Семья Макси

Наталия  Май











Семья   Макси



ОДНОАКТНАЯ   ПЬЕСА




















1998 г.




Действующие лица



Макси  Шеридан

Молли  Ричардс

Джон Бейли





Действие происходит в нью-йоркской квартире Макси.

























Вечер.  Гостиная.  Джон,  забравшись
с  ногами  на  кушетку, что-то  пишет.
Появляется Молли. Она слегка пьяна.


Молли:  Эй, а где Макси?
Джон (он ее не заметил): Что ... (поднимая глаза) Простите. (встает)
Молли (вяло):  Да ладно. Где он?
Джон  (подходит к ней):  Вы - Молли? Мы ждали вас завтра.
Молли:  Я передумала. Могу я передумать?
Джон  (смущенно):  Я вас чем-нибудь обидел?
Молли  (хихикает):  Нет, малыш. Куда тебе...

Входит Макси.

Привет, братишка. (бросается ему на шею)
Макси  (целуя ее в щеку):  А твои вещи?
Молли:  Кинула в гостинице.
Макси:  Ну, мы же договорились...
Молли:  Молчи и слушай. Я вовсе не уверена, что хочу застрять здесь в этом паршивом городишке и выслушивать нотации адвокатов Фила.
Макси  (успокаивающе):  Ну, ну, Молли...
Молли  (всхлипывая):  А у тебя я совсем чокнусь.
Макси:  Решила уехать? Опять?
Молли:  Завтра мой самолет.
Макси:  Куда на этот раз?
Молли  (раздраженно):  Макси, это не твое дело.
Макси  (нежно, обнимая ее):  Спокойно, спокойно, детка.
Молли:  Изображаешь мою мамочку? Как в детстве?
Макси:  Не заводись, детка. Я же не Фил.
Молли:  Будь ты Филом, тебя бы уже не было в живых.
Макси  (смеется):  У тебя еще будет такая возможность. Кстати, как он?
Молли:  Макси! (шутливо грозит ему кулаком)
Макси:  Ну вот - ты улыбнулась. Джон, ты уже познакомился с моей сестрой?
Джон  (вежливо):  Я очень рад.
Молли  (Макси):  Кажется, я ему нагрубила.
Макси:  Он о тебе наслышан.
Молли  (с притворным возмущением):  Что-о?
Джон  (преодолевая смущение, улыбается):  Он прав.
Молли:  Выкладывайте. (поворачивается к Джону)
Джон:  Макси...
Макси:  Не обращай внимания. Я схожу за сигаретами и куплю чего-нибудь на ужин.
Молли:  Макс!
Макси  (останавливаясь в дверях):  Я знаю, что ты хочешь сказать, и мой ответ - нет.
Молли:  Ну, пожалуйста...
Макси:  Ты уже достаточно выпила, Молли.
Молли  (топая ногой):  Черт! Я уже большая девочка.
Макси:  Расслабься. Я испеку тебе твой любимый шоколадный торт. Джон, проследи, чтобы она хорошо себя вела.

Уходит.

