К шестиметровому рубежу

Сегодня, 10 августа 2019 года, наша страна празднует День физкультурника. Раньше он отмечался очень широко. На Красной площади в Москве состоялся парад физкультурников, в годы жизни Сталина вождь обычно сам присутствовал на трибуне Мавзолея. Партия и правительство делала все для популяризации физкультуры и спорта, чтобы молодое поколения было здоровым и сильным. Был популярен девиз «Быстрее, выше, сильнее». 

Сегодня я хочу в честь этого праздника, о котором сейчас мало кто вспоминает, вспомнить тех,  кто соответствовал одному из призывов данного девиза – «выше».  Речь пойдет о спортсменах, занимающихся прыжками с шестом.

Уже несколько вечеров провожу у компьютера, наблюдая соревнования по легкой атлетике. Смотрю  коммерческий турнир под названием Бриллиантовая лига.  Проводится 12 этапов во многих страх мира, куда ездят ведущие спортсмены за приличными призовыми деньгами. Это Катар, Китай, Швеция, Италия, Норвегия, Марокко, США, Швейцария, Монако, Англия (два этапа).  Но спортсмен выступает максимум на шести этапах, остальные шесть пропускает, т.е. определенный вид легкой атлетики включается  в четыре или  шесть этапов.

Можете представить, сколько километров пролетают спортсмены за четыре месяца летнего сезона, с мая по август. А потом в каждом виде легкой атлетики,  в которых соревнуются атлеты (из олимпийских дисциплин нет бега на 10 тысяч метров и марафона, спортивной ходьбы, метания молота, многоборья), восемь лучших по количеству набранных очков на всех этапах попадают в финальные соревнования, которые традиционно проводятся в Цюрихе и в Брюсселе.  На этих соревнованиях и выявляются обладатели призов и виде овала беговой дорожки, увенчанной крупным бриллиантом, к которому прикладывается чек с солидной суммой денег.

Последние несколько лет я лишь изредка мог наблюдать соревнования легкоатлетов, так как наш спортивный канала «МатчТВ» почти не показывает соревнования Бриллиантовой лиги, так как наши легкоатлеты  не допущены к соревнованиям из-за допингового скандала.  И вот недавно совершенно случайно я нашел возможность посмотреть этапы Бриллиантовой лиги за 2018 и 2019 годы.  И от просмотра получал истинное  удовольствие. 

Нужно сказать, что трибуны стадионов в дни соревнований не пустовали. Конечно, это не футбольные матчи, но на некоторых больших стадионах присутствовало, по моим расчетам, от 40 до 50 тысяч зрителей.  Но я считаю, легкая атлетика такой вид спорта, что её лучше смотреть ближе к тому месту, где проводят соревнования. Например, американцы проводят этапы Бриллиантовой лиги на студенческих стадионах, где занимаются только легкой атлетикой.  Трибуна на несколько тысяч (3-4) с одной стороны, остальные зрители наблюдают или с балконов расположенных рядом зданий, или стоя вокруг ограды спортивного ядра. Сектора расположены рядом с трибуной, и происходит взаимное общение зрителей и спортсменов. Примерно такой же, число легкоатлетический стадион и в норвежском Осло, только там трибуны вмещают намного больше зрителей, и зданий вокруг стадиона больше. И на балконах этих зданий есть желающие посмотреть соревнования легкоатлетов, ведь эти этапы бывают всего один раз в году.

Одним из самым любимых зрелищ, соревнования по которому обычно завершают каждый этап Бриллиантовой лиги, являются соревнования про прыжкам шестом. Они проводятся на всех этапах, шесть раз среди мужчин, и шесть раз среди женщин.  И к завершению этих соревнований зрители стараются поближе подойти к секторам для прыжков с шестом, так как и в других секторах, и на беговой дорожке соревнования обычно заканчиваются.  Мужчины завершают прыжки, когда планка приближается к шести метрам, а женщины на метр ниже.  Что такое прыжки с шестом, почему этот вид легкой атлетике так популярен?

Прыжок с шестом — дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, координации движений. Прыжок с шестом среди мужчин является олимпийским видом спорта с Первой летней Олимпиады 1896 года, среди женщин — с Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

Возможность пропускать высоты и переносить попытки является основным тактическим приёмом в ходе соревнований. Типичный приём в случае неудачной попытки на очередной высоте  - это перенести две попытки на следующую высоту.

