрепил Фиговину получше в тиски и взялся за перфоратор. Отбил с краю два маленьких кусочка - и всё. Задумчиво поскрёб затылок.
- Это надо обдумать…
Обдумывали всем гаражным коллективом, и ещё с батиной работы дядя Лёша приехал. Пиво пили и курили много, но Мишка не против. Пускай. От пива вреда нету, от него дядьки не пьяные, не дерутся и не орут. У Костика батя водку пьёт, так они с мамкой иногда вовсе к бабушке жить уходят, пока не пропьётся. Мишкин батя молодец, и остальные дядьки тоже. Хоть и старые все - а Фиговиной прониклись. Ругались даже- из чего она и зачем, и вообще- что такое… Самый старый, дядя Стёпа, у которого «приора» через три гаража, даже кусочек взял с собой в институт, и доказывал потом, что- органика, явная органика, а ему не верили, потому что ни один диск болгарочный её не взял, и перф не взял, и газовая горелка, или резак, не знает Мишка, как правильно- тоже Фиговину не разрезал. Взрослые- народ упорный и мучили Фиговину по выходным довольно долго. Изобретали всякие новые способы и спорили, что она такое. Так долго, что и Мишке уже надоело. На два лагеря разделились. Одни решили, что её  аж из космоса занесло, навроде метеорита- чем мы хуже Челябинска? А другие- что Фиговина наша, местного производства, от спутника отвалилась или от какой секретной ракеты. Вот как раз новейший сплав испытывали, например, который ничего не берёт. Военные- они такие, у них- то наука двигается, только не знает никто, не положено.
- А внутри опять плесень липкая выросла.-  Сказал Мишка, специально ни к кому не обращаясь, заскучал просто.
- Плесень- она даже в космосе не подохнет.-  Задумчиво кивнул батя.- Пишут, что живёт, хоть там и минус фиг знает сколько градусов.
- Некоторые аминокислоты не дохнут. - Так же задумчиво согласился дядя Стёпа. -И, по одной из гипотез, таким образом и зародилась жизнь на Земле. А аминокислоты, друг мой Мишка, в состав нашего генома входят, чтоб ты знал. Возможно, все мы далёкие- предалёкие потомки такой вот Фиговины. Коль, может кислотой её? Солянкой ещё не пробовали.
- А давай.
Плесень от кислоты сдохла, и Фиговина потускнела окончательно, вот и весь результат.
А потом весна кончилась, и лето настало- жаркое, как всегда, и лениво стало заниматься чем- то необязательным. Дачи начались и рыбалки с шашлыками, и просто шашлыки, без рыбалок, и прочие уважительные мужские дела- летние. Про Фиговину все забыли и отправили пылиться в ящик с морскими камушками, ракушками, непонятно откуда попавшими чепуховинами и прочим хламом, который, вроде как, выкинуть жалко и пусть будет. А Мишка давно уже старинную игровую приставку курочит, «Денди» называется. Если починит- можно к старому телеку присоединить и с Костяном вдвоём играть, а главное- ни у кого такой штуки нету…
Тханг приходил в себя долго и мучительно. Недолгие периоды страдания регенерирующей плоти сменялись спасительным забытьем, а потом всё повторялось снова и снова. Периоды страдания удлинялись. Тело восстанавливалось. Наконец, восстановилось почти полностью, и Тханг начал осознавать себя. А потом- вспоминать.
Жизнь в родном мире, такую простую и понятную- и такую нестерпимо скучную. Взросление, обучение, слияние, творчество- и постоянную скуку, и неясное томление, и непонимание окружающих. Наконец, выбор его и немногих, таких немногих- похожих на него- для особенной миссии. Как он боролся, чтобы победить и оказаться в числе кандидатов. И, наконец,- его личный прыжок во Вселенную, венец всей его жизни- долгий поиск разума. Циклы одиночества. Этот мир-очередной мир для проверки. Существа. Тханг решил было, что существа разумны и состоится долгожданный Контакт, но… существа не выказали ни одного признака разумной расы. Они не слышали Тханга, хоть он и обращался к ним на трёх уровнях мысленной речи- для разумных, для не разумных и для самых низших особей, из которых строится всё окружение разумного- от жилища до экзоскелета. Тханг кричал, как мог- но его не слышали. Существа, вероятно, являлись чем- то вроде стихийных проявлений- иначе зачем бы им было убивать тело Тханга и разрушать его внешнюю оболочку?