Молли:  Черт знает что... Вы знаете, сколько мне лет?
Джон:  Ну...
Молли  (медленно идет к нему):  Нет, вы скажите... ну сколько...
Джон:  Молли...
Молли  (вкрадчиво):  Как вы думаете?
Джон:  Вы на год младше Макси. Ему сорок четыре.
Молли  (откидывая голову):  Вы зануда, Джон. Вам это говорили?
Джон:  Не припомню что-то.
Молли  (смотрит на него в упор):  Я вам это говорю.
Джон:  Боюсь, я не слишком галантен.
Молли:  Считаете меня неврастеничной дурой... пьяницей...
Джон  (очень серьезно):  Нет, Молли.
Молли:  А сколько вам... Дайте я угадаю... Тридцать четыре... (Джон улыбается) Меньше?
Джон:  Мне тридцать семь.
Молли:  Джон, вы мне нравитесь... Пожалуй... я готова вам поверить.
Джон:  Я выгляжу моложе?
Молли:  О, да.
Джон:  Я представлял вас иначе.
Молли:  Ну-ну... интересно...
Джон:  Усталой, издерганной... а главное - молчаливой. (Молли смеется) Правда, правда. С греческим профилем...
Молли:  Ну, с профилем вы промахнулись.
Джон  (еле слышно):  Не сказал бы.
Молли:  Макси меня описывал?
Джон:  Он вас так любит.
Молли:  И вас.
Джон:  Вам это неприятно? (пристально смотрит на нее)
Молли:  Я вас тоже представляла иначе. Прежний приятель Макса... (осекаясь) впрочем, ладно.
Джон  (не сводя с нее глаз):  Вы не ответили.
Молли:  Я люблю своего брата.
Джон:  Полагаю, это и есть ответ.
Молли:  У меня  никого нет, кроме него. Понимаете?
Джон:  Я могу сказать то же самое.
Молли:  А ваша семья... ну, родственники...
Джон:  Давайте не будем об этом.
Молли:  Давайте не будем. Джон, вы знаете, что за паршивая штука - развод?
Джон:  Молли, я знаю, что вам плохо.
Молли  (падает в кресло):  Черта с два. Я просто устала... нервы... когда разводишься в третий раз, уже не знаешь, что о себе и думать.
Джон:  Вам не повезло.
Молли:  Джон, вы потрясающе вежливый малый. Ну, просто с ума сойти можно.
Джон:  Я знаю, вас сейчас все раздражает. Особенно...
Молли  (смотрит на него исподлобья):  Вы слышали о той истории...
Джон:  Молли...
Молли:  Макси вам говорил?  (взорвавшись) Да сядьте вы, не мозольте глаза.
Джон  (покорно садится на стул):  Молли, вы ведете себя так, будто я ваш злейший враг. Не понимаю почему... О той истории я слышал. Неужели вы думаете, что я... осуждаю... то есть...
Молли  (еле слышно, закрыв глаза):  Давно ли вы стали таким понимающим...

Входит  Макси.   Молли  внезапно
вскакивает и выбегает из комнаты.

Макси:  Ей тяжело.
Джон:  Ее нужно оставить в покое.
Макси:  Ну а ты как?
Джон:  Лучше скажи, что у нас на ужин.
Макси:  Сюрприз. Все  - никаких вопросов.

Звонит   телефон.  Джон  выходит из
                комнаты. Через   несколько  секунд
                появляется Молли. Макси наливает
                себе чай.

Молли:  И мне налей, пожалуйста.
Макси  (дает ей стакан):  Держи. Вы что, успели поцапаться?
Молли:  Я просто невыносима.
Макси:  Как обычно.
Молли:  Ты устал от меня.
Макси:  Прекрати эту жалобную песенку, Молли. В детстве, когда ты доводила всех до белого каления, тут же начинала ныть - меня никто не любит, я никому не нужна. Так ты давала понять, что тебе в общем-то стыдно.
Молли:  Мне и сейчас стыдно.
Макси:  Я вижу.
Молли:  Джон...
Макси:  Джон все понимает. И я все понимаю. Отвлекись ты от своих обид хоть ненадолго, Молли. Пройдет...
Молли  (зло):  Пройдет. И жизнь пройдет.
Макси:  Сейчас с тобой бесполезно разговаривать. Тебе нравится играть трагическую роль брошенной жены.
Молли:  Заткнись.
Макси:  Ты так увлеклась этой ролью, что забыла спросить себя - ты чувствуешь к Филу хоть что-нибудь, кроме злости?
Молли  (угрюмо):  Фил все еще мой муж. И эта сучка его просто так не получит.
Макси:  Значит, он тебе нужен? А он об этом знает?
Молли:  Да заткнись ты... И зачем я только сюда пришла?
Макси  (подходит к ней и обнимает):  Прости. Молли, я не хочу, чтобы ты уходила. Переночуй в этой комнате. Не возвращайся в отель, чтобы напиться там. Прошу тебя.
Молли:  Не можешь забыть, как это было в прошлый раз?
Макси:  Джону я ничего не рассказывал.
Молли: Но он читает газеты. Господи, как же я оскандалилась...
Макси: По крайней мере, проявила изобретательность. Позвонить пожарным и представиться Жанной д’Арк...
Молли:  Я же была не в себе.
Макси:  Ты просто осушила три бутылки вина и подожгла свои вещи в машине.
Молли:  Макси, не надо. Ты же знаешь, я больше не пью...
Макси:  Молли, посмотри на меня.
Молли  (отводя глаза):  Ну... не так.
Макси (мягко, настойчиво): Молли, я хочу, чтобы ты посмотрела мне в глаза.
Молли:  Хорошо. Черт с тобой. Я выпила полбутылки.
Макси:  Когда?
Молли:  Вчера... то есть ночью...
Макси:  Ну все, хватит. У меня к тебе одна просьба - будь осторожнее с Джоном.
Молли:  О чем это ты?
Макси:  Когда мы познакомились... ну, в общем, он был не в лучшем состоянии, чем ты теперь. А знаешь, где мы познакомились? Он жил по соседству, и в один прекрасный день я услышал крики, выломал дверь в его квартиру и нашел его загибающегося в ванной в луже собственной рвоты. Я вызвал скорую помощь. Ему промыли желудок, и там я узнал, что случилось. Он проглотил целую упаковку снотворного, а потом сам испугался... и позвал на помощь.
Молли:  А после больницы он переехал к тебе.
Макси:  Не сразу... но...
Молли:  Любишь ты несчастненьких.
Макси:  Его я просто люблю.
Молли:  Вижу.
Макси:  Не обманывайся на его счет. Он такой спокойный... ровно до тех пор пока в его голове что-нибудь не взорвется и...
Молли:  Мы с ним похожи.
Макси:  Ты сильнее.
Молли:  Ты думаешь?
Макси:  Да.
Молли:  Спасибо, братик.
Макси:  Не забывай об этом. Обещаешь?
Молли:  Обещаю.  (шутливо пинает его) Не смотри так серьезно.