Соревнования в прыжке с шестом одни из самых длительных в легкоатлетических секторах, и иногда затягиваются на много часов. В последнее время рассматриваются альтернативные варианты правил, при которых спортсменам (как в тяжёлой атлетике) даётся фиксированное количество попыток на все соревнования.

Шест постоянно применялся людьми с незапамятных времён для преодоления естественных препятствий. Соревнования в прыжках с шестом проводились уже в Древней Греции, а также кельтами и жителями древнего Крита. Но только в XIX веке его стали использовать как спортивный снаряд для преодоления планки. В 1886 году было разыграно первенство Великобритании по прыжкам в высоту с шестом. В дальнейшем можно разделить три этапа в истории прыжков с шестом связанных с прогрессом в технологии изготовления снаряда.

8 июня 1912 года был впервые преодолён четырехметровый рубеж, Маркус Райт достиг отметки 4,02 м, и с неё начался отсчёт мировых рекордов. В те времена спортсмены пользовались деревянными, несгибаемыми шестами из твёрдых пород (бук, кедр). Позже начали использовать бамбуковые шесты, более лёгкие и упругие. Выбор шеста индивидуально для атлета был настоящим искусством, когда приходилось перебирать сотни деревянных заготовок. Такие шесты часто ломались, характеристики зависели от погодных условий, служили максимум два сезона, и были крайне неудобны.

Техника преодоления планки в корне отличалась от современной. После толчка шестом атлет переходил в вис, мощным махом переносил тело над планкой и,  только полностью переместившись за планку, отпускал несгибаемый снаряд. Мировой рекорд на деревянных шестах достиг в 1942 году отметки 4,77 м усилиями американца Корнелиуса Уормердама.

На Чемпионате Европы 1946 года шведские атлеты впервые продемонстрировали металлические шесты. Они были намного удобнее деревянных, но побить мировой рекорд долго не удавалось.

Знаменитый американский легкоатлет, священник, которого прозвали «летающий пастор» — Роберт Ричардс на металлических шестах дважды побеждал на Олимпийских играх: в Хельсинки (1952) — 4 м 55 см и в Мельбурне (1956) — 4 м 56 см.

Только в 1957 г Роберт Гутовски превзошел на 1 см рекорд Корнелиуса Уормердама. В итоге результат 4 м 80 см оказался потолком для металлических шестов. Этот рекорд был достигнут Дональдом Брэггом в 1960 г.

На Олимпийских играх в Риме (1960) были представлены первые образцы пластиковых шестов, которые произвели революцию в этой дисциплине. За 34 года мировой рекорд вырос с 4.80 до 6.14 м. Фиберглассовые шесты способны сгибаться, накапливая кинетическую энергию спортсмена так, что стрелка прогиба достигает 100—130 см у пятиметрового шеста. Затем шест распрямляется, выбрасывая прыгуна к планке. Это потребовало полностью переработать технику прыжка и повысило требования к скоростной и физической подготовке атлетов.

Современный шест для прыжков представляет собой высокотехнологичный спортивный снаряд, изготовленный из композитных материалов. Производителями принято градуировать шесты по длине (высоте хвата на шесте) и весу прыгуна, например длина шеста 4,9 м (место хвата — 4,5 м), для веса от 75 до 80 кг. Чем на больший вес рассчитан шест, тем более он жёсткий. Прыгуны обычно подбирают себе набор шестов, для разных высот — разной длины и жёсткости в зависимости от своих индивидуальных особенностей.  Производители изготовляют шесты любой длины, индивидуально для атлетов высокого класса. Однако использование более длинного шеста вовсе не означает возможность сделать более высокий прыжок. При неправильном подборе и использовании шеста он может сломаться, что может повлечь травму атлета. Для обеспечения трения и надёжного хвата шеста ладонями спортсмены часто пользуются специальными составами.