- Приветствую вас, коллега. - Заполнил сознание тёплый мыслеобраз.- Я ждал, пока вы полностью придёте в себя. Приятно, знаете ли, в этаком ужасном мире пообщаться с разумным…
- А вы… кто?
Если бы Тханг умел видеть, как мы, он увидел бы… окатыш, камешек с берега моря, и больше- ничего особенного. Но в присланном мыслеобразе он увидел пожилого Карс, такого же разведчика дальнего космоса. И столько было в этом мыслеобразе тепла, сочувствия, радости…Тханг отправил в ответ свой- с определением себя, с надеждой на понимание и дружбу, с упованием на лучшее будущее, с радостью от встречи разумного, с историей своей жизни и появления в этом ужасном мире, все свои чувства и мысли отправил, мыслеобраз- штука ужасно ёмкая, потому и является определяющей для всех разумных рас во Вселенной… Двое людей разговаривали бы полдня, а потом обнялись бы и, возможно, расплакались, и по плечам друг друга бы похлопали. Но эти двое людьми не были, ясное дело.
- Вы такой же заложник случайных обстоятельств, друг мой, как и я. Много циклов назад мы прибыли в этот мир, я и девять товарищей. Наш корабль оказался в местной водной среде, в ней мы, с некоторыми дополнительными устройствами, чувствовали себя вполне комфортно, но… произошёл ужасный взрыв. Причины я не знаю. Меня вышвырнуло из корабля, он был полностью уничтожен, и я могу лишь уповать на то, что хоть кто- то из моих товарищей выжил… Я оказался совершенно один. В диком мире, лишенном разумной жизни. В течении множества циклов я находился в водной среде, а потом оказался на суше. При условиях местной гравитации моя подвижность ничтожна. Почти совершенная беспомощность. Низшие живые организмы перенесли меня в данное место, и я очень рад встретить вас.
Тханг выразил скорбь из- за потери коллегой его товарищей, из- за его долгих страданий, но не смог сдержать природного скептицизма.
- Вы считаете эти… сущности… низшими живыми организмами? Готов поспорить. Я обращался к ним, как к низшим, - и не получил отклика. Ни одного отголоска мысли. А всем известно, что определяющим для разумности того или иного вида является способность к мысленной речи…
- Вскоре очнётся Йи, и он с вами поспорит, и ещё как. У него есть удивительная теория о том, что местные живые организмы развивали не внутреннюю, мысленную речь, а внешнюю. И вполне себе общаются, только нашим органам чувств их общение недоступно. Я с ним не согласен, конечно, и считаю местные образования самыми низшими формами жизни. По секрету скажу вам, что бедный Йи очень тяжело переносит разлуку с товарищами- их форма разума коллективна, - и мне кажется иной раз, что он полностью свихнулся, бедняга. Он здесь, по соседству с нами. И есть ещё Соарс, энергетическая сущность. Затрудняюсь сказать, из какой части Вселенной он прибыл, мы не пришли к пониманию в этом вопросе. Так Соарс считает, что в этом мире множество сверхразумных, разумных и частично разумных существ. Они лишены подвижности, но постоянно обмениваются огромными объёмами информации. Им подчиняются некие искусственные создания, их также множество. В одно из таких созданий Соарс внедрился и питается. Изучает. Вы не поверите, он считает, что уже скоро полностью изучит их язык, он очень простой и состоит из всплесков и отсутствия некоей энергии… всего два параметра… и оперируя всего этими двумя параметрами, местные разумные обмениваются своеобразной речью…
- Не может быть. - Отказался верить Тханг.- Заменить мыслеобраз… как разумные существа могут общаться на столь примитивных условиях? Всего два параметра энергетического спектра?