Входит Джон.

Джон:  Кажется, все получилось. Меня наняли.
Макси:  Ты едешь?
Джон:  На следующей неделе. Подожди, Макси...   мы  едем...
Макси:  Я думал, ты захочешь отдохнуть от меня.
Джон  (меняясь в лице):  Конечно, если ты не хочешь...

Раздается телефонный звонок.

Молли  (смотрит на часы):  Это меня... извините, ребята...

Убегает в соседнюю комнату.

Макси:  Джон, что с тобой?
Джон  (рассеянно бродя по комнате):  Видишь ли, я не готов к одиночеству. Я его боюсь.
Макси:  Там ты не на секунду не останешься один, не волнуйся.
Джон:  Ты не понимаешь. Одиночество - это там, где нет тебя.
Макси:  Я здесь, Джон.
Джон  (еле слышно):  Ты думаешь, я должен ехать один?
Макси:  Ты же знаешь, как я не хочу тебя отпускать. Мне кажется, я уже скучаю.
Джон  (подходит к нему и обнимает):  Поедем со мной, Макси. Это ненадолго.
Макси:  Вот именно.
Джон  (отпрянув):  То есть?
Макси:  Шесть недель, Джон. Это только шесть недель.
Джон:  Ты не хочешь.
Макси:  Да нет же, я хочу. Но послушай, еще больше я хочу, чтобы ты выздоровел. Чтобы мне не приходилось пугаться твоих криков во сне...
Джон:  Со мной все в порядке.
Макси:  Это ты так думаешь. А твое лицо во время этих кошмаров говорит другое... да и сейчас...
Джон:  Мне было так хорошо здесь.
Макси:  Ты должен окунуться с головой в работу. Только ты сам можешь себя вылечить. Когда любишь кого-то так, как я тебя... хочется верить, что и тебя любят... а не просто цепляются за тебя из страха перед одиночеством.
Джон:  Макси...
Макси  (быстро):  Не говори, я знаю, сейчас ты веришь в это. Но я хочу убедиться... Это сомнение будет стоять между нами... разрастаться, пока не раздавит нас. Я не хочу...

Входит Молли.

Молли:  Это мой адвокат. Мы договорились, что он позвонит ровно в девять.
Макси  (Джону):  Я верю тебе... Ты слышишь? Я верю.
Джон  (с вымученной улыбкой):  Ты веришь... но не до конца.
Макси:  Я просто беспокоюсь за тебя.
Джон  (с горечью):  Вот как!

Джон идет в соседнюю комнату.