Прыжки с шестом – сложный в техническом отношении вид легкой атлетики, поэтому для овладения техникой и нужным уровнем физической подготовки, поэтому слишком молодых шестовиков среди ведущих спортсменов практически нет. Пожалуй, лишь швед Арман Диплантис еще молодой, кто выступает в соревнованиях Бриллиантовой лиги.  Но, несмотря на молодость, в его активе есть прыжок на 6 метров.  Покорили эту высоту и все остальные, кто входит в пул сильнейших шестовиков – поляк Петр Лисек, американец Сэм Хендриксон, наш Тимур Моргунов, который хорошо выступал в прошлом году, но исчез в этом. Старше всех признанный лидер  прошлого олимпийского цикла француз  Рено Лавеллиньи, который выиграл почти все соревнования, кроме Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.  Примерно равный уровень подготовки этих шестовиков делает результат их соперничества непредсказуемым. На одном этапе побеждает один, на другом – его соперник.  К огорчению поклонников  Лавеллиньи  уже в прошлом году  француз стал все чаще проигрывать более молодым,  ему перестали покоряться высоты, которые он раньше щелкал, как орешки.  Все верно. Невозможно держать высокий уровень спортивной формы на протяжении многих лет, даже в течение одного сезона бывают спады.  14 этапов Бриллиантовой лиги, включая финальные, на протяжении четырех месяцев – это очень долго.  Случаются травмы, недомогания, все это сказывается на уровне спортивной формы любого спортсмена.

Как я уже написал, Бриллиантовая лига – коммерческий турнир. За участие каждый спортсмен получает деньги, оплачиваются все перемещения по миру, победители получают очень большие призовые.  Раньше выступали за страну, а сейчас в честь победителям на этапах вручают лишь букет цветов, и где-то в подтрибунных помещениях – финансовый чек на энную сумму.  Поэтому наши спортсмены, входящие в число сильнейших в мире, которых приглашают на соревнования Бриллиантовой лиги,  выступают под нейтральным флагом, коль всей федерация легкой атлетике России не вернули аккредитацию.  И сейчас лишь три-четыре наших спортсмена можно увидеть на соревнованиях Бриллиантовой лиги. Увы, среди них нет ни одного шестовика, хотя этот вид спорта в СССР и России дал шесть прыгунов, кто преодолел высоту в шесть метров, а наш Сергей Бубка 17 раз устанавливал мировые рекорды, подняв  их на такую высоту, к которой никто не может приблизиться – 614 см на открытом воздухе.  Рекорд стоит непобитым с 1994 года.  А все его соперники отстали на 10 -15 см, а нынешние прыгуны – на добрых 12-14 см.

Что меня всегда поражает, когда я смотрю соревнования шестовиков – так это дружеское, очень теплое отношение друг к другу.  Соревнования длятся больше двух часов, и всё это время они поддерживают один другого, советуют, если кто-то сбил планку, какой шест лучше взять, на каком расстоянии от короба, куда упирается один конец шеста, поставить стойки, на которых держится планка.  Все радуются, если планка преодолена, хотя эту высоту взял их соперник. Не раз видел, как то-то делится с другим даже напитком. Среди женщин, прыгуний с шестом, такого нет.  Там обычно спортсменки держатся особняком, даже не смотрят на прыжки соперниц.

Преодолеть шесть метров до сих пор является высшим уровнем в прыжках с шестом. И хотя эту высоту за тридцать лет перепрыгнули немало спортсменов, шесть из них имеют советский или российский паспорт, но если всех прыгунов разделить на тридцать лет, получается, что всего 3-4 человека реально соперничают в отдельные периоды.  Вот и сейчас прыгунов с шестом, которые реально претендуют на победу, всего 4-5 человек, и наблюдать за их соперничеством мне доставляет истинное удовольствие.

У женщин таким же магическим действием обладает пятиметровая высота. Впервые она была преодолена нашей олимпийской чемпионкой Еленой Исинбаевой в 2009 году, и с тех пот её преодолели всего три прыгуньи, включая саму Исинбаеву.  Все остальные только стремятся к этой высоте.

В те годы, когда парады физкультурников проводились на Красной площади, спортсмены прыгали даже с шестом. Тогда чемпионом был Николай Озолин, но его результаты с металлическим шестом были чуть выше 4-х метров.  Увы, сейчас таких прыжков на Красной площади нет, и мне, бывшему в молодые годы действующим спортсменом и остающимся болельщиком очень жалко, что занимающихся физкультурой и спортом в России не так много, как было в пору моей юности.


Рецензии