- Вы меня простите, коллега, я не слишком хорошо понимаю Соарс. Чуждый вид, как ни крути… из вашего мыслеобраза я могу представить, из какой части Вселенной вы прибыли в нашу ужасную тюрьму- но откуда прибыл Соарс, я так и не понял до конца… вы с ним пообщаетесь ещё, времени у нас… много. Меня, юноша, интересует совершенно другое. Ваш корабль… он на поверхности этого мира? Я правильно понял, он даже не слишком далеко? Вот и славно. Вот и ответ на все наши надежды. Соарс практически взял под контроль своё искусственное создание. Мы сможем добраться до корабля. Мы сможем выйти в космос. Мы сможем подать сигнал. Вы понимаете, друг мой? Я столько циклов даже… даже не мечтал.
- Про искусственные создания, которые не обладают зачатками понимания мысленной речи и команд- глупо. - Сказал Тханг.- Ну глупо же… Как можно вырастить себе, например, дом, или средство для передвижения- если они глухие? Они не вырастут даже. Потому что не будут знать, что им надо расти. И этот Соарс… бредовая идея. А у того, второго- ещё бредовей. Совсем уж… но я рад… Рад, что- не одинок.
- Никто не одинок во Вселенной. - Мысленной улыбнулся Карс.- И я рад поздравить вас, коллега, с успешным выполнением вашей миссии.
- С каким? Я ничего не достиг, чуть не погиб, моя миссия провалена…
- Вы искали разум во Вселенной. И вы наши три! Три разумные расы. Разве мало? С помощью вашего корабля мы сможем подать сигнал бедствия. И впоследствии наши расы будут контактировать. Ваше имя прославится в циклах. Об этом подумайте. О нашем спасении и будущем сотрудничестве.
Но Тханг задумался совершенно о другом. Как это- когда ты не способен передвигаться и общаешься с сородичами с помощью всего двух сигналов? А для жизни у тебя непонятно как созданные вещи и штуки, у которых не только мыслей- даже чувств нет? А вокруг- скопище самых низших и агрессивных причём форм жизни, так и норовящих тебя уничтожить? Как можно существовать в таких ужасных условиях?
Наверняка, этот самый энергетический Соарс ошибается. И второй, как его там… НЕ может разумная жизнь зародиться в таких условиях. Не может- и всё.
Мишка смотрел с крыльца на первые звёзды и на душе было как- то… странно и муторно, но не тяжко, а наоборот- легко. Мечтательно было на душе и тоска, что ли… Сложно сказать словами, когда тебе только- только исполнилось одиннадцать. Дачный день закончился, мамка ушла готовить ужин, а батя бросил возиться с машиной, вымыл руки и уселся рядом.
- А пришельцы есть? - спросил Мишка неожиданно для себя самого. - Из космоса?
- Конечно есть. - Пожал плечами батя. - Ну сам посуди- какая Вселенная огромная. Разве может быть: чтобы мы- одни- одинёшеньки? Вот сидит сейчас где -нибудь, скажем… Машка… сидит и на звёзды смотрит, и батю своего спрашивает- а есть ли, мол, жизнь на других планетах? А лет через двадцать ты на их планету прилетишь и на этой самой Машке женишся. И родятся у вас аватарчики с хвостами, симпатичные такие.
- Я серьёзно, - обиделся Мишка. Впрочем, не решил ещё, обижаться или нет. - А ты опять…
- И я серьёзно. Нам- то уже не дожить, а ты и дети твои- точно пришельцев найдут. Как пить дать. Вон, на Марсе уже роботы вовсю ползают…
- А если они злые окажутся? Как в фильмах?
- Это вряд ли, Мишка. Что люди, что пришельцы- язык у всех есть. Договоримся как- нибудь. Разумные существа- они всегда друг друга понять смогут.


Рецензии