Макси:  Джон!
Голос Джона:  Я перезвоню им.
Макси (шепотом):  Я идиот.
Молли:  Черт... что здесь происходит?
Макси:  Я прогуляюсь... подумаю кое о чем.

Уходит. Молли  одна. Она  бродит
по   комнате,  рассеянно   бормоча
  себе  что-то под нос. Входит Джон.

Молли:  Дозвонились?
Джон  (его настроение изменилось, его слова теперь звучат несколько вызывающе):  Увы. Молли, давайте выпьем.
Молли:  Ого! Вот это дело.
Джон:  У меня есть пиво, есть бренди...
Молли:  Я хочу джин.
Джон:  И джин есть. Одну секунду.

Джон  выходит  из  комнаты.  Молли
                подходит   к   зеркалу   и   задумчиво
смотрит      на      свое      отражение.
Появляется Джон с бутылкой в руке.

Молли  (не сводя глаз со своего отражения):  Джон, идите сюда.
Джон  (наливая ей бокал):  Я здесь.
Молли:  Подойдите.
Джон:  Иду.

Подходит к ней с бокалом.

Молли:  Нас можно принять за супружескую пару. Вы были женаты, Джон?
Джон  (вздрогнув):  Как... откуда вы знаете, Молли?
Молли:  Я ясновидящая... а кольцо на пальце? Или это талисман?
Джон:  Господи, мне давно следовало его снять. Забыл... я просто забыл о нем.
Молли:  И давно оно у вас?
Джон:  Десять лет. Три месяца. Шестнадцать дней.
Молли  (со смехом):  Вы что, учите детишек арифметике? Нет, серьезно... чем вы занимаетесь?
Джон:  Я режиссер.
Молли  (поворачиваясь к нему лицом):  Режиссер... были женаты на актрисе?
Джон:  Да, так и было.
Молли:  И долго вы продержались?
Джон:  Я же сказал вам. Десять лет. Почти... почти одиннадцать. Через полгода после свадьбы мы купили другие кольца. Я его так и не снимал никогда.
Молли:  Бедняга. 
Джон:  Все было не так уж плохо.
Молли:  Представляю.
Джон:  Я даже не знаю, мужчин я люблю или женщин. Я просто люблю людей. Просто людей. У меня все идет от этого.
Молли:  И она не смогла  понять.
Джон:  Я сам не понимал... пока не встретил Макси.
Молли  (тихо):  Какая она была?
Джон:  Не вашего типа.
Молли:  А какой он - мой тип?
Джон:  Вы сильнее.
Молли:  А она?
Джон:  Она как я.
Молли:  Джон... я хочу, чтобы ты поцеловал меня.
Джон  (внезапно грубо привлекает ее к себе и целует):  Ты довольна?
Молли  (переводя дыхание):  Ты меня ненавидишь.
Джон  (закрывая лицо руками):  Да нет же... я тебя боюсь. В твоем присутствии я чувствую... черную тень, которая накрывает меня с головой... я чувствую, что свет рядом, но я перестаю его видеть. Со мной это уже было однажды.
Молли:  Макси говорил мне.
Джон:  Прости. Иногда я ненавижу его спокойствие... ну почему я никак не найду покой? Почему одним дано жить в мире с собой, а другим нет? Мне хорошо только рядом с ним. Когда он выходит из квартиры, с ним выходит все... и я снова вижу тень, которая подкрадывается ко мне... накрывает с головой... (вздрагивает) и я тону в ней.
Молли:  Ты и впрямь чуть не утонул однажды, да?
Джон:  Макси вытащил меня... и я снова увидел солнце. Я злюсь на него за то, что он этого не понимает. Вернее,  он понимает... но...

Входит Макси.

Макси:  Молли, ты остаешься?
Молли  (рассеянно):  Что... Ах да, постели мне прямо здесь.
Макси:  Вот и умница.

Макси   выходит   в
соседнюю комнату.

Молли:  Пить мы не будем. Это глупо.
Джон:  Я спрячу. Не знаю, что на меня нашло...

Джон забирает бутылку.

Молли:  Ты умеешь злиться... это неплохо.
Джон:  Со мной это редко бывает.
Молли:  Джон...
Джон  (оборачивается на пороге):  Что?
Молли:  Злись почаще. Таким ты мне нравишься.

Джон застывает на месте.
Входит Макси.

Молли:  Ты уходишь?
Макси:  Да, забыл кое-что... Еще не так поздно. Надо заехать в одно место. Ужин на кухне.

Уходит.  Джон уносит бутылку из комнаты.
Молли    достает    старый    магнитофон   и
ставит  кассету. Звучит  “Sorry   seems to  be
               the   hardest  word”  Элтона  Джона.  Молли
               медленно танцует, ее глаза закрыты, с плеч
               падает шаль. Входит Джон.

Молли  (покачиваясь):  Когда напьюсь, всегда слушаю и плачу.
Джон:  Элтон Джон?
Молли  (кивая):  Я люблю поплакать.
Джон:  Сейчас ты не плачешь.
Молли  (протягивая руки):  Иди сюда.

Джон обнимает ее, и они медленно
покачиваются  под музыку.

Молли:  У тебя удивительные глаза, Джон... Серые глубокие волшебные...
Джон:  Ты еще не совсем протрезвела.
Молли:  И не собираюсь.
Джон:  Макси попросил бы нас подождать его, если бы...
Молли:  Это значит, что он не собирается ужинать. Он не скоро вернется.
Джон:  Не только любовь толкает людей друг к другу.
Молли:  Ненависть.
Джон:  Страх... я говорю о себе. Я боюсь тебя, Молли.
Молли (сонно покачивается):  Говори.
Джон:  Что?
Молли:  Что угодно. У тебя красивый голос.
Джон:  Я режиссер. Я ставлю пьесы. И у меня это получается.
Молли:  Хорошо, продолжай.
Джон:  Почему у меня такое чувство, будто я говорю с самим собой?
Молли:  Ты с собой и говоришь. Меня сейчас здесь нет, я там... в песне.
Джон:  Хорошо, я продолжу. До встречи с Макси я не был счастлив... поэтому и боюсь это спугнуть.
Молли:  А он... Макси... он не боится.
Джон:  Да, он такой.
Молли:  У нас была еще сестренка... он тебе не говорил?
Джон:  Нет.
Молли:  Она умерла, когда ей было три года.
Джон:  Я не знал.
Молли:  Он обожал ее... в детстве я ревновала Макси к ней. Знаешь, что меня испугало, когда я увидела тебя? У тебя те же глаза. Такие задумчивые, такие чистые... У нее были самые чистые глаза на свете. По крайней мере, мне так казалось...
Джон:  Молли...
Молли:  Дай мне сказать. Рядом с тобой легче дышится. Такая душа была у нашей сестренки. У Эми. Легкая душа. Легкая как пушинка. Может, поэтому она умерла совсем крошкой?.. Меня это пугает. В ней не было тяжести... тяжесть дают злость, способность ненавидеть... И этой тяжести ей не хватало... не хватало ее душе. Она вспорхнула и улетела.
Джон:  У меня есть немного этой тяжести.
Молли:  Я знаю... Человек должен злиться, ненавидеть... ему нужна тяжесть, она тянет на землю, сюда, к нам...  к  живым. Если у тебя она есть, держись за нее, Джон, не отпускай. Чтобы земля не отпустила тебя так легко, как нашу сестренку Эми.
Джон  (останавливаясь):  Молли...
Молли:  Да?
Джон:  Я никогда не забуду того, что ты сказала. Хотя это и полупьяный бред. Знаешь, на дне всякого бреда что-то есть... особенно пьяного. Зерно истины.
Молли:  А ты любишь их откапывать?
Джон:  Есть такая слабость.

Тишина.     Молли      выключает
магнитофон. Раздается телефонный звонок.

Это меня.

Уходит.   Молли    садится    на
диван. Через  несколько  секунд
  возвращается Джон с подносом.

Молли:  Как вкусно.
Джон:  Макси задерживается. Будем есть без него.
Молли  (уплетая ужин):  Что-что, а готовить мамочка умеет.
Джон:  Мамочка?
Молли  (махая рукой):  Привычка. С тех пор, как умерла наша мать...
Джон:  Я знаю.
Молли:  В детстве я называла его «мамочка Макси».
Джон:  А у меня нет ни братьев, ни сестер.
Молли:  Наверно, Макси думает, что ты счастливчик. Не досаждают спившиеся неудачники.
Джон:  Молли, перестань ворчать.
Молли:  А знаешь, я чуть было не вышла замуж за...
Джон:  Знаю. Тебе было семнадцать, а ему сорок семь.
Молли  (с застывшим лицом):  Нет... это другая история.
Джон  (переставая есть):  Прости меня... я думал...
Молли:  Что тебе об этом известно?
Джон:  Ну... ты встречалась со своим школьным учителем... и он...
Молли:  Продолжай.
Джон:  Кажется, это был несчастный случай. Он погиб. Упал с балкона... 

Молли резко поднимается
и    подходит    к    окну.

О господи, Молли... Ведь Макси предупреждал меня... Я совсем не хотел напоминать... просто вырвалось, вот и все.
Молли:  Пустяки, это была детская глупость. Молли переспала со своим школьным учителем, потом перестала ходить в школу... а он взял и разбился.
Джон:  Перестала ходить в школу...
Молли:  Знаешь, как это бывает... когда совершишь неблагоразумный поступок, а потом одумаешься... раскаешься, как подобает хорошей девочке... В самом деле, что может быть общего у чистюли отличницы Молли и сорокасемилетнего развратника? И я заставила его почувствовать себя таковым...
Джон:  Ты была ребенком.
Молли:  О да. Хитрым, трусливым и очень благоразумным  ребенком. Я  соблазнила его... а потом испугалась.  Испугалась сплетен, испугалась этой новой Молли, которая рождалась во мне... Когда он разбился, разбилось что-то у меня внутри... Теперь я знаю, что именно. Новая Молли. Она так и не родилась.
Джон  (подходит к ней и обнимает):  Замолчи.
Молли: Не ожидал услышать исповедь чистюли? С тех пор я и валяюсь в грязи. Знаешь, я никогда не верила, что он ушел до конца... Я  чувствую, он где-то тут... рядом...
Джон:  Боже мой...
Молли:  Не думала, что скажу тебе... Я никогда о нем не говорила... даже с Макси. Но он и так знал.
Джон:  Я бы не вынес, если бы со мной случилось такое.
Молли:  А я вот вынесла. Меняю мужей, любовников... Цела невредима.
Джон:  Эта тень... она снова здесь...
Молли (раздраженно): Джон!
Джон:  Не обращай внимания... нервы...
Молли:  Опять твои кошмары?
Джон:  Я расскажу тебе, как это все началось. С Макси... с ним все просто. Для него я просто Джон, которого он любит. Ему не нужны слова... не нужна вся эта ученая чушь, которой люди опутывают себя с головы до ног... до того, что вязнут в ней как         в паутине... (передразнивая речь манерного искусствоведа)  Творческий метод, интерпретация, императив, концептуальность... (смеется)  это на самом деле чушь, Молли. Как в современном театре... люди прячутся за слова. Они их не произносят... они за них прячутся. Они окружили себя баррикадами из слов, за которые не пробиться. За которыми не видно света, не видно солнца... за которыми нет их самих... людей. Одна только тень. Холодная липкая тень. И за ней ничего...
Молли: Эту тень ты видел?
Джон:  Не знаю.
Молли:  В самом деле?
Джон:  Я не знаю, Молли. Знаю только, что Макси помог мне это понять. Все эти разглагольствования от искусства... да что там, даже эти слова -  сексуальность, рефлекс, подсознание и еще черт знает что... Это просто омертвелая плесень, которая покрывает сердце со всех сторон... Живое человеческое сердце. И на что оно стало похоже? На тухлятину. Макси... он снял эту плесень с моего сердца... слой за слоем... пока оно не засияло. И я увидел, что истина проста. Она -  младенец. Люди боятся этой простоты и прячутся за нагромождения слов. Говорят, что все сложно. Черта с два! Все просто. Так просто, что это пугает... пугает заплесневелое сердце...
Молли  (изменившись в лице):   Заплесневелое...
Джон  (не обратив внимания, продолжает, увлекшись):  И я стал прозревать, Молли... Мне открылась эта простота... И я задышал. Я вздохнул полной грудью впервые за многие годы. Я понял, что слова... их дал нам бог не для того, чтобы заслонять истину... а для того, чтобы прикоснуться к ней... почувствовать ее дыхание... вдохнуть в себя. Как Шекспир, как Софокл и Еврипид... Я полюбил слова. До встречи с Макси я их ненавидел.
Молли:  Джон, посмотри на меня...
Джон:  Молли...
Молли  (с недоброй усмешкой):  Ты говоришь, что любишь людей, так?
Джон:  Я говорил...
Молли:  Просто людей. А не мужчин или женщин.
Джон:  Это правда.
Молли:  А я вот никого не люблю. Только свои капризы.
Джон (мягко):  Не надо, Молли... не наговаривай на себя...
Молли:  О, я не кривлю душой. Мои капризы - все для меня. И мой последний каприз...
Джон  (приняв это за шутку):  Ну-ну...
Молли:  Ты.
Джон:  Подожди, Молли...
Молли:  Я хочу, чтобы ты любил меня... чтобы ты потерял голову... забыл все на свете, все-все-все, Джон... ты можешь?
Джон:  Ты же знаешь, что нет.
Молли:  А это мы еще посмотрим. (Подходит к нему, кладет руки ему на  плечи.)
Джон:  Молли, если это шутка...
Молли:  Никогда я не была серьезнее.
Джон  (совершенно растерявшись):  Но послушай...
Молли (целуя его шею, расстегивая рубашку):  Закрой глаза, расслабься...
Джон:  Что ты делаешь?
Молли:  Молчи.
Джон (дрожит): Молли, я не хочу... эта тень... Я снова вижу ее...
Молли  (опускаясь ниже):  И что в ней такого страшного?
Джон:  Я не играю в эти игры... Молли, я действительно вижу тень...
Молли (ее глаза горят, она хохочет):  Тень как тень. (откидывая голову назад) А знаешь, что я чувствую? Что я на дне колодца, а ты наверху... И я тащу тебя вниз. Потому что не могу простить тебе того, что ты  там ...
Джон  (в ужасе):  Молли, что с тобой?
Молли  (поднимается и впивается в его губы долгим поцелуем):  Ну как... На дне не так уж плохо? Не бойся, Джон, у моего мужа было дно поглубже моего - и я отшатнулась. А вот ты мне в самый раз.
Джон (кричит):  Оставь меня... отпусти...
Молли:  Не пущу. (Толкает его на пол и опускается рядом, обхватив его руками и ногами.)  Попробуй вырвись. (Снова целует его, спуская бретельку на своем платье.)
Джон  (зажмурившись):  Уйди! Я не вижу.
Молли  (смеется):  Вот дурачок.
Джон:  Я не вижу.
Молли:  Ты что... (Джон лежит неподвижно, его лицо дергается как при нервном тике.) Джон... открой глаза...
Джон:  Я не могу.
Молли:  Не можешь...
Джон:  Я ничего, кроме нее, не вижу.
Молли  (испуганно):  Джон... о чем ты говоришь?
Джон:  Она опять здесь.
Молли:  Джон, опомнись...
Джон:  Эта тень. Пришла за мной. Я знал, что она вернется.
Молли  (встает, дрожа от страха):  Господи... Что я наделала... (кричит)  Макси!
Джон: Я иду... я должен идти за ней... за тенью...
Молли  (плачет):  Нет, нет, замолчи.
Джон  (ползет к двери):  Я ухожу.
Молли:  Не смей!
Джон:  Я не слышу.
Молли:  Джон, я звоню в больницу...
Джон:  Я не Джон. (Переползает порог соседней комнаты и захлопывает дверь за собой, Молли дергает дверную ручку, но она не поддается, Молли бьется о закрытую дверь, задыхаясь от слез, она встает перед дверью на колени.)

Несколько секунд тишины.

Молли:  Джон... Когда я появилась здесь, я почувствовала... Боже мой, я не знаю, как это назвать... Не знаю... Ты и Макси... это такая высота, такая... Однажды и я была на ней. Но я не устояла. Закружилась голова. (спокойнее) У меня не хватило духа... И в глубине души я никогда не могла себя простить. С тех пор, когда я вижу это... я хочу все разрушить. Наверно, я просто хочу доказать себе, что этого нет. Что мне тогда  показалось.  Что счастье - это солнечный зайчик... мгновение, которое, не успев мелькнуть, исчезает. Что это был сон... а я очнулась. Только и всего. Я просто вовремя открыла глаза. (понизив голос) Но это неправда, Джон. Это ложь... а правда в том, что я испугалась. Я струсила. Я сбежала от самой себя. И за это всю жизнь наказываю других. Но на этот раз... я не могу. У меня нет больше сил обманывать себя... Я хочу, чтобы ты остановил меня... Ну же, Джон... пожалуйста... не позволяй мне все разрушить...

Входит    Макси.  Молли   умоляюще  делает
 ему знак молчать. Несколько секунд тишины.
Молли  и  Макси,  побелевшие  от  страха,  не
                сводят глаз с двери.

Молли:  Джон... ты слышишь меня?
Голос Джона:  Говори.
Молли:  А знаешь, как больно падать с этой высоты... как больно... В тебе что-то гаснет, и ты уже ничего не видишь... не чувствуешь... только боль, боль и боль. Мечешься вслепую... и до того завидуешь тем, в ком этот свет не погас... что начинаешь их ненавидеть. И хватаешься за эту ненависть, как за соломинку... потому что нет ничего страшнее пустоты. Видишь солнечный зайчик и хочешь поймать его, чтобы он исчез в твоих руках, будто его никогда и не было. Фантазия. Обман... Всю жизнь я убеждала себя в этом... и во что я ее превратила? В погоню за солнечным зайчиком.

Дверь  открывается. Джон  сидит
на полу, обхватив голову руками.

Макси:  Джон... хороший мой... (подходит к нему и материнским жестом прижимает его голову к себе) Я знаю, что нам нужно, детка... Теплый чай и теплая постель... Я налью тебе ванну.
Джон:  Макси...
Макси:  Тебе надо отдохнуть.
Джон:  Макси, скажи Молли...
Молли:  Что, Джон?
Джон:  Я... я рад, что ты здесь, Молли.
Молли  (сквозь слезы, еле слышно):  Спасибо, Джон.
Макси  (помогая ему подняться):  Идем, идем...

                Они выходят из комнаты.

С этого  момента  до  конца  пьесы
 на   сцене   звучит   тихая   музыка.
 
Молли  встает и медленно без сил
бредет к графину с содовой водой.
Она   смотрит   на   него   и  снова
опускается на пол. Входит Макси.

Макси:  Тебе нужна хорошая трепка.
Молли:  Я знаю, милый.
Макси  (садится на корточки):  Всю жизнь я собирал то, что оставалось от вас обоих... Но на этот раз...
Молли:  Что на этот раз?
Макси:  Вам удалось это сделать самим.
Молли:  Ну что ты, Макси...
Макси:  Это правда. И это чудо, сестренка. Долгие годы я ждал чуда, и оно произошло. Вы убили свой страх... ты и Джон... вывернулись наизнанку, вытряхнули пепел... и возродились. Как Феникс. Мои бедные раненые птички...
Молли  (поднимая глаза):  Два Феникса...
Макси:  А разве ты не чувствуешь?
Молли (тупо):  Чувствую?.. Да...
Макси:  Если ты была на этой высоте... если ты действительно была...
Молли:  Что тогда?
Макси:  Ты сумеешь вскарабкаться туда снова... но уже закалившись внутренне. Как я и Джон.
Молли:  А вы сумели?
Макси  (улыбаясь):  О да.
Молли:  Макси... я сказала, что счастье - это солнечный зайчик...
Макси:  Что-то такое ты говорила.
Молли:  Я так думала. Но это неправда. Это солнце внутри тебя. Поэтому я и льнула к тебе. В тебе оно есть... и я грелась в его лучах.
Макси:  Сестренка...
Молли:  Я не хочу уезжать... хочу побыть здесь немного... погреться в лучах чужой любви... Ты меня не прогонишь?

Макси:  Грейся сколько хочешь. Ведь вы же моя семья, Молли... ты и Джон... Моя семья.

Макси   и  Молли  медленно
поднимаются и, обнявшись,
                уходят.



Занавес.



 
 


Рецензии
Издана вместе с другими пьесами в отдельной книге в 2005 году.

Наталия Май   10.08.2019 18:56     Заявить о нарушении